Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства 4 страница






Наряду с декларацией и в развитие ее положений III съезд Советов принял ещё один важный конституционный акт, непосредственно воплотивший ленинскую идею демократического централизма, основного принципа организации и деятельности государственного аппарата многонациональной Советской республики – резолюции «О федеральных учреждениях Российской республики».

III Всероссийский съезд Советов, таким образом, конституционно оформил важнейшие завоевания Советской власти – единовластия и полновластия Советов и выдвинул подготовку Конституции в качестве одной из первоочередных задач советской власти. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК подготовить к очередному Всероссийскому съезду Советов проект Конституции РСФСР. Однако вскоре после III съезда Советов стало ясно, что ВЦИК фактически не может тотчас же приступить к разработке Конституции РСФСР. В связи с резким обострением в январе-марте 1918 года международной обстановки (прекращение мирных договоров в Брест-Литовске и наступление германской армии) и усложнением внутреннего положения, в частности в связи с оппозиционным выступлением «левых коммунистов» и левых эсеров, все внимание большевистской партии и Советского правительства было устремлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции на время была отложена.

После ратификации Брестского мирного договора Советская власть получила «возможность на известное время сосредоточить свои силы на важнейшей и труднейшей стороне социалистической революции, именно на задаче организационной». Поводом для создания конституционной комиссии послужил вопрос о взаимоотношениях СНК и МСНК. 30 марта 1918 года Пленум ЦК РКП (б) рекомендовал ВЦИК образовать Конституционную комиссию для подготовки проекта Советской Конституции, с тем, чтобы представить его на утверждение V Всероссийского съезда Советов. 1 апреля 1918 года большевистская фракция ВЦИК, заслушав доклад Я.М.Свердлова, признала необходимость срочного и безотлагательного оформления Советской Конституции. Председателем Конституционной комиссии был избран Я.М.Свердлов, секретарем В.А.Аванесов. Конституционная комиссия начала работу с 5 апреля и работала по 5 июля 1918 года.

Острые споры возникали в комиссии в отношении вопроса национальной государственности. М.А.Рейснер ошибочно считал, что национальный вопрос пережиток феодализма, изживаемый уже в буржуазном государстве. «Национальный принцип, – писал он в своем докладе, – идеологическое начало, которое даже в рамках современного буржуазного общества может играть лишь весьма второстепенную роль и, по крайней мере, временную роль». Справедливо отмечая классовые антагонизмы, раздирающие капиталистическое общество, М.А.Рейснер пришел, однако, к неверному выводу, что эти противоречия делают невозможной национальную консолидацию. Тем более, считал он, при советском строе не может быть и речи о национальном вопросе, национальной государственности. Поэтому федерация должна строиться не по национальному, а по экономическому принципу. Её членами должны быть не национальные государственные объединения, а чисто хозяйственные единицы.

Проект Конституции, представленный в комиссию работником Отдела законодательных предположений П.П.Ренгартеном, отбрасывал не только национальный, но и территориальный принцип организации государственного единства. Членами федерации, считал автор проекта, должны быть профессиональные объединения. «Государство Российское, – говорилось в одном из вариантов проекта, – являет собой сложное государственное образование, состоящее из государств членов, каковыми являются основные профессиональные объединения в виде пяти профессиональных федераций: федерации земледельцев, федерации промышленных рабочих, федерации служащих торговых предприятий, федерации служащих у государства (чиновники), федерации служащих у частных лиц (прислуга)».

В ходе дискуссии, развернувшейся по докладам М.А.Рейснера и И.В.Сталина, выявились довольно разнородные мнения, выходившие за рамки проектов (проект П.П.Ренгартена, не являвшегося членом Конституционной комиссии, практически не обсуждался). М.А.Рейснер понимал под коммунами хозяйственные единицы, которые обладали некой территорией и были, таким образом, территориальными понятиями. Прообразом своих коммун он считал уже существовавшие Кронштадскую и Петроградские коммуны. Поэтому, по существу, от позиции М.А.Рейснера не отличается позиция Шрейдера, который считал, что другие губернии, уезды, волости могут стать возможными членами федерации. Взглядам Рейснера и Шрейдера близка, но не тождественна позиция комиссара отдела местного управления Народного комиссариата внутренних дел Лациса, полагавшего, что Российскую Федерацию следует определить как областную.

Ещё до начала работы над проектом Конституции, вскоре после III съезда Советов, М.И.Лацисом был разработан «Конспект о Советской власти, как в городах, так и в деревнях» – своеобразная неофициальная инструкция местным Советам. «Конспект» представлял себе Российскую Федерацию следующим образом: «п. 48. Губернии, связанные национальными, географическими или экономическими узами, объединяются в области; п.49. Все области прежней российской территории, признающие Советскую власть и желающие быть в тесном союзе, составляют Российскую Социалистическую Республику Советов...». В «Конспекте» РСФСР мыслилась как союзное государство, членами которого являются области. При формировании федерации национальный признак учитывался, но не являлся единственным определяющим фактором. Член комиссии от эсеров-максималистов А.И.Бердников выступил вообще против федерализма, за унитарность, но с допущением автономии (какой – неясно). С его точки зрения федерация и автономия не допустимы.

Комиссия после обсуждения приняла национально-территориальный принцип построения советской федерации. Этот принцип и был закреплён в Конституции. Статья вторая называет Россию федерацией национальных республик. Статья 11 провозглашает, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы».

Выработанный Конституционной комиссией проект Конституции был рассмотрен 3 июля 1918 года специальной комиссией ЦК РКП (б). Комиссия одобрила представленный проект, внесла в него ряд важных поправок и дополнений. В Конституцию в качестве её вводной части была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 10 июля 1918 года V Всероссийский съезд единогласно утвердил проект первой советской Конституции. Конституция РСФСР 1918 года состояла из шести разделов: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; Конструкция советской власти; Активное и пассивное избирательное право; Бюджетное право; О гербе, флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Разделы Конституции были разбиты на 17 глав, а главы на статьи (90 статей). Конституция отразила конкретно-исторические особенности в развитии социалистической революции в России. И предстала перед всем миром как образец принципиально новой конституции социалистического типа.

Создание основ советского права. Разработка и развитие советского гражданского права. Устанавливая социалистическое право, Советское государство не сохраняло в целом тему старого права. Однако это не означало, что отдельные нормы старого права не оставались в силе и при новой власти. Таким образом, своеобразие момента заключалось в том, что в 1917-1918 гг. наряду с новыми нормами продолжали сохраняться и нормы старого буржуазного права, которые постепенно, по мере развития законодательства, теряли свою силу.

Правовую жизнь этого периода в стране характеризуют и некоторые другие специфические черты: широкое непосредственное участие трудящихся и их общественных организаций во всех областях нормотворчества; законодательная деятельность местных органов государственной власти; осуществления правотворчества многими центральными государственными органами; преимущественно комплексный характер издаваемого нормативного материала. Одна из примечательных черт советского законодательства 1917-1918 гг. заключается в том, что правовые акты были комплексными и охватывали вопросы нескольких отраслей права. Но некоторые декреты Октября имели и четко выраженный специальный характер. Таковы, например, декреты о введении 8-часового рабочего дня, о социальном обеспечении трудящихся и социальном страховании, о суде, акты семейно-брачного законодательства, отдельные акты административно-правового, финансово-правового, уголовно-процессуального характера.

В период после победы Октябрьской революции советское законодательство не было кодифицировано. Однако уже начала складываться подразделявшаяся на отрасли права система советского права, единство которой было обусловлено новыми производственными отношениями, а также единством основных принципов, пронизывающих содержание всех правовых актов Советской власти. В этот период времени закладывались такие отрасли права как гражданское, уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и ряд других. Поскольку РСФСР являлась ведущей в тот период времени республикой, целесообразно рассматривать формирование основных отраслей права именно на ее примере, поскольку другие советские республики брали за основу своего законодательства законодательство РСФСР, творчески обобщая его с учетом своих национальных особенностей.

Создание основ гражданского и земельного права. Первый этап строительства нового законодательства отличался комплексностью и переплетением сразу же нескольких отраслей права. Примером может служить гражданское и земельное право. Законодательство дореволюционной России, как и законодательство других буржуазных государств, главным видом собственности признавало частную собственность. Задачей новой социальной революции было уничтожение капиталистической частной собственности на орудия труда и средства производства, на экспроприацию экспроприаторов.

В ночь на 26 октября (8 ноября) 1917 года II съезд Советов принял декрет о земле. По этому декрету помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа и согласно крестьянскому наказу, составленному на основании 242 местных крестьянских наказов, «вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д.» объявлялась всенародным достоянием и переходила в пользование трудящихся. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфисковывались. Право пользования землей было предоставлено всем гражданам, желающим обрабатывать ее своим трудом. Земля была изъята из гражданского оборота.

Советская власть передавала крестьянам более 100 млн. десятин земли. Этим декретом только что созданное Советское государство положило основание национализации земли, проходившей в форме конфискации. Согласно декрету, вся земля поступала в общенародный земельный фонд. Землепользование было уравнительным, то есть земля распределялась между трудящимися по трудовой или по потребительской норме с периодическими переделами земельного фонда. Крестьянам была предоставлена большая инициатива в распределении земли и в выборе форм землепользования.

Важным дополнением декрета о земле явился декрет от 19 февраля 1918 года «О социализации земли». В статье 1 декрет устанавливал, что «всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР отменяется навсегда», и земля переходит в пользование всего трудового народа. В знаменитой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подобно декрету от 19 февраля 1918 года, провозглашалась социализация земли с уравнительным землепользованием.

Принцип уравнительного землепользования не был большевистским. Это мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства в противовес национализации. Этот лозунг отстаивали эсеры. Но, поскольку большинство крестьян требовали распределения земли по этому принципу, коммунистическая партия вынуждена была принять его и проводить в жизнь.

Первые декреты Советского правительства о земле, установив социализацию земли с уравнительным землепользованием, помогли крестьянству довести до конца буржуазно-демократическую революцию, облегчили и ускорили переход к социалистической революции в деревне, к социализму в земледелии. По существу, провозглашенная «социализация» была пролетарской национализацией земли, поскольку частная собственность на землю была отменена. Отмена частной собственности на землю, изъятие земли из частного оборота, запрещение частных сделок с землей: продажи, аренды, дарения, наследования и т.д., передача земли в ведение лишь органов государства означала собой, что уже первыми декретами о земле была установлена национализация земли.

«Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и первыми декретами отменялась также частная собственность на леса, воды и недра, и они объявлялись государственной собственностью. Причем леса, недра и воды, имевшие общегосударственное значение, поступали в исключительное пользование государства, а мелкие реки, озера и леса переходили в пользование общин, но при условии заведования ими местными органами государственного управления. Таким образом, в отношении недр, лесов и вод уже первые законы советской власти устанавливали государственную собственность. Декрет ВЦИК «О лесах» от 27 мая 1918 года в статье 2 устанавливал, что «леса, принадлежащие частным лицам и обществам, объявляются без всякого выкупа общенародным достоянием РСФСР». Таким образом, упомянутые выше законы землю, леса, недра и воды объявляли всенародной, то есть государственной собственностью и отменяли весь дореволюционный порядок, связанный с частным правом владения и распоряжения в этой области, закладывая, тем самым, социалистические основы советского гражданского права.

Наряду с этим, первые законы о земле заложили экономические и юридические основы для развития земельного и колхозного права. Уже законы этого периода, в отличие от земель сельскохозяйственного значения, различали земли специальной культуры и промышленного значения. В первых законах о земле наряду с уравнительным распределением земли между землепользователями, предусматривались необходимые гарантии для роста социалистических форм сельского хозяйства. В декрете «О социализации земли» в статье 11 отмечалось, что «в задачи распределения земель со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения входит развитие комплексного хозяйства в земледелии».

В целях скорейшего достижения социализма Российская Федеративная Советская Республика, говорится в этом же декрете, «оказывает всяческое воздействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным».

Одним из важных актов подрыва крупной буржуазной собственности были законы от 27 (14) апреля 1918 года «Об отмене наследования» и от 20 (7) мая 1918 года «О дарении». Эти законы были направлены против капиталистической частной собственности и не затрагивали интересов трудящихся. Закон «Об отмене наследования» отменял наследование, как по закону, так и по завещанию, и наследственное имущество стоимостью свыше 10 тысяч рублей переходило в доход государства. В случае нетрудоспособности призываемых наследников, им из имущества, входившего в сумму свыше 10 тысяч рублей, выдавалось содержание в размере, которое устанавливалось органами социального обеспечения и местными Советами. Этот декрет хотя и был назван «Об отмене наследования», но он, по существу, сохранил наследование супруга, родственников по прямой нисходящей линии, а также братьев и сестер в том случае, если наследственное имущество не превышало 10 тысяч рублей, в частности, если оно состояло из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства. Чтобы вести борьбу с обходом закона об отмене наследования, декретом «О дарении» было запрещено дарение имущества, стоимостью свыше 10 тысяч рублей. При признании дарения противозаконным, предмет дарения поступал в собственность государства.

Вышеназванные и другие законы, направленные на национализацию орудий и средств производства буржуазии, на установление монополии внешней торговли обеспечивали переход в руки социалистического государства командных высот, экономической базы диктатуры пролетариата как основы для социалистического строительства.

Семейное право. В капиталистических государствах семейное право являлось составной частью гражданского права. Слияние семейного права с гражданским в буржуазных странах объясняется тем, что с буржуазной точки зрения брак представляет собой одну из обычных гражданско-правовых сделок подобно купле-продаже какой-либо вещи. В царской России брачно-семейные отношения регулировались десятым томом Свода законов Российской Империи 1835 г., закреплявшего феодально-патриархальные устои. Временное правительство никаких изменений в царское законодательство не внесло.

Дореволюционное законодательство России о браке и семье было основано на неравноправии женщин с мужчинами, на деспотизме мужа и отца, на бесправии внебрачных детей, на вековых принципах господства и порабощения. Царское законодательство России защищало изжившие себя институты эпохи феодализма и даже родового строя, например, многоженство, брак малолетних и т.п. для народов Кавказа, Туркестана, Севера и Востока Сибири. Ряд очень важных вопросов брачно-семейных отношений находился в ведении церкви.

Советская власть разрушила старые нормы и провозгласила новые принципы семейного права, основанные на социалистических началах. История советского законодательства в области брачно-семейных отношений начинается с издания двух знаменитых декретов от 19 и 20 декабря 1917 года «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», установившие основные принципы семейного права и разрешившие неотложные вопросы этой отрасли права. С отделением церкви от государства и школы от церкви советские люди освобождались от довлеющих сил церкви. Дореволюционное законодательство юридически связывало супружеские отношения исключительно только с религиозным браком.

Декабрьские декреты 1917 года отменили законность религиозных браков и провозгласили браки, зарегистрированные в отделе записей актов гражданского состояния. Только гражданский брак порождает юридические последствия. Церковный брак, совершенный после 20 декабря 1917 года, не порождал прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если они не зарегистрированы в установленном порядке. Декреты последовательно проводили идею равноправия женщины с мужчиной в браке, семье и имущественных отношениях. Также устанавливался свободный порядок разводов. Брак мог быть расторгнут при заявлении обоих или одного из супругов. Законы 1917 года каких-либо оснований для развода не устанавливали. Внебрачные дети во всем были уравнены с детьми, рожденными в браке.

Сохранилась интересная статистика, свидетельствующая о реализации первых советских законов в области брачно-семейного законодательства. Начиная с января 1918 года, граждане начали обращаться в органы местных Советов с просьбами о заключении гражданских браков. В этом месяце в Москве было зарегистрировано 8 браков, в течение 15 дней февраля – 9, в июле – уже 331. Всего в Москве к августу 1918 года было зарегистрировано 1316 гражданских браков. Возраставшее из месяца в месяц число гражданских браков наглядно показывало растущую популярность советских законов о браке.

Не менее выразительными были данные о разводах. Уже через несколько дней после опубликования декрета, в народные суды Москвы были поданы первые два заявления о разводе (это было в рабочем Рогожском районе). В январе 1918 года было подано уже 98 заявлений, в апреле – 1053, а всего за семь месяцев по всем судам Москвы – 4913 заявлений. При этом они исходили не только от мужчин, но и от женщин. Эти сведения интересны тем, что никогда в последующем не было такого соотношения между разводами и браками, при котором разводы превышали бы число заключенных браков. Следовательно, происходил активный процесс освобождения людей от кабальных, неравных браков, возникших до революции. В дальнейшем число разводов стало постепенно снижаться, и во второй половине 1918 года в Москве их было уже 2703. но все же число разводов оставалось еще довольно значительным, составляя в 1919 году по подсчетам П.И.Стучки «на всю Советскую Россию, не считая даже Украины», около 200 тысяч в год.

Таким образом, первые декреты Советской власти в области семейно-брачного права были направлены на уничтожение основ буржуазного права, связанных с частной собственностью, зависимостью жены от мужа, разрешили вопрос о правовом положении детей, рожденных вне брака, положили начало созданию подлинно социалистической семьи.

Трудовое право. С первых дней после Октябрьской революции государство проводило в жизнь программу-минимум большевиков в области охраны труда. Революция создала условия для коренного переустройства трудовых отношений. После Февральской революции Временное правительство всячески противилось борьбе рабочего класса за удовлетворение его требований. Восьмичасовой рабочий день был введен на отдельных предприятиях только явочным порядком самими рабочими под руководством большевиков.

На второй день пролетарской революции был создан Народный комиссариат труда. 11 ноября (29 октября) 1917 года был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне», установивший продолжительность рабочего времени. В статье 2 декрета провозглашалось как незыблемое правило, что рабочее время «… не должно превышать 8-ми рабочих часов в неделю». Были установлены обязательные перерывы среди рабочего дня для отдыха и приема пищи. Установление советским государством 8-мичасового рабочего дня явилось событием большой исторической важности. Декрет о 8-мичасосов рабочем дне 14 июля 1918 года был дополнен Постановлением СНК РСФСР об отпусках, которым рабочим и служащим всех отраслей труда было предоставлено право получить один раз в году отпуск с сохранением зарплаты.

Декретом СНК от 18 мая 1918 года была ликвидирована старая фабричная инспекция и организована новая инспекция труда, избираемая организациями самих трудящихся (профсоюзами и страхкассами). Она по закону получила широкие права по охране жизни и здоровья трудящихся. Инспекции труда было предоставлено право привлекать к ответственности за нарушение трудового законодательства и за непринятие необходимых мер по охране жизни и здоровья трудящихся.

Советским правительством были изданы декреты о социальном страховании: Положение от 11 декабря 1917 года «О страховании на случай безработицы», декрет от 22 декабря 1917 года «О страховании на случай болезни» и другие. Все это свидетельствует о том, что в первый период Советской власти была создана широкая система норм по трудовому праву, регламентирующих вопросы трудовых отношений и социального страхования в интересах социалистического строительства. Таким образом, в 1917-1918 гг. были изданы акты принципиального характера, заложившие основы новых трудовых отношений, в том числе в области социального страхования и социального обеспечения.

Уголовное право. Создавая новое государство, Советская власть встретила отчаянное сопротивление старого мира. Это сопротивление вылилось в форму контрреволюционного саботажа, заговоров, восстаний, террористических и диверсионных заговоров, шпионажа. Наряду с этим, сопротивление проявлялось в форме хищений, спекуляции, бандитских налетов и других преступлений, организуемых классово чуждыми для советской власти элементами. Поэтому роль уголовного законодательства в первые дни революции была велика. Однако уже в период проведения Октябрьской революции Советское правительство издает ряд декретов, задачей которых и было передать массам инструкции к конкретной практической работе. Декреты в этот период давали общие указания, общие директивы, конкретизировать которые должна была революционная практика.

Так, декрет «О земле», ограничиваясь названиями преступлений и общими указаниями на их наказуемость, объявил, что всякая порча конфискованного имущества, являющегося достоянием всего народа, является тяжким преступлением, караемым революционным судом. Декрет «О суде №1», давая общие указания, намечая основные принципы организации деятельности судебных органов, представлял огромное поле деятельности широким народным массам. В декрете говорилось, что местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств, если они не отменены Революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Советское уголовное право с первых дней Октябрьской революции свое острие направило на борьбу с разными видами преступлений против республики. Примером могут служить такие акты, как обращения Совета Народных Комиссаров: «О борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дело продовольствия армии и препятствующими делу заключения мира», «О борьбе со спекуляцией», «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемых Центральной Радой», «Об аресте вождей гражданской войны против революции» и другие. Эти обращения были изданы в период ноября-декабря 1917 года. Они содержали не только общие политические указания, но и конкретные нормы уголовного права. Кроме обращений Совета Народных Комиссаров, был издан ряд декретов, указывающих на борьбу с особо опасными преступлениями, как-то: «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоения себе функции государственной власти», «О набатном звоне», «О взяточничестве», «О спекуляции» и т.д.

Наряду с новыми судами, созданными в ходе революции, для борьбы с контрреволюционными и другими, наиболее опасными преступлениями, 20 декабря 1917 года был создан Чрезвычайный орган – ВЧК. Необходимо отметить, что органы ВЧК с первых дней своего существования являлись органами внесудебной расправы. Это видно из тех задач, которые ставились перед комиссией: «1. Пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России, со стороны кого бы они не исходили. 2. Предание суду военного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними». ВЧК, наряду с осуществлением задач разведки и контрразведки, проводила предварительное расследование, осуществляла задачи пресечения преступлений, наказания преступников, проводила конфискацию имущества, опубликование списков врагов народа и т.д. Опыт ВЧК имел большое значение в выработке основных принципов советского уголовного права, в частности, по государственным преступлениям.

В рассматриваемый нами период издаются законы, которые содержат точные юридические нормы, определяющие составы преступлений и в ряде случаев устанавливающие конкретные уголовные наказания. Декрет «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года предусматривает как точные определения взяточничества, подстрекательства, пособничества, прикосновенности к взяточничеству, покушения на получение или дачу взятки, так и точные санкции за данные деяния. Декрет «О спекуляции» от 22 июля 1918 года содержит в себе десять точных составов преступлений и конкретных наказаний за них. Вместе с тем особенностью первого реального периода в становлении уголовного законодательства молодой советской республики было революционное правотворчество. Примером этого могут служить некоторые акты, выработанные рабочими и крестьянами не только в городах, но даже селах и деревнях.

Местное правотворчество широко процветало в этот период. Так, в селе Чинята Змеиногорского уезда граждане разработали Уложение о наказаниях, которое предусматривало наказание в виде штрафа от одной до нескольких тысяч рублей за грабеж, кражу, порчу имущества, нарушение общественной тишины и спокойствия и другие преступления. В Наказе граждан Камышловскому народному гласному суду говорилось о более чем 50 видах преступлений с мерами наказания в виде штрафа и лишения свободы.

Если по декретам о суде №1 и №2 допускалось использование в приговорах и решениях советских судов законов старых свергнутых правительств, то декрет о суде №3, изданный 20 июля 1918 года, запрещает это, устанавливая, что местный суд может «налагать наказания до 5 лет лишения свободы, руководствуясь декретами рабочего и крестьянского правительства и социалистической совестью». К ноябрю 1918 года резко возросла роль советского закона. Законы, изданные Советским правительством, были положены в основу социалистического правопорядка. Чрезвычайный VI Съезд Советов в своем Постановлении от 8 ноября 1918 года «О точном соблюдении законов» указал, что за год революционной борьбы революционный класс России выработал основы законов Советской республики, и призвал всех граждан, все органы и всех должностных лиц строжайше соблюдать законы, изданные и издаваемые центральными органами Советской власти.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода было разработано уголовное законодательство, которое в ряде декретов и постановлений в виде точных юридических норм, определяющих составы преступлений и в ряде случаев предусматривающих конкретные уголовные наказания, конкретизирует принципы, заложенные в виде обращений к населению, общих постановлений о борьбе с контрреволюцией, декретов и инструкций об организации советских судов и трибуналов. Кроме того, имело место и революционное правотворчество.

Гражданское процессуальное право. Декрет о суде №1, упразднивший старую судебную систему и создавший новый советский суд, заложил, вместе с тем, и принципы советского гражданского судопроизводства, которые были развиты в последующих законодательных актах. В наиболее полном виде нормы гражданского права представлены в законодательстве РСФСР. В рассматриваемый период нормы гражданского процессуального права не объединялись в гражданский процессуальный кодекс. Они вместе с уголовно-процессуальными нормами и нормами, регламентирующими организацию советского суда, содержались в единых законодательных актах. Декреты о суде №1, 2, 3 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года «Об организации и действии местных народных судов» закрепили принципы и основные демократические институты советского гражданского процессуального права. В этих первых источниках формулировались общие положения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел (принципы гражданского судопроизводства, подсудность дел, об участниках процесса, доказательствах, судебных расходах и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал