![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по разработке программы социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг является эффективным методом активного социального обучения, которым должны овладеть специалисты в области межкультурной коммуникации. Социально-психологический тренинг ориентирован на непосредственное взаимодействие с представителями различных социальных групп и призван научить субъектов общения – на основе их собственного опыта – справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, научить их эффективно общаться с членами других социальных и этнических групп, снизить социальную напряженность в межличностной и межкультурной коммуникации. Замечено, что эффект тренинга в одной области переносится на все другие сферы взаимодействия, т.е. тренинг имеет так называемый кумулятивный эффект. Программа является основным документом тренинга. Определение цели и задач тренинга является значимым этапом на пути планирования и разработки программы тренинга формирования навыков конструктивного межличностного и межкультурного взаимодействия. Четкое видение цели тренинга и определение задач позволяет разработать программу тренинга и тщательно проработать содержание тренинговой работы, подобрать и разработать упражнения для решения поставленных задач. Отметим, что программа, содержание тренинга и постановка его задач определяются объемом часов, регулярностью и количеством планируемых занятий. Как правило, тренер составляет две программы: одну для заказчика (руководителя, администрации), другую, рабочую, для себя. В первой отражаются согласованные позиции, основные задачи и предполагаемые результаты. Вторая, рабочая программа, является более подробным и развернутым вариантом первой. Она представляет собой содержательный план работы тренера с группой. В ней тренер, наряду с общими задачами ставит задания для самого себя, делает необходимые пометки в процессе тренинга (если есть такая возможность), вносит коррективы в содержание последующих занятий после каждой встречи, так как поведение группы, каждого участника, стиль поведения тренера, возникающие обстоятельства могут оказывать влияние и приводить к изменениям процедуры тренинга, подбору упражнений и методов воздействия. Необходимо учитывать, что тренинг – это реальное взаимодействие людей, в процессе которого могут возникать непредвиденные обстоятельства. Приведем два примера, отражающих реальные ситуации в группе во время проведения тренинга. 1. Тренер запланировал выполнить за одно занятие 5 заданий (упражнений) и достичь определенного уровня доверительности в группе. Однако после второго задания в группе возник конфликт, который нельзя было оставить без внимания. Работа с конфликтом отодвинула возможность решения поставленных задач перед тренером и группой, но без его разрешения дальнейшая работа группы по достижению целей тренинга стала бы невозможной. Конфликт – естественное проявление групповой динамики, и тренер должен уметь использовать его в интересах развития личности и группы, по возможности соотнести с задачами данного тренинга. 2. Группа не смогла принять и успешно реализовать групповую конвенцию о нормах и правилах поведения в группе. Члены группы не умеют слушать друг друга, адекватно реагировать на проявление чувств и высказывания участников, не могут эффективно строить взаимодействие. Тренер не может игнорировать наблюдаемые процессы, но и не может сменить программу тренинга. О том, что целесообразно сделать в этом случае, каждый тренер должен решать самостоятельно, исходя из своих возможностей и понимания группы. Однако стоит избегать нотаций и регулярных замечаний-комментариев. Предпочтительно выделить время на обсуждение этой проблемы и принятие группового решения (Лебедева и др., 2004). В общем виде структура программы тренинга может выглядеть следующим образом: Программа тренинга «Название» 1.Цель. 2.Основные задачи. 3.Предполагаемый результат и форма отчетности. 4.Объем часов. 5.Количество занятий. 6.Распределение часов по занятиям. 7.Сроки проведения. 8.Характеристика группы: •количество участников; •возраст; •пол; •профессия, должность; •другая информация, необходимая для решения поставленных целей. 9.Технические условия проведения тренинга (описание помещения, технической оснащенности и т.п.). 10. Ответственный за проведение тренинга (ФИО, контактный телефон, место работы), к которому можно было бы обратиться в случае возникновения проблем разного характера. Представленные позиции условны, не являются стандартными, они должны отражать предпочтения тренера и требования заказчика. В рабочем варианте программы тренера должно быть достаточно места для дополнительных записей, схем, набросков. Они могут возникать как при подготовке тренинга, так и при корректировке программы по результатам анализа проведенных занятий. Программа тренинга, помимо отражения всех организационных и указанных выше моментов, включает проекты каждого занятия. Эти проекты должны иметь четкую логическую связь и определенную последовательность, ориентирующую тренинг на достижение его целей. Они могут быть описаны с разной степенью подробности, что определяется склонностями и опытом тренера. Каждое занятие также необходимо планировать, что можно представить в следующем виде (в данном случае, первое занятие запланировано для группы, в которой участники тренинга не знакомы):
При разработке программы тренинга важно, чтобы тренинг не стал просто набором упражнений. Тренер должен планировать содержательную сторону тренинговой работы, согласно поставленной цели и обозначенных задач, сформированности представлений о результатах тренинга. В основе этих представлений лежат знания о сущности и проявлениях тех психологических феноменов, которые должны формироваться в процессе тренинга у участников группы (компетенции, установки, отношения, чувства, ценности, модели поведения, психические процессы, личностные качества и т.п.). Психологи рекомендуют в любой момент тренинга задавать себе следующие вопросы: - На решение какой задачи направлено то, что происходит в данный момент в группе? - Как соотносятся актуальные (данные) события в группе с основной целью тренинга? - Какие коррекционные действия следует предпринять, если группа сбилась с «главного курса»? - Какие упражнения нужно ввести, чтобы усилить, закрепить или изменить состояние группы или отдельных участников? Программа тренинга, направленная на развитие социальных навыков должна включать когнитивный (информирование), эмоционально-волевой (самосовершенствование навыков и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие личностных качеств) компоненты. На глубину проработки задач тренинга влияет общий объем часов, количество занятий и степень регулярности их проведения, что определяет содержание и длительность используемых упражнений и заданий. Знание периода суток, когда проводятся занятия, также важен. Например, занятия после работы, учебы, во второй половине дня или вечером требуют большего времени для разминок и упражнений, поддерживающих тонус группы и работоспособность участников. Занятия, проводимые в конце и начале недели, также имеют свою специфику. Объективные факторы как социального, так и физического характера (погода, атмосферное давление и пр.) влияют на организацию групповой работы. Начинающим тренерам рекомендуется делать не только максимально подробную программу, но и заготавливать несколько вариантов проектов с учетом перспектив развития групповых процессов и необходимости решения возникающих задач, без которых невозможно достижение основной цели тренинга. Кроме того, начинающим тренерам целесообразно в программе-проекте максимально подробно отражать все элементы тренинга, включая инструкцию к каждому упражнению. По мере накопления тренером опыта объем программы может постепенно уменьшаться, достигая удобных для автора размеров.
|