Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства 5 страница






Декрет о суде №2 закрепил активную роль советского суда в установлении истины по делу, в защите прав сторон. Статья 14 декрета предусматривала, что в отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит допустить или нет по обстоятельствам дела те или иные доказательства. Свобода советского суда в выборе доказательств, активная роль в установлении объективной истины при рассмотрении и разрешении гражданского дела – одна из характерных черт нового, советского гражданского судопроизводства. В дореволюционном гражданском процессе суд не имел права собирать доказательства по своей инициативе и ограничивался установлением формальной истины по делу.

Декрет о суде №2 содержал важные процессуальные нормы, которые определяли виды судебных доказательств (объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства, заключение экспертов) и порядок их исследования судом. Декрет отменил присягу в суде и установил, что свидетели до их допроса предупреждаются об ответственности за ложные показания. Тайна купеческих и прочих книг была отменена. Первые декреты о суде определили виды судопроизводства в советском гражданском процессе и подсудность гражданских дел. Декрет о суде №2 и Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года содержали указания на два вида производства в советском гражданском процессе: исковое производство (по спорам о праве) и бесспорное производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение). На демократической основе решались и вопросы подсудности гражданских дел. Одной из характерных тенденций в развитии этого института было расширение подсудности гражданских дел народным судом. Декрет о суде №1 рассмотрение гражданских дел, ранее подсудных мировым судьям, передавал в ведение местных народных судов. Устанавливалось, что местные суды решают все гражданские дела с ценой иска до 3 тысяч рублей. Декрет не содержал каких-либо указаний о подсудности иных гражданских дел, но предусматривал издание особого закона о производстве по другим судебным делам.

В отличие от старого суда в новом суде судебные расходы по гражданским делам были невелики по размерам и не препятствовали трудящимся обращаться в народный суд. Суду предоставлялась также возможность отсрочки уплаты пошлин и издержек. Декреты о суде предоставили сторонам в процессе равные процессуальные права и обеспечили возможность ведения дела в суде как лично, так и через представителей. Упразднив старую адвокатуру, Декрет о суде №1 установил, что в качестве поверенных по гражданским делам допускаются все лица, которые пользуются гражданскими правами. По Инструкции НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года в качестве представителей по гражданским делам допускались лишь лица, состоявшие в коллегии правозаступников.

В первых декретах о суде значительное место отводилось судебному разбирательству – основной стадии советского гражданского процесса, в которой суд рассматривает дело по существу и именем государства выносит решения. Инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года детально определила процессуальный порядок разбирательства гражданских дел, которые в тот период времени составляли одну четверть всех дел, рассмотренных судами. Первые декреты о суде заложили основы проверки законности и обоснованности решений в советском гражданском процессе. Эта проверка коренным образом отличалась от кассации, апелляции и ревизии в старом суде. По делам, по которым присуждались денежные взыскания свыше 100 рублей, допускались кассационные жалобы. В условиях множественности и децентрализации кассационных инстанций возникла необходимость обеспечить единство кассационной практики по гражданским делам. Для этих целей создавался (по декрету о суде №2) Верховный судебный контроль, которому было предоставлено право при наличии противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносить объединяющие принципиальные решения.

Однако Верховный судебный контроль не был организован. Декрет о суде №3 предусматривал организацию в Москве Кассационного суда, но и он не был создан. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции не было возможности создать необходимые структурные звенья судебной системы. Декрет о суде №2 устанавливал, что исполнение решений судов производится Красной гвардией. Все решения суда подлежали немедленному исполнению, и подача кассационной жалобы не останавливала исполнения, оно могло быть остановлено только по специальному решению первой или кассационной инстанций.

Наряду с судебным порядком защиты личных и имущественных прав граждан, закон уже в этот период предусматривал возможность разрешения споров о праве гражданским третейским судом. Порядок образования и деятельности этих судов регламентировался Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 года «О третейском суде». Третейский суд образовывался по усмотрению сторон в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного всеми членами суда.

Уголовное процессуальное право. В ходе практической деятельности нового советского суда создавались и новые принципы советского уголовно-процессуального права. В первые месяцы социалистической революции приобрели четкие грани стадии советского уголовного процесса, а также были провозглашены демократические начала: законность, состязательность, гласность, осуществление правосудия на языке большинства проживающего населения. В то же время советскому уголовному процессу были присущи и некоторые черты, отражающие особенности того периода времени. Левоэсеровские идеологи пытались навязать народным судам и трибуналам либеральниченье с врагами революции. Определенную опасность представляло и враждебное отношение левацки настроенных элементов к гарантиям прав граждан в уголовном процессе, а также недооценка значения процессуальной формы. Леворадикальные элементы объявляли процессуальные гарантии буржуазным пережитком и явно принижали их роль в защите законных прав и интересов трудящихся.

Своеобразно решался в первые месяцы Советской власти вопрос об источниках процессуального права. Революционное правосознание, которое Декретом о суде №1 объявлялось источником права, не все понимали правильно. В теории получили распространение взгляды на правосознание как на правовые эмоции, как на явления индивидуальной психики. Ошибочность подобных концепций заключалась в том, что они лишали правосознание классовой определенности и всячески превозносили его стихийность и бесконтрольность.

Судопроизводство этого периода в значительной мере опиралось на «местное право», которое сплошь и рядом конкретизировало декреты. Именно в преобладании местных норм и заключалась причина большой пестроты судебной практики. Допускаемое первыми декретами применение норм старого права не получило широкого распространения.

Характерная особенность советского уголовного процесса конца 1917 года – первой половины 1918 года – это единство производства в народных судах и трибуналах. Первые декреты о суде не устанавливали особых правил производства в народных судах и трибуналах, созданных для разбора дел о контрреволюционных преступлениях. Процессуальные правила в судах и трибуналах в основном были одинаковы. Существенными особенностями отличалось в первые месяцы революции предварительное следствие, к характерным чертам которого относилось предоставление народному судье права самостоятельно вести предварительное следствие по подсудным ему делам, широкое распространение коллегиальности в работе следственных комиссий, в отдельных случаях даже гласности при решении вопроса о предании суду.

С первых же дней существования советского суда получил развитие институт защиты как важнейшая гарантия соблюдения прав обвиняемого и установления объективной истины по уголовному делу. Защитники допускались к предварительному следствию лишь по спискам, утвержденным Советами. К общественной защите (как и к общественному обвинению) допускался любой гражданин из публики, но только один. Это был своеобразный дополнительный способ прислушаться к мнению масс.

Один из наиболее важных вопросов уголовного процесса – формирование института советской кассации. Первое время в ряде мест, например, в Новгородской и Томской губерниях, обжалование вообще не допускалось ни в форме апелляции, ни в форме кассации. Декрет о суде №1 отменил апелляцию, но сохранил кассацию, которая приобретала, как указывалось, принципиально новые черты в сравнении с этим институтом в буржуазном праве. Но декрету о суде №1 кассационной инстанцией для народных судов служил уездный съезд народных судей. Советская кассация была новым процессуальным институтом, который, взяв наиболее ценное качество апелляции – повторное рассмотрение существа дела, освободился от ее недостатков и позволил обеспечить интересы осужденных, быстроту судопроизводства и его близость к населению. Решения народного суда могли обжаловаться в съезд народных судей, но решения последнего, как правило, не подлежали отмене. Таковы основные черты советского гражданского и уголовного процесса. Особенностью являлось и то, что в 1917-1918 годах наряду с нормативными актами нового советского государства, продолжали действовать, некоторое время, и нормы старого буржуазного права.

Изменения в органах власти и управления в годы Гражданской войны. Октябрьская революция в России привела к тому, что мир раскололся на две противоположные системы. Отказ советского правительства от оплаты царских долгов, а также от возмещения иностранным капиталистам ущерба от национализации предприятий явился одной из причин иностранной военной интервенции в России. Внутренняя контрреволюция, по определению большевиков, опираясь на поддержку иностранного капитала, усилила свою борьбу против Советской власти. Контрреволюция сосредотачивала свои силы, прежде всего, на окраинах России (Северный Кавказ, Дон и др.).

В целях обеспечения победы над внешними и внутренними врагами Советская власть ввела политику военного коммунизма, вызванную хозяйственной разрухой и исключительно трудными условиями обороны молодой республики. Система военного коммунизма включала в себя ряд мероприятий, главными из которых были введение монополии хлебной торговли, продразверстка, всеобщая трудовая повинность, национализация всей промышленности, натурализация заработной платы, уравнительность в распределении продуктов. Декретом ВЦИК от 2 сентября 1918 года Советская республика была провозглашена военным лагерем. «Не только в Армии и во Флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим», говорилось в декрете. Всю работу всех учреждений необходимо было приспособить к условиям военного времени.

Развитие советского государственного аппарата. Система центральных и местных органов власти и управления в период гражданской войны осталась в основном такой, какой она была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года. Советское государство по своей природе являлось достаточно гибким, способным действовать в любых условиях. Однако сложная обстановка войны потребовала значительной перестройки, но эти изменения носили временный характер. Даже в труднейших условиях военного времени, Советское государство призывало строго соблюдать законы. Так, Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 года принял постановление «О революционной законности», требовавший от всех граждан, государственных органов и должностных лиц строжайшего соблюдения законов Советской республики. В годы гражданской войны происходит дальнейшее развитие и совершенствование советского государственного аппарата. Наряду с этим сложная обстановка потребовала организовать в центре и на местах чрезвычайные органы власти и управления.

Высшим органом власти являлся Всероссийский съезд Советов. В рассматриваемый период он созывался регулярно. В ноябре 1918 года состоялся VI Чрезвычайный, в декабре 1919 года – VII, и в декабре 1920 года – VIII Всероссийский съезд Советов. К ведению Всероссийского съезда Советов относились все вопросы общегосударственного значения: а) утверждение и изменение Конституции; б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой; в) установление и изменение границ, а равно отчуждение территории РСФСР; г) принятие в состав федерации новых членов; д.) сношения с иностранными государствами, объявление войны и мира и т.д. В этот период наряду с вопросами, которые диктовались военной обстановкой, съезды Советов рассматривали вопросы хозяйственного и советского строительства, организации продовольственного и топливного дела.

VII Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в декабре 1919 года, своим постановлением «О советском строительстве» внес изменения и дополнения в Конституцию. Был установлен сессионный порядок работы ВЦИК (один раз в два месяца), предусматривалась возможность созыва чрезвычайных сессий ВЦИК. До этого ВЦИК являлся постоянно действующим органом. ВЦИК между Всероссийскими съездами Советов являлся высшим органом власти Российской Республики, и ему принадлежала вся полнота власти. Согласно Конституции (ст. 49) ведению ВЦИК, как и Всероссийскому съезду Советов, подлежали все вопросы общегосударственного значения. Он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики. Для повышения роли ВЦИК как высшего органа власти, усиления его связи с местами VIII Всероссийский съезд Советов увеличил его состав с 200 до 300 членов.

VII Всероссийский съезд Советов законодательно оформил образование Президиума ВЦИК, определил его компетенцию. В обязанности Президиума входило руководство заседаниями ВЦИК, подготовка материалов для его заседания, внесение проектов декретов на рассмотрение ВЦИК, руководство инструктированием всей советской работы, как в центре, так и на местах, наблюдение за исполнением постановлений ВЦИК и т.д. Президиум между заседаниями ВЦИК имел право утверждать постановления СНК или приостанавливать их действие, назначать народных комиссаров по представлению СНК, решать вопросы административно-территориального деления, подготавливать созывы Всероссийских Советов и сессий ВЦИК.

Согласно решению VIII Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» права Президиума ВЦИК были расширены: он получил право отменять решения СНК и издавать в порядке управления от имени ВЦИК необходимые постановления с обязательным представлением докладов о своей работе на очередные заседания сессий ВЦИК. Также он получил право издавать акты, имеющие силу закона. Таким образом, постепенно Президиум ВЦИК стал высшим органом государственной власти с определенной компетенцией. Также было предусмотрено создание при ВЦИКе различных постоянных и временных комиссий. В феврале 1920 года было образовано две постоянных комиссии: 1 – по разработке вопросов федеративного устройства, 2 – административно-хозяйственного деления РСФСР.

Совет народных комиссаров. Следующим важным органом государства является СНК. Осуществляя общее управление делами Республики, СНК издавал декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимал все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 35). Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов были уточнены права СНК. К его компетенции были отнесены вопросы рассмотрения и утверждения декретов по вопросам, не терпящим отлагательства, в том числе законодательства по военным делам. Все декреты СНК, вносившие изменения в практику государственных органов, подлежали обязательному утверждению ВЦИК.

В условиях гражданской войны от СНК требовалась особая оперативность. Поэтому многие вопросы решались на малом Совнаркоме, который действовал на правах комиссии СНК. В его состав входили представители ВЦИК, ВСНХ, ВЦСПС, Народных Комиссариатов финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия, национальностей. Все решения Малого Совнаркома представлялись председателю СНК.

Совет Рабоче-крестьянской Обороны. Наряду с этими центральными органами власти и управления в условиях начавшейся гражданской войны постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 года в целях мобилизации всех сил и средств страны для победы над внешней и внутренней контрреволюцией был создан Совет Рабоче-крестьянской Обороны во главе с В.И.Лениным. Среди других органов государственной власти он занимал особое место. Это был чрезвычайный орган, ему передавалась вся полнота власти в области обороны страны. Совет Рабоче-крестьянской Обороны осуществлял мобилизацию граждан, принимал меры к укреплению вооруженных сил, решая вопросы оперативного руководства фронтами и военными операциями. В состав Совета обороны входили: председатель Реввоенсовета республики, председатель ВЦИК, Нарком путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и другие. Совет Рабоче-крестьянской Обороны уделял много внимания организации народного хозяйства. Его руководящая роль в этой области выросла из мирных передышек. С переходом к мирному строительству, в 1920 году, Совет Рабоче-крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

Народные комиссариаты. В этот период в соответствии с советской Конституцией действовали Наркоматы. В условиях военного времени народным комиссариатам были предоставлены чрезвычайные полномочия, в частности, наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и другим. В целях привлечения широких рабочих и крестьянских масс к участию в контроле в феврале 1920 года Наркомат Госконтроля был реорганизован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ).

Местные органы государственной власти и управления. В годы Гражданской войны происходит уточнение и развитие компетенции местных органов власти и управления. Конституция РСФСР не регламентировала их права, а устанавливала лишь общее положение, что в их обязанности входит решение всех вопросами местного значения и выполнение постановлений вышестоящих органов власти и управления. Большое значение в деле определения правового положения местных органов власти и управления имели решения VII и особенно VIII Всероссийских съездов Советов «О советском строительстве». В 1920 году был определен правовой статус низового звена Советов: в начале года ВЦИК принял Положение о волостных исполкомах и сельских советах.

Большую помощь местным советам оказывали уполномоченные центральных органов власти и управления. В годы войны почти во всех губерниях побывали специальные бригады инструкторов, докладчиков-пропагандистов ЦК РКП (б) и ВЦИК. В этот период ЦК РКП (б) рекомендовал как можно шире проводить в губерниях, уездах, волостях беспартийные конференции для обсуждения вопросов текущего момента, задач Советской власти, выяснения нужд населения и способов их решения. Большую роль в привлечении широких слоев трудящихся в дело контроля над деятельностью органов местной власти, борьбы с волокитой, бюрократизмом и соблюдения законности сыграла РКИ, учрежденная в феврале 1920 г.

В военной обстановке не могли нормально работать местные органы власти и управления. В этих условиях создавались чрезвычайные временные органы диктатуры пролетариата – военно-революционные комитеты. В первую очередь они создавались в губерниях и уездах прифронтовой полосы. Состав комитетов не превышал 3-5 человек, но полномочия ревкомов были весьма широкими. Им принадлежала вся полнота власти на местах. Они имели право привлекать население для проведения оборонительных работ, помощи в расквартировании и снабжении войск, наблюдением за соблюдением общественного порядка. Там, где не было Советов, ревкомы выполняли все функции власти и управления.

Строительство вооруженных сил. С началом Гражданской войны Советской республике требовалось в самые сжатые сроки создать массовую, хорошо организованную армию, способную противостоять многочисленным войскам внутренней и внешней контрреволюции. В этом отношении большое значение имело решение V Всероссийского съезда Советов, одобрившее переход от добровольного принципа формирования Красной Армии к всеобщей военной обязанности. Воинская обязанность распространялась на все население при соблюдении классового подбора. Право и обязанность защищать Родину с оружием в руках имели только представители трудящихся. Буржуазные же элементы привлекались в формирование нестроевых частей в военно-строительные подразделения и тыловые ополчения.

С лета 1918 года вооруженные силы республики стали формироваться на строго централизованных началах. Вместо отрядов, созданных на принципах добровольности, теперь создавались однотипные войсковые части и соединения: полки, бригады, дивизии, армии. В сентябре 1918 года был создан Революционный Совет Республики (РВСР), как высший военный орган. Учреждается должность главнокомандующего всеми вооруженными силами республики, назначаемого СНК и обладающего всей полнотой власти по управлению войсками. Все вооруженные силы подчинялись наркому по военным и морским делам, а он, в свою очередь, подчинялся СНК и ВЦИК и был им подотчетен.

VIII съезд РКП (б) принял принципиальные установки по организации Красной армии и партийному руководству в рядах вооруженных сил Советского государства. По решению этого съезда вскоре было создано Политуправление Красной армии, которое проводило всю политическую и воспитательную работу в Красной армии. Летом 1919 года в Армию стали призываться бывшие офицеры и генералы, которые под контролем партийных и политических органов использовались как специалисты военного дела. В соответствии с решением VIII съезда РКП (б) создается широкая сеть военно-учебных заведений для подготовки командного состава из числа рабочих и крестьян. 30 января 1919 года ВЦИК утвердил Дисциплинарный устав РККА, который сыграл важную роль в укреплении армии. Проведение в жизнь декретов Коммунистической партии и Советского правительства быстро привело к наращиванию боевой мощи Красной армии, ее ратным успехам и военному поражению внутренней и внешней контрреволюции.

Органы рабоче-крестьянской милиции, ВЧК. В этот период происходит становление и укрепление органов милиции как особых органов по охране порядка. С началом гражданской войны стало ясно, что рабочая милиция в том виде, в каком она существовала по декрету 28 октября 1917 года, не может выполнять сложные задачи, поставленные военной обстановкой. Отряды рабочей милиции создавались как добровольческие отряды фабрик, заводов и находились в подчинении местных советов. На I съезде представителей губисполкомов и заведующих отделами управления 30 июля-1 августа 1918 года было решено создать милицию как штатный, наемный аппарат. Вскоре при НКВД было создано управление милиции. В октябре 1918 года НКЮ и НКВД издали инструкцию «Об организации советской охраны», согласно которой милиции поручалось охранять революционный порядок и общественную безопасность, сообщать населению о декретах правительства и следить за их исполнением, особенно в продразверстке, трудовой повинности по учету распределения промышленных и производственных товаров. Милиция вела дознание по уголовным делам и содействовала исполнению судебных приговоров, охраняла особо важные объекты и т.д. В ней могли служить на основе добровольности только трудящиеся.

По своей организационной структуре органы милиции были построены на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции являлось Главное управление, организованное в составе НКВД. Главное управление имело в своей структуре отделы: 1 – общий; 2 – инструкторский; 3 – снабжения; 4 – информационный; 5 – центральное управление уголовного розыска; 6 – культурно - просветительный. В губерниях и уездах были созданы губернские и уездные управления Рабоче-крестьянской милиции, входившие в состав соответствующих исполкомов. Уезды разделялись на участки во главе с начальником милиции.

СНК РСФСР 3 апреля издает декрет «О советской Рабоче-крестьянской милиции». Предусматривается обязательное обучение военному делу, военная дисциплина для милиции регламентировалась уставами Красной армии, и подразделения органов милиции могли привлекаться к участию в боевых действиях на фронте гражданской войны совместно с частями армии.

К концу гражданской войны был накоплен определенный опыт работы милицейского аппарата. Сложилась система органов милиции, определились их задачи, основные направления деятельности, практика выработала основы прохождения службы в милиции. Этот опыт был обобщен и закреплен декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 года. В соответствии с этим декретом во всех уездах и городах с населением свыше 50 тысяч человек создавались милицейские органы. Милиция подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную.

По мере дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности милиции более определенными становились ее функции по обслуживанию населения. Так по инструкции НКВД РСФСР «О порядке выдачи паспортов и временных свидетельств» уездным и городским управлениям милиции было дано исключительное право выдачи паспортов и временных свидетельств. В мае 1920 года милиция получила право проводить в жизнь декреты, постановления и распоряжения органов власти, регулирующие пребывание иностранных граждан в пределах РСФСР. Работа милиции проходила в контакте с органами ВЧК.

Летом 1918 года сопротивление буржуазии внутри страны особенно усилилось. Многие ее деятели активно занимались шпионажем в пользу иностранных государств, готовили заговоры, совершали террористические акты. Во многих городах и губерниях вспыхивали контрреволюционные мятежи. Жертвой белого заговора стали многие видные государственные и партийные деятели Советской республики. В ответ на белый террор был введен красный террор.

5 сентября 1918 года Совнарком, заслушав доклад Ф.Э.Дзержинского, принял постановление «О красном терроре», в котором подчеркивалось, что «при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью». ВЧК получила право решать дела непосредственно в самой комиссии, как-то: право ареста, следствия, суда, наказания. К осени 1918 года Чрезвычайные комиссии создаются в губерниях и уездах. В распоряжение ВЧК был передан корпус войск. Сама ВЧК являлась органом (комиссией) СНК, а ее председатель – Ф.Э.Дзержинский в марте 1919 года был одновременно назначен наркомом внутренних дел. По положению от 2 ноября 1918 года задачей ВЧК являлась не только борьба с контрреволюцией, но и с такими тяжелыми преступлениями, как бандитизм, разбой, спекуляция. Филиалы ВЧК, так называемые особые отделы, имелись в Красной армии, начиная от дивизии и выше. Они расследовали дела о шпионаже, диверсиях и всех других, так называемых, контрреволюционных преступлениях.

Наряду с расширением прав ВЧК в вопросах ареста, следствия, суда и наказания, в 1918 году были приняты меры по контролю за деятельностью ВЧК. 2 ноября 1918 года при ВЧК была образована котрольно-ревизионная комиссия из представителей ВЦИК, ЦК РКП (б), Московского обкома партии, НКВД и НКЮ. В начале декабря 1918 года специальная комиссия Совета Рабоче-крестьянской Обороны под председательством В.И.Ленина разработала ряд мер по усилению контроля партии и правительства за деятельностью ВЧК и по укреплению революционной законности. Однако фактически деятельность ВЧК уже тогда выходила из-под контроля партии, чему имеются многочисленные примеры. Вероятно, это вызвало беспокойство правительства. С изменением исторической обстановки, в конце гражданской войны, после заключения с Польшей Рижского мирного договора, полномочия ВЧК были снижены.

Органы юстиции. Созданные в первые дни Советской власти две организационно разъединенные системы судебных органов (народные суды и революционные трибуналы) в этот период получают дальнейшее развитие. В результате отчаянных попыток со стороны внутренней и внешней контрреволюции задушить Советскую власть, революционные трибуналы получили наиболее полное развитие. Выступая на Всероссийском съезде работников Ревтрибунала в октябре 1918 года, Н.В.Крыленко так сформулировал задачи революционных трибуналов: «Революционные трибуналы учреждены со специальной целью – для борьбы с контрреволюционными силами, для усиления революционной репрессии против лиц, уличенных в контрреволюционном деянии, но при сохранении, однако, правовых гарантий для обвиняемых».

В годы Гражданской войны существовало три основных вида революционных трибуналов: 1) общие (территориальные) ревтрибуналы; 2) революционные военные трибуналы (введены в 1919 году); 3) революционные военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 года). Наряду с этим в 1918 году при ВЧК был создан особый революционный трибунал по делам о спекуляции.

12 апреля 1919 года было издано положение о революционных трибуналах, по которому подробно определялось правовое положение территориальных ревтрибуналов. В 1920 году было издано новое Положение о Ревтрибуналах, где получили дальнейшее развитие основные принципы Положения о ревтрибуналах 1919 года. Ревтрибуналы создавались в губернских и других крупных городах. Они избирались местными советами сроком на два года в составе председателя и двух членов из ответственных работников. Приговоры трибуналов могли быть обжалованы в Кассационный трибунал при ВЦИКе. При ВЦИКе был учрежден Верховный трибунал, рассматривающий особо важные дела, направляемые Президиумом ВЦИК. Трибуналы имели права контроля за ведением следствием.

В это же время совершенствуется и упрощается система народных судов, уточняется их подсудность. Важное значение в организационном укреплении народных судов сыграло положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1919 года. По этому положению создается единый Народный суд для рассмотрения уголовных и гражданских дел. В каждом судебном округе (по территории совпадал с границами губернии) создавался Совет народных судей, который являлся судом второй инстанции для народных судов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал