![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия эффективности социально-психологического тренинга
В качестве взаимодополняющих условий, обусловливающих эффективность социально-психологического тренинга, мы рассматриваем: личность тренера и его профессиональную компетентность, особенности состава Т-группы, условия и методы работы с тренинговой группой. Тренер должен твердо стоять на гуманистических позициях и реализовывать их на всех этапах работы с группой. Тренер, ведущий группы по социальному обучению в условиях межкультурного взаимодействия, должен знать основы этнической и социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, иметь опыт организации групповой работы, владеть методикой проведения тренинга (Жуков, 1996). Необходимо владение методическими приемами и способами воздействия, которые являются наиболее адекватными именно для этой группы и ее участников. Таким образом, тренер при разработке содержания тренинга должен учитывать характеристики тренинговой группы (количественный и статусный состав), которые влияют на проведение тренинга. Опыт тренинговой работы показал, что наиболее эффективно работают группы, состоящие из 10-20 человек, хотя некоторые тренеры работают и с большим количеством участников. В группах оптимальной численности создаются благоприятные условия для тренинговой работы, каждому участнику уделяется достаточно внимания со стороны тренера и группы. В таких условиях каждый человек имеет большие возможности для того, чтобы проявить себя, активно участвовать в упражнениях, дискуссиях, получить информацию о себе посредством обратной связи, а также познакомиться с межличностными и межкультурными различиями, осознать их многообразие и сходство, получить опыт взаимодействия с представителями различных социальных групп. Если группа насчитывает более 20 участников, то необходимо учитывать возникающую сложность при обсуждении и привлечении всех участников к рефлексии, так это занимает значительное время. Также возможно снижение мотивации участников тренинга. Поэтому можно увеличить объем работы в подгруппах, а упражнения подобрать так, чтобы вовлекать в работу всех участников тренинга. В этой целью также успешно используются роли наблюдателей, которые должны получить четкие инструкции о том, за кем и за чем они наблюдают, каким образом фиксируют результаты наблюдения. Обсуждение упражнений и рефлексию следует проводить в виде публичных выступлений представителей подгрупп, а не каждого участника тренинга. Тренеру следует особенно четко контролировать ход дискуссий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется слово, комплектовать подгруппы для выполнения заданий и использовать специальные приемы привлечения внимания группы. Существует незначительное количество упражнений, в которых возможен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать. Для социально-психологического тренинга в условиях поликультурности это особенно важно, так как есть задания, проводимые в моноэтнических или в полиэтнических группах. Цели выполняемых заданий должны определять комплектацию подгрупп по гендерному, этническому, конфессиональному признаку, с учетом социально-психологических характеристик участников тренинга (Лебедева и др., 2004). В больших тренинговых группах можно использовать методику «аквариум». В этом случае одна часть группы образует внутренний круг, а вторая - внешний (наблюдатели). В процессе обсуждений тренер может обращаться и к участникам внешнего круга, поддерживая их активность. Опыт тренинговой работы показывает, что если группа насчитывает 16 и более участников, то целесообразно проведение тренинга не одним, а двумя-тремя тренерами (Верещагина, Дзгоева, Дреева, 2006). Отметим, если тренинг ведут два тренера, то при расположении в «рабочем кругу», им следует находиться друг напротив друга; если три тренера – то занимать места следует так, чтобы они являлись вершинами вписанного треугольника. Таким образом, важно, чтобы тренера не сидели рядом друг с другом, создавая впечатление оппозиции группе. Важным моментом в одновременной работе двух и более тренеров является согласованность их действий, что характеризуется схожими направленностью и стилями. Спорные моменты, которые возникают в процессе тренинга и по организации его лучше обсуждать вне группы (за исключением упражнений, когда необходимо высказывать противоположные точки зрения). В упражнениях, где дается две инструкции для «добровольцев» и всей группы, ситуация с двумя тренерами очень удобна, так как позволяет проводить инструктаж одновременно и не оставлять без внимания участников тренинга. Характеристика группы является важным условием эффективности социально-психологического тренинга. Необходимо при комплектации группы соблюдать несколько требований. Желательно, чтобы по гендерному признаку тренинговая группа была смешанной. Конечно, не всегда у тренера бывает возможность комплектования группы, но отметим, что соотношение полов 30-40% к 60-70% является желательным и благоприятным для процессов групповой динамики и самочувствия личности в группе (Лебедева и др., 2004 с.128). Статус участников группы должен быть горизонтальным, т.е. одинаковым. Нельзя, например, включать в тренинговую группу школьников, взрослых людей, работников школы. Особенно значимой статусная характеристика становится, когда в тренинге участвуют знакомые люди. Если этот момент не учитывать при комплектовании групп, то нарушается условия освоения нового опыта. Развитие личности происходит только в ситуации свободы и доверительности отношений в группе. В. Стефан и К. Стефан отмечали, что достижение равностатусности в межкультурном взаимодействии – одно из важнейших условий снижения этнических предубеждений и негативных стереотипов (Stefan, Stefan, 2001). Помимо рассмотренных характеристик группы, важное значение имеет соотношение участников по этническому, конфессиональному и образовательному уровню. Учет этих показателей должен соотносится с целями, задачами и спецификой тренинга. Если у тренера есть возможность комплектования группы, что в реальной практике встречается довольно редко, следует учитывать психологические характеристики кандидатов для участия в тренинге. Кроме того, необходимо исключить возможность попадания в группу лиц с пограничными психическими состояниями, патологическими акцентуациями характера и поведения. Вопрос о включении в тренинговую группу людей с ограниченными возможностями необходимо каждый раз рассматривать индивидуально и учитывать как степень ограничения этих возможностей, так и цель тренинга. В школьных условиях нельзя исключать из работы детей с физическими проблемами. В этом случае от тренера и человека, комплектующего группу, требуется особая деликатность. Тренеру желательно познакомиться с участниками тренинга заранее. При отсутствии такой возможности и недостатке информированности стоит быть особенно внимательным во время первого занятия. Эта работа является для тренера чрезвычайно ответственной и деликатной, требует серьезной психотерапевтической подготовки и опыта, душевной тонкости и психологической грамотности, словом, всего того, что входит в профессиональную компетентность тренера. Следует помнить, что на разных этапах тренинга, развития Т-группы и в возникающих ситуациях к стилю ведущего предъявляются различные требования. Традиционно используется деление на «жесткий» и «мягкий» стили: авторитарный, демократический и попустительский. Несмотря на то, что некоторые авторы подчеркивают необходимость использования в тренинге любой направленности только один вариант стиля в течение всех занятий, опыт тренинговой работы показывает, что тренер должен обладать способностью «быть разнообразным и гибким», стремиться осваивать различные стили и модели поведения. Тренер должен обладать умениями перцептивной диагностики, способностью к интерпретации психических процессов, происходящих во время тренинговой работы и использованию в процессе тренинга информации о групповой и личностной динамике. Тренеру необходимо иметь равную дистанцию со всеми участниками тренинга: все члены группы должны понимать и чувствовать равноудаленность тренера от всех, видеть, что симпатий и личных предпочтений у тренера нет, т.е. нет любимчиков. Кроме того, ведущему примером своего поведения необходимо демонстрировать важнейшую черту тренера, которую он и развивает в участниках: безоценочное принятие людей. Тренер должен уметь включать в работу всех участников группы. Иногда тренеры непроизвольно начинают опираться в своей работе с группой на «удобных» для них людей. Причем это происходит порой неосознанно. В результате работает только часть группы. Конечно, разговорить говорливого легче, чем молчуна. Но тренер всегда должен помнить, что его важнейшая задача - внимание к каждому человеку. Именно поэтому возникает сложность выполнения этой задачи в больших группах, и эффективность тренинга в них существенно снижается. Следовательно, тренер должен понимать психологические особенности участников группы и учитывать их в организации всей групповой работы, реализуя принцип индивидуального подхода. Формирование социально-психологического климата группы является важной составляющей работы тренера. Тренер-ведущий должен понимать его психологическое содержание, факторы, которые влияют на него. Тренеру важно уметь управлять всеми составляющими климата, создавая нужный настрой группы в соответствии с конкретными целями работы на разных этапах. Психологический климат группы является сложным психологическим образованием, включающим наряду с другими элементами эмоциональное отражение групповой динамики, а также показатели удовлетворения потребностей личности (познавательных, статусных, самореализации и др.) (Парыгин, 2003). Благоприятный климат означает, что участники тренинга довольны тем, что происходит в группе, что оправдываются их ожидания, они получают ценный опыт и с удовольствием идут на занятия, испытывая доверие к группе и тренеру. Тренеру необходимо постоянно чувствовать эмоциональный настрой группы в целом и каждой личности, интерпретировать его и, в случае необходимости, корректировать. Однако сказанное не означает, что в группе постоянно должны царить благодушие и эмоциональный комфорт. Регуляция эмоционального состояния тренинговой группы должна осуществляться с учетом следующих моментов. Во-первых, теория и практика развития коллектива предполагают наличие эмоциональной динамики (Лутошкин, 1998). Отсутствие таковой является признаком застоя, прекращения развития группы. Во-вторых, личностный рост человека и развитие группы происходит, как правило, через сильные переживания, катарсис и другие состояния, которые специально вызываются при необходимости и регулируются специальными психотерапевтическими приемами. Тренеру также важно уметь создавать и разрешать в группе конфликты, вызывать и снимать агрессию. В социально-психологическом тренинге в условиях межкультурного взаимодействия выполнение этих задач осложняется социальными табу, особой этнокультурной окраской социальной желательности, запретом на обсуждение в полиэтнических группах многих этнокультурных проблем, особенностями проявления гендерных аспектов поведения у представителей разных этнических групп, возможным делением на «своих» и «чужих». Все это предъявляет повышенные требования к тренеру, который должен быть компетентным в проблемах психологии личности, социальной психологии межгрупповых и межличностных отношений, этнической и кросс-культурной психологии. В-третьих, именно через реальное воздействие тренера на эмоциональную сферу участников, их позиции, отношение к происходящему проявляются наиболее ярко. Благодаря этому создаются наиболее благоприятные возможности для обучения и развития личности. Тренер, работающий в Т-группах должен обладать и развивать в себе способность к критической оценке своих действий и учету результатов ее анализа на последующих этапах тренинговой работы. Важно всегда помнить, что тренинг – это активная форма обучения, и максимально наполнять занятия именно тренинговыми методами, избегая соблазна превратить занятия с группой лишь в лекцию, в урок, транслирование информации. Но при этом тренеру важно помнить, что одной из важнейших целей тренинга является формирование социальных навыков, поэтому необходимо конструировать тренинг на четырех взаимосвязанных уровнях: гностическом, конструктивном, деятельностном и аналитико-коррекционном. Следует тщательно продумывать, в какой форме должен осуществляться в группе этот процесс, сочетая дидактические и интерактивные формы групповой работы. Как в малых, так и больших тренинговых группах особое внимание необходимо уделять мотивации всех участников. Особая ответственность тренера заключается в том, что он должен заложить основы поведения в группе каждого участника через осознание и групповых ценностей и формирование отношения к ним. Поэтому чрезвычайно значима вся атмосфера разговора, проявление уважения к каждому участнику и его мнению, поведение тренера в целом. Эффективность создания информационно-мотивационной основы тренинга во многом определяет успешность всего тренинга. На наш взгляд, целесообразно проводить в группе дискуссию на заданную тему таким образом, чтобы участники пришли к осознанию как самой проблемы, так и недостаточности имеющихся у них знаний и умений для ее решения. Это создаст мотивационную основу усвоения знаний и внимание к той научно-практической информации, которую тренеру необходимо передать группе. Формируя мотивацию участников, следует подчеркнуть отличие лекционных, информационных занятий от активного обучения, к которым относится и тренинг. Тренеру важно отметить, что социально-психологический тренинг может быть эффективным и полезным для каждого только тогда, когда группа сможет, соединяя возможности всех участников, проявлять свою заинтересованность и активность при решении возникающих задач. Разговор о целях тренинга призван не только информировать участников, но и мотивировать их на достижение цепей, стимулировать личную активность. Сам стиль дискуссии должен способствовать формированию атмосферы доверия и чувства безопасности у каждого члена группы. Кроме того, обсуждение всех вопросов должно строиться на доступном для участников уровне. Очень важно, чтобы они приводили примеры, осознавали проблемы, а не просто слушали тренера и соглашались с ним (Парыгин, 1996). Например, обсуждая цели и задачи межкультурного тренинга, следует очень кратко обозначить актуальную социально-политическую ситуацию (с одной стороны, – теракты, заложники, войны; с другой – расширение межкультурных контактов, формирование полиэтнических сообществ). Затем можно перейти к вопросу о необходимости развития у каждого человека способностей к эффективному и толерантному межкультурному взаимодействию. Тренеру важно не спровоцировать дискуссию о сложных проблемах, не имеющих однозначной оценки. Н.М.Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева рекомендуют ограничиться констатацией известных фактов и выражением к ним своего отношения. Например, «война – это всегда трагедия, горе, боль, тягостные последствия... Следует отметить, что сложная тема противостояния не является предметом тренинга. Напротив, наша задача – научиться жить в мире» (Лебедева и др., 2004). Тренеру желательно получить согласие группы следовать целям тренинга, не отвлекаясь на обсуждение социально-политической ситуации. Чтобы это условие было принято группой и не воспринималось как подавление прав участников, тренер может попросить группу контролировать и наказывать за нарушение договоренности его самого. Рекомендуется, не заостряя внимания на этом моменте, переключиться на позитив и подчеркнуть важность направленности внимания группы на этнокультурные проблемы, на особенности поведения, обусловленные культурой, наличие межкультурных барьеров. А затем подвести участников к необходимости выработки стратегий их преодоления в целях достижения взаимопонимания, мирного урегулирования возможных межэтнических конфликтов. Формируя мотивацию участников социально-психологического тренинга, следует подчеркнуть отличие лекционных, информационных занятий от активного обучения, к которым относится и тренинг. Тренеру важно отметить, что тренинг может быть эффективным и полезным для каждого только тогда, когда группа сможет, соединяя возможности всех участников, проявлять свою заинтересованность и активность при решении возникающих задач. На этапе формирования мотивации и климата группы проблема осознания участниками целей тренинга и путей их достижения обсуждается достаточно подробно. У членов группы складывается понимание того, что без объективности взаимооценок, конструктивности критики, умений ее высказывать и принимать группа не сможет продвигаться вперед к решению поставленных задач. По этому поводу принимается специальное групповое решение. Кроме того, здесь следует обсудить готовность школьников к разговорам о межличностных и межкультурных отношениях, о важности развития навыков конструктивного межэтнического взаимодействия. В процессе обсуждения вопросов, связанных с климатом группы и мотиваций (групповой и индивидуальной), следует попросить всех участников высказать свои опасения и переживания, связанные с ожиданиями от тренинга, а затем, поощряя искренность высказываний, подвести группу к выражению конструктивных пожеланий себе, группе и тренеру (Оллпорт, 2009). Здесь тренеру важно правильно позиционировать себя перед группой, подчеркнув, что он не руководитель, не учитель, не директор, а участник группы, прежде всего человек, помогающий группе идти к достижению целей тренинга в процессе совместной деятельности. Целесообразно сказать участникам о демократических принципах, а также о том, что они имеют право корректировать поведение тренера, вносить предложения по улучшению работы группы. Поддержанию рабочего тонуса способствует и некоторая неопределенность по поводу предстоящей работы, особенно у тех участников, которые участвуют в тренинге впервые. Однако каждый участник тренинга должен быть уверен в том, что никаких деструктивных действий в отношении него не будет, что тренер твердо стоит на гуманистических позициях и гарантирует психологическую безопасность всем членам группы. Сформировать у группы такую уверенность – важнейшая задача тренера. При отсутствии времени на дискуссию в большой группе можно сформулировать вопросы для подгрупп, а затем обсуждать варианты решений, выработанные в них. При такой форме проведения работы тренеру необходимо грамотно резюмировать итоги дискуссий, подводя группу к формулировке нужных вопросов, формируя мотивационную основу познавательной деятельности. Очень важно в конце занятия, при подведении итогов проконтролировать усвоение новых знаний. Безусловно, непосредственные условия проведения тренинга являются важным фактором эффективности межличностного и межкультурного тренинга. Идеально, чтобы это была просторная (около 60 кв. м) комната с возможностью разделения на относительно изолированные зоны, с ковровым покрытием, хорошими вентиляцией, звукоизоляцией и освещением, свободными стенами, большим зеркалом площадью 4 кв. м, закрытому жалюзи. Желательно, чтобы эта комната была оборудована аудио- и видеотехникой, компьютером, кодоскопом. В подобном тренинговом кабинете желательно, чтобы были удобные, легкие стулья, 3-4 стола, доска или флип-чарт, напольные коврики. Стены и жалюзи должны быть спокойных теплых тонов и соотноситься с типом освещения в кабинете. Предварительное знакомство с помещением и максимально полная информация о группе позволяют тренеру учитывать возможности кабинета при подборе упражнений и игр, создании оптимальных условий для всех видов работы. Включение видеотехники и использование видеоматериалов в процессе тренинга существенно повышает его эффективность, но и предъявляет дополнительные требования к специальной подготовке самого тренера. Эффективность использования видеоматериалов происходит за счет получения участниками дополнительного источника обратной связи, мотивирующей силы эффекта «видеоконфронтации», возможности повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделения фрагментов и т.п. При этом следует учитывать, что видеосъемка требует от тренера специальной подготовки, опыта проведения видеоадаптации, увеличивает время, затрачиваемое на снимаемые упражнения (просмотр), требует овладения методикой перцептивного анализа ситуаций. Целесообразно пригласить специально подготовленного оператора с целью повышения эффективности тренинга и во избежание ухудшения психологического самочувствия участников группы или проводить запись конкретных упражнений с помощью настроенной видеокамеры со штативом. Методы тренинговой работы, их подбор и содержательная часть выступают значимым условием эффективности социально-психологического тренинга. Необходимо внимательно изучать рекомендации по подбору методов тренинга, описание целей, инструкций, содержания упражнений и необходимых материалов для их проведения.
|