Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новой экономической политики
Население. В результате семи лет Мировой и Гражданской войн численность населения советских республик к началу 1921 г. сократилось до 134, 3 млн. человек. С осени 1917 до начала 1921 г. население России сократилось 10, 9 млн. человек. Сокращение продолжалось в 1921 г. (на 1, 9 млн.) и в 1922 г. (на 1, 6 млн.). Выжившие в условиях семилетней войны обитали в основном в деревне (84%населоения). В последующие годы численность населения СССР начинает быстро расти. Начиная с 1923 г. общее число жителей страны увеличивалось примерно на 2, 0% в год. Всесоюзная перепись населения СССР 1926 г. зафиксировала, что в стране проживало 147, 0 млн. человек, 82% населения (как и в 1913 г.) было сельским. Значительный общий рост населения СССР (на 13 млн. в 1923 – 1926 гг.) во многом имел компенсационный характер после семилетней войны и голода 1921 – 1922 гг. В результате войны и сдвигов в экономике в годы нэпа кардинально меняется классовая структура российского общества. В 1913 г. она включала 16, 3% рабочих и служащих, 66.7% крестьян – единоличников, некооперированных кустарей и ремесленников и 17% помещиков. Представителей крупной и мелкой буржуазии, торговцев и кулаков. В 1928 г. численность рабочих и служащих в СССР выросла до 17, 6%, крестьян – единоличников, некооперированных кустарей и ремесленников – до 74, 9%. Появился класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (в 1928 г. он составлял 2.9% населения страны). Из социальной структуры были вытеснены помещики, крупная буржуазия, торговцы и значительная часть кулаков. 4, 6% населения принадлежали к мелкой городской буржуазии, торговцам и кулакам. X съезд РКП (б) и его решения. В марте 1921 г. в Москве собирается X съезд РКП (б) - правящей в Советской России партии. Съезд заслушивает доклад В.И.Ленина о замене продразверстки натуральным налогом и принимает соответствующее постановление. Отмена продразверстки явилась первым шаг на пути к новой экономической политике. На что же эта политика была рассчитана? Во-первых, и после поражения революции в Европе В.И.Ленин и большевики сохраняли надежду на будущую мировую революцию. Они считали, что совершить революцию можно и в одной, отдельно взятой стране, а вот построить социализм можно только совместно с пролетариатом всех стран. Поэтому нэп для большевиков - это политика, рассчитанная на выигрыш во времени, для того чтобы продержаться до новой волны войн и революций. Для этого следовало сделать уступки большинству населения и расширить тем самым свою социальную базу. Таким образом, нэп, это временная уступка для того, чтобы продержаться до будущей мировой революции. Во-вторых, В.И.Ленин всегда считал, что Россия еще не дозрела до социализма. Поэтому, прежде чем стать социалистической, Россия должна перестать быть отсталой страной. Поэтому нэп - это и попытка довести начатую в конце XIX в. индустриализацию, доделать то, чего не успел сделать в России капитализм, и превратить ее в промышленно развитое государство. В сельском хозяйстве большевиками был взят курс на некоторое ослабление налогообложения, предоставление крестьянам права реализации части произведенной продукции. В области промышленности новая экономическая политика представляла собой переход на хозрасчет в ограниченном виде с централизованным распределением прибыли. Во взаимоотношениях между городом и деревней предполагался неэквивалентный в пользу города обмен. Т.е. речь шла о создании в России административно-рыночной системы в экономике. Организация планирования. При переходе к нэпу была разработана программа всей системы и управления планирования народного хозяйства. В начале 1921 г. было принято решение об организации Государственной плановой комиссии (Госплана), ответственной за разработку единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления. В состав Государственной плановой комиссии были введены крупнейшие специалисты по важнейшим отраслям хозяйства: И.А.Александров, В.Р.Вильямс, Г.М.Кржижановский, Д.Н.Прянишников, С.Г.Струмилин и др. Вскоре после организации Госплана были созданы плановые комиссии при губернских и областных исполкомах, а также система планово-экономических органов в хозяйственных наркоматах и ведомствах. При губернских исполкомах были созданы экономические совещания (в областях - экономические советы), на которые было возложено согласование деятельности местных органов экономических наркоматов (ВСНХ, Наркомзем, Наркомпрод, Наркомтруд, Наркомфин и др.). В первые годы нэпа государство стало устанавливать месячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные планы, планы перевозок и т. д. Огромное внимание было уделено укреплению кадрами важнейших отраслей народного хозяйства. Во главе текстильного синдиката был поставлен бывший работник Глуховской мануфактуры и видный деятель партии большевиков В.П.Ногин, трест «Азнефть» возглавил А.П.Серебровский, председателем правления «Югостали» в 1922_1923 гг. был В.И.Межлаук, В.В.Куйбышев был направлен в ВСНХ в качестве члена президиума и начальника Главэлектро, В.Я.Чубарь руководил Украинским совнархозом, а затем возглавил Центральное управление каменноугольной промышленности Донбасса. Председателем ВСНХ с мая 1921 г. стал П.А.Богданов. В апреле 1921 г. народным комиссаром путей сообщения был назначен Ф.Э.Дзержинский (при сохранении за ним поста председателя ВЧК). Национально-государственное устройство. В период нэпа был продолжен процесс становления федеративного устройства РСФСР. Развитие республики осуществлялось в двух направлениях. Во- первых, как субъекта федерации — Союза ССР. И, во – вторых, как федерации по отношению к автономным республикам и автономным областям, входящим в состав России. В декабре 1922г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. В январе 1924 г. Вторым съездом Советов СССР была утверждена Конституция СССР, состоящая из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В результате образования СССР произошло изменение статуса союзных республик. Они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. После образования СССР оставался автономной республикой в составе РСФСР, а Бухара и Хорезм были вне Союза СССР, не являясь социалистическими. В дальнейшем произошло национально – государственное размежевание Средней Азии и Советский Союз пополнился новыми республиками. В 1923 г. Хорезмская, а в 1924 г. Бухарская народные республики провозгласили себя социалистическими. Осенью того же года на территории этих республик и Туркестанской АССР в результате национально – территориального размежевания образовались две новые союзные республики (Узбекистан и Туркменистан). Одна автономия (таджикская АССР в составе Узбекистана), две российские автономные области - Кара – Киргизская (в 1925 г. переименована в Киргизскую АО, а в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР) и Кара – Калпакская АО в составе Казахской АССР. В 1919 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Появились новые национальные образования в составе Азербайджана (в 1923 г. Нагорно-Карабахская автономная область) и Украины (Молдавская АССР в 1924 г.). В 1931 г. в состав Грузии на правах автономии была включена Абхазская АССР. В 1924 и 1926 гг. к Белоруссии были присоединены части Витебской, Гомельской и Смоленской областей, в результате территория БССР увеличилась в 2, 5 раза. В составе РСФСР Бурят – Монгольская и Монголо – Бурятская автономные области в 1923 г. образовали единую Бурят – Монгольскую АССР. В автономные республики были преобразованы Карельская трудовая коммуна (1923 г.), Автономная трудовая коммуна немцев Поволжья (1924 г.) и Чувашская автономная область (1925 г.). В 1924 г. была упразднена Горская АССР и вместо нее были созданы Ингушская и Северо – Осетинская автономные области. В 1926 г. были созданы Карачаевская, а в 1928 г. Черкесская автономные области. При национальном размежевании на Северном Кавказе земли с преобладанием славянского населения были выведены из подчинения автономий. В Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне создавались казачьи автономные округа. Владикавказ и Грозный с пригородами также были отдельными округами за пределами за пределами Северной Осетии и Чечни. Во время проводившегося в 1920 е гг. районирования СССР, старое административное деление (губерния, уезд, волость) не учитывавшие экономических и национальных особенностей регионов к 1919 г. были заменены в РСФСР трехзвенной системой: район, округ, область (край), а в других союзных республиках – двухзвенной системой (район, округ). Районирование несколько изменило положение автономных образований. Они полностью сохранили свои конституционные права и получили возможность решать многие вопросы без согласования с Центром. При районировании национально – государственное строительство доходило до самых мелких административных единиц. В республиках выделялись округа, уезды и районы, волости и сельсоветы, компактно населенными народами, отличающимися от основного населения республики. При этом численная норма, необходимая для создания соответствующей национальной административной единицы, снизилась в среднем в 2.5 раза. В результате в стране появились национальные округа, уезды, районы, волости и сельсоветы. Образование и развитие СССР. В рассматриваемый период на территории бывшей Российской Империи кроме РСФСР существовали и другие республики: УССР, БССР, ДВР, Хорезмская и Бухарская народные республики. Все эти республики получали от РСФСР не только военную помощь, но они заимствовали у нее систему управления, систему и принципы законодательства, воспроизводили у себя многие политические и социальные реформы РСФСР. Республики объединяли свои армии, управление экономикой, транспорт, финансы: у них существовали единые границы, единое гражданство. В 1919 году начал объединятся государственный аппарат. Таким образом, постепенно складывались федеративные отношения между республиками. Союзные договоры между РСФСР и другими союзными республиками, заключенные в 1920-1922 гг., предусматривали объединение наркоматов военного, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов и ВСНХ. Однако руководство внешними сношениями оставалось в руках самих союзных республик. На пути еще к более тесному единству имелись трудности, и, прежде всего, из-за того, что не были решены государственно-правовые взаимоотношения в области планирования хозяйства, общефедеративного законодательства. Так, план ГОЭЛРО предусматривал развитие всех республик, но единого планирующего органа не было. Некоторые закавказские республики имели свои деньги, причем ценность местных денег по отношению к рублю иногда произвольно завышалась. С другой стороны Наркомфин РСФСР и некоторые другие российские ведомства принимали решения, которые порой ущемляли суверенитет независимых союзных республик. Следовательно, формы связей советских социалистических республик, созданные в период 1917-1920 гг., подготовили почву для перехода к новой, еще более высокой форме их сотрудничества. Для этого имелся и ряд объективных предпосылок. Прежде всего, экономические предпосылки – наличие тесных хозяйственных связей, исторически сложившаяся система разделения труда, обусловленная созданием единого всероссийского рынка. Так промышленные районы Центральной России (Московский и Петроградский) давали большую часть выпускаемой в России продукции машиностроительной промышленности, металлоизделий, ¾ мануфактуры. Машины, металлоизделия, текстильные товары, лес шли отсюда на Украину, Кавказ, Среднюю Азию. В свою очередь 80-90% хлопка Средней Азии поступало в Московский промышленный район. Украина давала в 1913 году 70, 2% общероссийской добычи угля, 67% чугуна, 67, 2% железа и стали, 21, 2% марганца. Удельный вес Украины по производству сахара в стране доходил до 80-85%, сахара-песка и 73-75% рафинада. Закавказье снабжало всю страну нефтью, оттуда же поступали вина, табак, шелк, шерсть, ковры, фрукты. Чрезвычайно большую роль в укреплении экономических связей между отдельными районами страны играла разветвленная единая транспортная сеть. Так, только от Москвы в разные концы страны (на Украину, Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и т.д.) отходили 11 линий железных дорог. Большое значение имели и водные пути по Волге, Каспийскому морю, по Днепру, дону, Азовскому и Черному морям. Следующей предпосылкой была необходимость военного союза. Военные кадры, оружие поставлялись из России. РСФСР оказывала помощь в освобождении от оккупации в период интервенции другим республикам, формировала национальные отряды на территории России, оказывало также и финансовую помощь. Наконец, идеологические предпосылки. Это, во-первых, единство целей и задач построения социализма, объединяющее трудящиеся классы России, единое руководство Коммунистической партии, сплачивавшей идеологически и политически все народы России. Во-вторых, единство социалистического и политического строя всех советских народов. В-третьих, принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. В 1921-1922 гг. существовало шесть независимых советских республик (РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР), а также народные Бухарская и Хорезмская республики и Дальневосточная республика. Право нации на самоопределение осуществлялось в двух основных формах: в форме автономии и в форме федерации независимых республик. Автономия в зависимости от конкретных условий, от своеобразия положения и развития каждой национальности имела различные формы – от узкой административной автономии (автономные области и коммуны) до политической автономии (автономные республики). Все эти автономные национально-государственные образования, значительная часть которых возникла в 1921-1922 гг., в тот период входили в состав РСФСР. Таким образом, РСФСР представляла собой сложное федеративное многонациональное государство. Одновременно с формированием РСФСР как федерации на базе автономии, шел процесс складывания общесоветской договорной федерации всех независимых советских республик. Особенностью этих взаимоотношений было то, что в силу конкретных исторических условий, сложившихся с первых лет социалистической революции, РСФСР выступала в качестве главного объединяющего и организующего центра общесоветской договорной федерации всех независимых советских республик. Это объяснялось целым рядом объективных причин. РСФСР была ведущей силой советской федерации. Русский народ первым создал свое социалистическое государство, имел большой организационный и политический опыт. Российский пролетариат был ведущей силой социалистической революции. В процессе формирования общесоветской федерации на основе добровольного согласия советских республик, выраженных в договорах 1921-1922 гг., высшие органы государственной власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК) и целый ряд народных комиссариатов РСФСР (ВСНХ, путей сообщения, военных и морских дел, внешней торговли, связи, труда) фактически выполняли роль общефедеральных государственных органов. Однако на практике, особенно с переходом от условий гражданской войны и интервенции к мирному социалистическому строительству, выявились серьезные недостатки системы федеративных взаимоотношений республик. Выполнение объединенными наркоматами РСФСР функций общефедеральных органов управления объективно ставило органы управления независимых республик в несколько неравное положение по отношению к органам управления РСФСР. В 1921-1922 гг. имели место факты, свидетельствующие о росте определенных великодержавно-шовинистических тенденций в работе центрального государственного аппарата РСФСР. Разработка и принятие первой Конституции СССР. К лету 1922 года стало совершенно очевидным, что вопрос принципиального значения для всей федерации независимых советских республик. В связи с этим, 11 августа 1922 года Оргбюро ЦК РКП (б) утвердило образование специальной комиссии, которой было поручено подготовить для Пленума ЦК РКП (б) проект предложения по вопросу об усовершенствовании формы федеративных взаимоотношений между РСФСР и другими республиками. Перед комиссией встала сложная задача, найти такую форму создания единого союзного государства, которая удовлетворяла бы следующим ленинским требованиям: 1) обеспечить военное, дипломатическое и экономическое единство советских республик перед лицом капиталистического окружения; 2) содействовать созданию объединенного аппарата руководства народным хозяйством, особенно в деле общегосударственного планирования, координации хозяйственной деятельности; 3) создать наилучшие условия для преодоления проявлений великорусского шовинизма и местного национализма в работе государственного аппарата. Однако новая форма была найдена не сразу. Комиссия допустила ряд серьезных ошибок. Первый проект комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», представленный И.В.Сталиным и получивший наименование плана «автономизации», имел существенные недостатки. Этот проект предполагал, что единым союзным государством провозглашалась РСФСР, в состав которой на правах автономных республик должны были войти все остальные независимые советские республики. По этому проекту высшим органом власти и управления Союза должны были быть ВЦИК, СНК и СТО РСФСР. Главным недостатком этого проекта являлось то, что он сохранял главенствующее и привилегированное положение РСФСР в ряду других республик и ущемлял их суверенные права. При обсуждении тезисов Сталина в ЦК компартии союзных республик высказались против такого проекта. Немедленно по получению протоколов заседаний комиссии ЦК РКП (б) и материалов обсуждения тезисов Сталина в ЦК компартий Азербайджана и Грузии, В.И.Ленин выступил с принципиальной критикой плана «автономизации», и 27 сентября 1922 года имел по этому поводу специальную беседу со Сталиным. В тот же день В.И.Ленин направил письмо, написанное им 26 сентября 1922 года, членам Политбюро ЦК РКП (б), в котором в противовес сталинскому плану выдвинул и обосновал идею образования Союза ССР на началах полного равноправия всех независимых советских республик, соблюдения их суверенных прав. В письме В.И.Ленин категорически возражал против какой-либо излишней спешки и элементов администрирования при решении республик в единое государство. В письме В.И.Ленина от 26 сентября 1922 года были также высказаны соображения о принципах организации высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР. В частности, он сформулировал тезис о создании общефедерального ЦИК, особо подчеркнул важность образования общесоюзных наркоматов (иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, финансов, путей сообщения, почт и телеграфов) только лишь на основе соглашений ЦИК всех республик, входящих в Союз ССР. В.И.Ленин требовал, чтобы максимально были учтены права союзных республик и обеспечены гарантии их полного равноправия. В соответствии с ленинскими указаниями и по постановлению октябрьского Пленума ЦК РКП (б) созданная пленумом комиссия разработала основные начала Конституции СССР, которые были утверждены Политбюро ЦК РКП (б) 30 ноября 1922 года. В начале декабря 1922 года этот документ был направлен на обсуждение Центральных Комитетов компартий и ЦИК Советов независимых советских республик. В основных началах Конституции СССР содержалось принципиально новое положение по вопросу о структуре высших органов государственной власти Союза ССР. По инициативе председателя ВЦИК М.И.Калинина в структуру органов государственной власти было включено новое звено – Всесоюзный съезд Советов, в то время как первоначальный проект, принятый октябрьским Пленумом, ограничился предложением о создании лишь общесоюзного ЦИК. Окончательный текст основных начал Конституции СССР включал также выдвинутое В.И.Лениным положение о необходимости полного равноправия всех союзных республик в руководстве общесоюзным ЦИК. Основные начала были одобрены партийными и советскими органами всех союзных республик и составляли программную основу постановлений по вопросу об образовании СССР. 27 декабря 1922 года постановление об образовании СССР было принято Х Всероссийским съездом Советов, в работе которого приняли участие 488 полномочных делегатов от УССР, БССР и ЗСФСР. Состоявшийся 30 декабря 1922 года I съезд Советов явился завершающим этапом объединительного движения народов всех союзных республик. В работе съезда приняли участие 2214 делегатов (1673 – с решающим голосом, 541 – с совещательным голосом). Делегация РСФСР насчитывала 1727 членов (с решающим голосом – 1217), делегация УССР – 364 (с решающим голосом – 354), делегация ЗРСФСР – 91 (с решающим голосом – 73), делегация БССР – 33 члена (с решающим голосом – 23). Делегаты съезда единогласно избрали В.И.Ленина почетным председателем съезда. Съезд Советов обсудил и единогласно принял постановление об утверждении в основном декларации и Союзного договора об образовании СССР. Декларация и Договор об образовании СССР явились конституционной основой построения советского союзного многонационального государства. Выраженные в них основные идеи и принципы получили свое окончательное завершение в Конституции СССР 1924 года. Разработка этой Конституции проходила при самом непосредственном участии высших государственных советских и партийных органов союзных республик. Первая сессия ЦИК первого созыва обязала избранный ей Президиум подготовить к очередной сессии ЦИК СССР, которая намечалась на апрель 1923 года, проекты Положения о наркоматах СССР, о Совете Народных Комиссаров и Совете труда и обороны СССР, о ЦИК СССР и его членах, а также проекты государственного флага и герба СССР. Правительство СССР (Совет Народных Комиссаров) на первой сессии ЦИК СССР образовано не было. Сессия лишь поручила Президиуму ЦИК наметить кандидатов на посты народных комиссаров правительства СССР. Во исполнение постановления I съезда Советов СССР о подготовке проекта общесоюзной Конституции ЦИК СССР первого созыва образовал на своем заседании 10 января 1923 года шесть комиссий. Одновременно с комиссиями Президиума ЦИК СССР приступили к работе конституционные комиссии, образованные президиумами ЦИК союзных республик. В течение января-февраля 1923 года комиссией ЦИК СССР и комиссиями союзных республик были в основном подготовлены проекты основных разделов Конституции. Однако в ходе разработки и обсуждения проектов в комиссиях развернулась острая борьба вокруг содержания проектов. Против ленинских принципов построения Союза ССР на началах пролетарского интернационализма и охраны суверенных прав республик выступили идеологи великодержавно-шовинистического уклона, сторонники «автономизации» союзных республик. С другой стороны, проявился отход с позиций пролетарского интернационализма на позиции местного национализма со стороны национал-уклонистов в ряде союзных республик. Уделяя исключительное внимание вопросу правильного осуществления национальной политики, В.И.Ленин продиктовал адресованный предстоящему XII съезду РКП (б) программный документ «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Содержавшиеся в этом документе идеи о необходимости последовательной борьбы с великодержавным шовинизмом нашли свое развитие в решениях февральского (1923 года) Пленума ЦК РКП (б), в резолюции XII съезда РКП (б) по национальному вопросу, а также в решениях IV совещания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей (июнь 1923 года). Развернутое выражение эти партийные документы получили в проекте первой общесоюзной Конституции. Этот проект был принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года, а в окончательной редакции – II съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Таким образом, историческим актом 31 января была завершена огромная работа руководящих органов партии и государства по разработке первой Конституции СССР и введению ее в действие. Создание общесоюзной Конституции СССР послужило основанием для создания соответствующих Конституций в союзных республиках. В 1925 году были утверждены и введены в действие Конституции РСФСР, УССР, ЗСФСР, в 1927 году – БССР. В том же году были утверждены первые Конституции Узбекской ССР и Туркменской ССР. Денежная реформа 1922 - 1924 гг. В первые годы нэпа в стране продолжалась инфляция. В 1922 г. 100 тыс. советских знаков по своей покупательной способности равнялись одной дореволюционной копейке. Однако когда в стране разрешили свободную торговлю, то стало ясно, что без денежной реформы не обойтись, и в 1922 - 1924 гг. стали поэтапно ее проводить. В 1922 г. в обращение выпускается твердая валюта - так называемый «червонец», обеспеченный золотом (один червонец равен 10 руб. золотом). Таким образом, в 1923 г. в обращении одновременно находились две валюты. Червонцы применялись в оптовой торговле и при расчетах между предприятиями, совзнаки использовались в розничной торговле и деревенском обороте. В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты достоинством в один, три и пять рублей золотом. В обращение также выпустили разменные серебряные и медные монеты советского образца, которые свободно обменивались на бумажные купюры. В этом же году эмиссия совзнаков была прекращена и их заменили на государственные казначейские билеты. Процедура выкупа совзнаков была установлена в марте 1924 г., когда был определен фиксированный курс червонца. Всего за годы Гражданской войны курс бумажного рубля обесценился в 50 млрд. раз. Организация налоговой системы. Одновременно с денежной реформой в стране была проведена и налоговая реформа. Взимание налогов имело большое значение для решения основной задачи финансовой политики в первые годы нэпа - сокращения бюджетного дефицита и бумажно-денежной эмиссии, подготовки замены обесценивающихся совзнаков твердой валютой. Основу советской налоговой системы составляли прямые налоги, которые позволяли установить непосредственную связь между размерами доходов и суммой налога с каждого плательщика. Первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения был введенный летом 1921 г. промысловый налог. В ноябре 1922 г. в стране был введен подоходно-имущественный налог. За основу обложения был принят совокупный доход, определяемый по декларации плательщика. Ставки налога (от 0, 83 до 15%) зависели только от размера дохода. Государственные и кооперативные предприятия, смешанные общества и крестьянские хозяйства налогом не облагались. В дополнение к окладам подоходного налога устанавливались оклады налога с имущества в размере от 0, 33 до 1, 5% его стоимости. Одной из характерных черт налоговой системы периода нэпа была множественность платежей. Она вызывалась ростом потребностей государства и его местных органов в денежных ресурсах. Важнейшей причиной введения некоторых налогов и сборов явилась необходимость в экстренном порядке мобилизовывать средства для оказания помощи голодающим и борьбы с последствиями голода. В этих целях в феврале 1922 г. был введен единовременный государственный общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все взрослое население страны. В следующем году для оказания помощи сельскому хозяйству этот налог был повторен. В период между августом 1921-го и февралем 1922 г. в стране были установлены налоги на табак, спиртные напитки, спички, мед, минеральную воду и другие товары. В конце 1922 г. нарком финансов Г.Я.Сокольников заявил, что треть всех поступлений бюджета получена за счет денежного налогообложения, меньше трети - за счет выпуска банкнот, а остальная часть - за счет натурального налога. Важное место в налоговой политике заняли местные налоги. В 1921 _ 1922 гг. был утвержден перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установлены предельные ставки налогообложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т. д. Налоговая политика в деревне. В соответствии с решениями X съезда Совнарком утвердил размеры налога на 1921/22 гг. По сравнению с продразверсткой налог на хлеб и картофель был уменьшен почти в два раза, на мясо в четыре раза, на льноволокно в 15 раз и т. д. В стране разрешался свободный обмен, покупка и продажа оставшихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. После уплаты налога крестьяне могли распоряжаться оставшейся сельскохозяйственной продукцией по своему усмотрению. Таким образом, были определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. На следующий год был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог по желанию крестьян продуктами и деньгами, и в 1924/25 г. осуществлен переход к денежному обложению. Крестьяне, как товаропроизводители, были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, что усиливало его специализацию. Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, коллективные хозяйства имели налоговые льготы, а зажиточные хозяйства подлежали усиленному налогообложению. Вследствие острой нужды государства в средствах в первой половине 1920-х гг. большое значение имело косвенное налогообложение. В 1921 - 1923 гг. в стране были введены акцизы на многие товары массового потребления. В дальнейшем акцизы на сахар, соль, керосин, спички, чай были снижены и введены акцизы на товары не первой необходимости - спиртные напитки и табачные изделия. Государственные займы. В 1920-х гг. государство широко использовало и денежные сбережения населения. Основными методами мобилизации свободных денежных средств населения стали выпуски государственных займов и привлечение средств в кредитные учреждения. За 1922 - 1925 гг. в стране было выпущено 10 внутренних государственных займов, из них три натуральных, пять денежных, для размещения среди населения, и два специального назначения. Первым советским денежным займом стал Государственный шестипроцентный выигрышный заем 1922 г., выпущенный на сумму 100 млн. руб. золотом. В отличие от натуральных, этот заем был долгосрочным; выкуп облигаций производился с 1 декабря 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей погашения. По отношению к промышленникам, частным торговцам и прочим «капиталистическим элементам» был применен метод принудительного размещения. При уплате налогов они были обязаны покупать определенное количество облигаций займа, на которых делалась особая надпись («Не подлежит приему в залог и не может котироваться на бирже»). Обязательное приобретение облигаций займа было введено также для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем распространялся в виде коллективной подписки; их право продажи и залога ничем не ограничивалось. Восстановление товарооборота. В первые годы советской власти, особенно в период Гражданской войны, торговля по, существу, прекратилась. Восстановление нормального товарооборота проходило через ряд промежуточных этапов и осуществлялось в крайне сложных условиях. Первоначально товарооборот намечалось ограничить рамками местного оборота между крестьянами товаропроизводителями и мелкой промышленностью в виде прямого товарообмена. После провала этого прямого продуктообмена в стране разрешается свободная торговля. В этих условиях цены на рынке начинают складываться в зависимости от соотношения спроса и предложения. Кооперирование крестьянства. Первостепенной задачей послевоенных лет стало восстановление сельского хозяйства. Однако оно не находилось в руках государства, поэтому прямое руководство миллионами крестьянских хозяйств было совершенно нереальным делом. В этой ситуации государство было в состоянии только стимулировать процесс восстановления сельскохозяйственного производства различными, преимущественно экономическими, мерами. Одной из этих мер стал переход к продналогу. Кроме того, государство начинает стимулировать подъем аграрного производства путем производства для деревни промышленных товаров. Предпринимались и другие меры помощи деревне, например агротехническая пропаганда, однако главным направлением государственной политики в деревне стало кооперирование крестьян. Сущность кооперативного плана состояла в том, что российские крестьяне, которые являлись классом феодального общества, прежде чем войти в социализм, должны были пройти через капитализм. Сделать это можно было только через расслоение крестьянства на сельский пролетариат и сельскую буржуазию. В результате этого расслоения должны возникнуть крупные капиталистические хозяйства, которые затем можно будет легко превратить в социалистические. При проведении в жизнь планов кооперации были использованы идеи А.В.Чаянова - крупнейшего специалиста в области кооперативного движения, который предлагал учитывать материальную заинтересованность крестьян в увеличении сельскохозяйственного производства. По мнению А.В.Чаянова, крестьяне были заинтересованы в том, чтобы производить больше товарной продукции и без хлопот ее реализовывать, приобретая взамен промышленные товары. Для этого лучше объединиться в сбытовой кооператив, чтобы не ездить в город, не отрываться от своего хозяйства и не конкурировать друг с другом на рынке, сбивая при этом цены на товары. Возможно создание и машинных кооперативов. В эти кооперативы объединялись те хозяйства, которые производили товарную продукцию, т. е. зажиточные. Что касается бедняцких хозяйств, не производивших товарную продукцию, и являвшихся потребительскими, то они объединялись в производственные кооперативы, которые по-другому назывались коллективными хозяйствами. Таких коллективных хозяйств, или колхозов, было три вида: коммуны, артели и тозы. Коммуна - это коллективное хозяйство с полным обобществлением имущества ее членов и распределением поровну получаемых доходов. Однако уравнительный принцип не создавал достаточной материальной заинтересованности, поэтому коммуна была признана не совсем удачной формой ведения хозяйства. Во-вторых, это сельскохозяйственные артели, их характерная черта - обобществление только основных средств производства. В-третьих - тозы, т. е. товарищества по совместной обработке земли. В них сохранялась частная собственность на средства производства, при этом объединялся только труд работников. В результате к концу нэпа в различного рода кооперативах в стране состояло свыше половины крестьян. «Лицом к деревне». В годы «восстановительной пятилетки» сельскому хозяйству была оказана всесторонняя государственная помощь. Она заключалась в расширении производства сельскохозяйственных машин и инвентаря, организации кредитования крестьянских хозяйств, проведении землеустройства, налаживании семеноводства и племенного животноводства и т. д. С 1924 г. машины и орудия сельхозартелям и крестьянам стали продавать по довоенным ценам, хотя их себестоимость стала гораздо выше. Покрытие убытков производящих сельскохозяйственные машины заводов взяло на себя государство. Для приобретения машин и орудий крестьянам и колхозам предоставлялись кредиты сроком от одного до пяти лет. При этом чем дороже была машина, тем на больший срок предоставлялся кредит. При выдаче кредитов соблюдался классовый принцип: зажиточным хозяйствам кредит выдавался под более высокие проценты, а с 1929 г. их кредитование было прекращено. С конца 1924 г. курс государства по отношению к крестьянству становится еще более либеральным, в литературе он даже получил название «лицом к деревне». При этом еще более снизили сельхозналог, разрешили также аренду земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Все это очень быстро принесло весьма ощутимые успехи. Уже к 1925 г. в СССР был восстановлен довоенный уровень сельскохозяйственного производства, а по животноводству он был даже значительно превзойден. Перестройка системы управления промышленностью. В области промышленности летом 1921 г. в стране выходит ряд декретов, направленных на организационную перестройку промышленности. Эта перестройка заключалась, во-первых, в переводе предприятий на хозяйственный расчет. Если раньше предприятия получали все необходимое для производства от государства и сдавали ему же всю произведенную продукцию, то теперь они должны были вести свое хозяйство самостоятельно. Предприятия должны были сами закупать сырье и материалы, сами решать проблемы обеспечения рабочей силой, заниматься сбытом продукции и, получив прибыль и заплатив из нее налоги, развивать собственное производство. Во-вторых, упразднялись главки, которые обладали одновременно функциями административными, снабженческими, контролирующими и регулирующими производство. Главкизм исключал какую-либо хозяйственную самостоятельность предприятий. Теперь предприятия объединяются в тресты, происходит трестирование промышленности. Это означало, что если раньше все предприятия одной отрасли были подчинены своему главку, т. е. отделу ВСНХ, то теперь главным звеном управления промышленностью становятся тресты. Трест - это территориально-отраслевое объединение, которое охватывало предприятия отрасли, расположенные на одной территории. В основе деятельности треста лежал принцип децентрализации оперативных функций, принцип хозяйственной самостоятельности и ответственности для осуществления хозрасчета. К трестам переходила вся работа по оперативному хозяйствованию, за ВСНХ сохранялись лишь функции регулирования и общего руководства. Трест являлся основной единицей в системе управления промышленностью. В отличие от первичной производственной единицы - отдельного предприятия, трест обладал правом юридического лица. По приблизительным данным, в стране было трестировано 90% всей государственной промышленности. В-третьих, новые формы организации и управления промышленностью выразились также в организации синдикатов. Вскоре после создания трестов оказалось, что они начинают конкурировать между собой на рынке, что увеличивало рыночную стихию. Поэтому после создания трестов их стали объединять еще и в синдикаты, которые стали основной формой объединения и регулирования товарооборота государственных промышленных предприятий. С помощью синдикатов между различными трестами делились рынки сбыта, в результате трестированная промышленность была синдицирована. Синдикат выступал самостоятельным торговым предприятием, действовавшим на началах коммерческого расчета. Одновременно проводилась и концентрация промышленности. Она началась на основании принятого в августе 1921 г. решения Совнаркома. В нем предусматривалось, что государство в лице ВСНХ сосредотачивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных и важных предприятий, которые могли быть в первую очередь обеспечены материальными, продовольственными и денежными ресурсами. Остальные предприятия подлежали консервации или сдаче в аренду. Так, на Урале в 1922 г. из 119 металлургических предприятий было сохранено 82, а остальные были закрыты. Разрешение частного предпринимательства. Кроме организационной перестройки, вторым направлением новой экономической политики в области промышленности было разрешение частного предпринимательства. Это частное предпринимательство допускалось в следующих формах: разрешалось организовывать мелкие частные предприятия с числом работников до 20 человек, сдавать в аренду государственные предприятия, а также сдавать хозяйственные объекты в аренду иностранцам. Наиболее распространенной в то время формой привлечения частного капитала к хозяйственной деятельности была арендная форма. Арендный договор определял направление производственной деятельности предприятия, объем и ассортимент подлежащей выпуску продукции, долевое отчисление в пользу государства, размеры восстановления и обновления основных фондов и т. д. Предприятия передавались арендатору во временное пользование на условиях, оговоренных в арендном соглашении. При этом собственником предприятия оставалось государство. Арендатор не имел права ни продать, ни заложить арендованное предприятие, он отвечал по суду за сохранность сданного ему в пользование имущества и во всем подчинялся советскому законодательству о труде и социальном страховании, технике безопасности и т. д. Иностранные концессии в СССР. Несмотря на большевистские лозунги, призывающие идти «на последний и решающий бой» с мировой буржуазией, советское правительство понимало, что для восстановления разрушенного хозяйства нужны огромные средства. Своими силами, без иностранной помощи, восстановить народное хозяйство будет крайне сложно. Поэтому с целью налаживания крупного производства иностранным предпринимателям позволили брать советские предприятия в концессию. К тому же руководство страны рассчитывало использовать опыт иностранных предприятий по организации производства и применению новейший технологий. С помощью иностранных предпринимателей Советская Россия рассчитывала завязать утраченные после революции необходимые экономические связи. В результате в 1925 г. действовал только 91 концессионный договор, а к работе приступили 14 предприятий (6 лесных, 6 обрабатывающих и 3 горных). Среди заключенных договоров наиболее крупными были концессионные соглашения с акционерным обществом шведских заводов в Гетеборге для производства в СССР шарикоподшипников; с американской фирмой «Гарриман и К», английской «Лена - Голдфилдс Лимитед» и др. В результате привлечения иностранных инвесторов доля концессий в некоторых отраслях промышленности была достаточно высокой: на этих предприятиях добывали 60% свинца и серебра, 30% золота, 85% марганца и т. д. Однако в целом доля иностранных концессий в промышленном производстве страны была невелика. Она составляла примерно 1% общего объема производимой в стране продукции. Восстановление промышленности. В годы «восстановительной пятилетки» в области индустрии упор делался на восстановление легкой промышленности. Причина заключалась в том, что тяжелая промышленность была сильно разрушена и для ее восстановления требовались огромные средства. Легкая же промышленность не требовала от государства больших средств, тем более что сильные позиции в ней занимал частный капитал, который и брал на себя значительную часть затрат. Первоочередное восстановление легкой промышленности было не только возможно, но и необходимо. Необходимо по той причине, что после окончания Гражданской войны людей следовало обуть, одеть и накормить. Кроме того, без промышленных товаров не мог быть восстановлен и товарооборот между городом и деревней. Крестьянству же в обмен на хлеб нужны были потребительские товары, которые производили предприятия легкой промышленности. Таким образом, восстановление легкой промышленности создавало предпосылки для последующего восстановления и тяжелой промышленности. В результате предпринимаемых усилий в 1926 г. довоенный уровень промышленного производства в стране в основном был восстановлен. Внутренние противоречия нэпа. Несмотря на достигнутые результаты, было бы ошибочным считать нэп сбалансированной, последовательной и бескризисной политикой. Его введение было сопряжено с весьма серьезными экономическими трудностями. Эти трудности в первую очередь проявились в сельском хозяйстве, где сократилось производство товарного зерна. До революции крупные землевладельцы, т.е. помещики и «кулаки» _ т.е. зажиточные крестьяне, производили 70% товарного хлеба. В ходе революции помещичье землевладение было уничтожено, зажиточное крестьянство существенно ослаблено, а середняк производил товарный хлеб в незначительных размерах. К тому же закупочные цены на зерно были низкими, часто даже ниже его себестоимости, что не способствовало росту производства. Поэтому после преодоления «ножниц цен» хроническим явлением второй половины 1920-х гг. становится кризис хлебозаготовок. Их причина - низкие государственные закупочные цены на зерно. В этой ситуации в стране начинает действовать механизм рынка. Его суть заключается в том, что крестьянские хозяйства начинают производить ту сельскохозяйственную продукцию, которая приносит максимальную прибыль. Крестьянин начинает производить зерновых столько, сколько нужно ему для потребления, на фураж и на семена. В результате в условиях сокращения зернового производства в стране наблюдался хронический кризис хлебозаготовок. Весной 1929 года крестьяне еще больше сократили посевы зерновых, и осенью в городах стал ощутим недостаток продовольствия, в некоторых из них вводят продовольственные карточки. В этой обстановке И.В.Сталин решает переломить ситуацию революционным путем, в стране начинается массовая коллективизация сельского хозяйства. Эту ситуацию историки называют политикой свертывания нэпа. Следует отметить, что свертывание нэпа было обусловлено не только политической волей И.В.Сталина. В новой экономической политике изначально были заложены серьезные внутренние противоречия. Первое из них - это неэквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством. Второе заключалось в том, что страна нуждалась в высоких темпах экономического роста, при этом своих средств для реконструкции народного хозяйства у государства было недостаточно. Что касается использования иностранных инвестиций, то поскольку командные высоты оставались в руках государства, сфера привлечения частного капитала была весьма ограничена. В-третьих, это противоречие между необходимостью перехода к экономическим методам управления народным хозяйством и неподготовленностью к этому руководящих работников. Большинство руководителей прошло школу Гражданской войны, они привыкли к жесткой централизации и военной дисциплине, работать в условиях рыночной экономики они были не готовы. В-четвертых, серьезное противоречие того времени - это противоречие между многообразием экономических форм и единообразием политической жизни. Речь идет о том, что экономика страны была многоукладной, однако власть была в руках только одной партии. Это означало, что представители других укладов реально повлиять на ситуацию не могли. Таким образом, нэп должен был быть дополнен многообразием и политической жизни, в противном случае он обречен. Поэтому свертывание новой экономической политики в конце 1920-х гг. было вполне закономерно. Перестройка государственного аппарата. Создание нового государства – Союза Советских Социалистических Республик повлекло и изменения в государственном аппарате. В соответствии с Конституцией была закреплена двухпалатная структура ЦИК СССР – высшего общесоюзного органа государственной власти СССР в промежутках между общесоюзными съездами Советов. Наряду с Союзным Советом – органом представительства общих интересов народов Советского Союза – в составе ЦИК СССР была на основе решений XII съезда РКП (б) образована вторая равноправная палата – Совет Национальностей, которая представляла интересы каждой национальности. В первую палату входили представители союзных республик, избранных пропорционально количеству населения. Совет Национальностей формировался из пяти представителей от каждой союзной и автономной республики и одного от каждой автономной области. Палаты могли заседать совместно, но голосование проходило раздельно. Согласно статье 26 Конституции СССР совместные заседания палат должны были проводиться при избрании Президиума ЦИК и образовании СНК СССР. Высшие центральные отраслевые органы управления – Народные комиссариаты делились на: а) общесоюзные и б) объединенные (статья 50 Конституции 1924 года). К общесоюзным народным комиссариатам, согласно статье 51, были отнесены: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. К объединенным относились: Высший Совет народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Общесоюзным народным комиссариатам было предоставлено право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных (ст. 53). Согласно статье 54, органами объединенных наркоматов СССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, объявлялись одноименные наркоматы этих республик. Изменение структуры государственного аппарата предопределялось и серьезными изменениями, произошедшими в экономике страны. Успехи в восстановлении экономики стали очевидны уже спустя три года после перехода к НЭПу. XIII съезд партии поставил задачу вытеснить частный капитал из внутреннего торгового оборота. В мае 1925 года создается Наркомат внутренней торговли, а в ноябре он преобразуется в Наркомат внутренней и внешней торговли. В его функции входило регулирования торговых отношений города и деревни, СССР с зарубежными странами, регулирование цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, обеспечение промышленности сельскохозяйственным сырьем. Наркомат должен был регулировать торговый оборот в СССР, оказывать всякую помощь государственной и кооперативной торговле. Перевес социалистической торговли над частной стал возможен, когда государственная промышленность стала давать рынку больше товаров для населения и, прежде всего для деревни. Начало реконструкции промышленности, усиление планового начала позволили постепенно ликвидировать капиталистическую анархию, окончательно вытеснить частных торговцев и предпринимателей из сферы народного хозяйства. Это цель достигалась путем усиления планово-регулирующего воздействия Советского государство на рынок, а также развитием государственной и кооперативной торговли. Начиная с 1923 года, повышаются ставки налогового обложения частников. Вначале частника вытеснили из оптовой, а затем постепенно и из мелкой розничной торговли. С осени 1927 года по распоряжению СТО промышленные товары могли продаваться в деревне только через кооперацию. Реорганизация органов государственной безопасности. Изменившиеся условия развития советского государства повлекли изменения и функции некоторых государственных органов, обладающих ранее чрезвычайными полномочиями. 6 февраля 1922 года ВЦИК, исполняя постановление IX Всероссийского съезда Советов, издал декрет, по которому ВЧК и ее местные органы упразднялись. Задачи, которые ранее выполняла ВЧК – подавление открытых контрреволюционных выступлений и бандитизма, борьба со шпионажем, охрана железнодорожных и водных путей сообщения, охрана границ РСФСР, борьба с контрабандой, выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК по охране революционного порядка и расследование дел контрреволюции – возлагались на Народный комиссариат внутренних дел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление под председательством народного комиссара внутренних дел или назначаемого Совнаркомом его заместителя. На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы в автономных республиках и областях при ЦИК и в губерниях при губисполкомах, а также их уполномоченные в уездах. Все местные политические отделы должны были находиться в непосредственном подчинении НКВД через Государственное политическое управление на тех же основаниях, как и другие объединенные народные комиссариаты и управления республик и областей. В составе ГПУ учреждались особые отделы и транспортные отделы для борьбы с преступлениями в армии и на железной дороге. Декрет строго регулировал порядок арестов, обысков и иных следственных действий, производимыми ГПУ. В связи с образованием Союза ССР, Советское правительство 15 ноября 1923 года приняло новое положение, регулирующее работу органов государственной безопасности. Было учреждено единое для всего Советского Союза самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности – Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. ОГПУ должно было руководить работой ГПУ союзных республик, особых отделов военных округов, органов ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщения и их местных органов. В новом положении об ОГПУ закреплялись правила расследования и рассмотрения дел о контрреволюции, разработанные Советским правительством при переходе к новой экономической политике. Судебная реформа 1922 года. Переход к мирному хозяйственному строительству, отказ от методов внесудебных репрессий вызвал серьезную перестройку и судебной системы. В ноябре 1922 года ВЦИК принял постановление «Положение о судоустройстве РСФСР», вошедшее в историю как судебная реформа 1922 года. Вместо разветвленной системы различных по наименованию чрезвычайных судов и революционных трибуналов создавалась единая трехзвенная система судебных органов: народные суды, губернские суды и Верховный суд Республики. Из трибуналов остались специализированные военные и военно-транспортные. Губернские отделы и уездные бюро юстиции, ранее (до образования прокуратуры) выполнявшие функции судебного управления и судебного надзора, упразднялись. Функция судебного управления на местах переходила к губернским судам в лице их структурных подразделений. К ним относились: пленум, президиум, инструкторско-ревизионное отделение, уполномоченные губернского суда в уездах. Частично функции судебного управления выполнял и председатель губернского суда. После создания областных, краевых судов аналогичные функции по судебному управлению выполняли структурные подразделения областных, краевых судов. Ликвидация системы органов юстиции на местах, какими являлись губернские отделы юстиции и уездные бюро юстиции, была вызвана сложными социально-экономическими условиями развития нашего государства. Взятый на XIV съезде партии курс на индустриализацию страны требовал высвобождение значительных материальных ресурсов и, прежде всего эти ресурсы изыскивались за счет сокращения и удешевления государственного аппарата. Этот процесс коснулся и Наркомата юстиции РСФСР. В новых условиях были найдены новые временные формы руководства судами, на практике была доказана возможность в таких условиях совмещать деятельность органов, осуществлявших правосудие и судебное управление в лице губернского, областного суда. Жизненность такого варианта судебной системы была доказана вновь в 50-х годах, когда законодатель вновь вернулся к системе судебных органов, существовавших в 20-х годах. К судебной реформе относится и организация прокурорского надзора. В.И.Ленин требовал в своей известной работе «О «двойном» подчинении и законности» единообразного применения законов на территории всей страны. Надзор за единообразным применением законов должна была осуществлять созданная для этих целей прокуратура. Майская сессия ВЦИК 1922 года учредила при Наркомюсте РСФСР органы прокурорского надзора. Нарком юстиции одновременно являлся и прокурором республики. Прокуратура была создана в качестве IV отдела в составе НКЮ РСФСР. В составе Верховного Суда прокуратура создается в 1924 году. Ей поручалось следить за соблюдением революционной законности на всей территории СССР, контролировать деятельность ОГПУ, военных прокуроров. Однако в это время централизация этих органов еще не была завершена. Прокурору при Верховном Суде республиканские прокуроры не подчинялись. Союзная прокуратура как самостоятельное, строго централизованное ведомство было создано лишь 20 июня 1933 года. В мае 1922 года был создан еще один важный юридический орган – адвокатура. Согласно новому закону коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Состав коллегии утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не допускал занятия членом коллегии должности в государственном учреждении или предприятия (кроме выборных и профессорско-преподавательских в высших учебных заведениях). Коллегия защитников управлялась президиумом, избранным общим собранием ее членов. Создание этих органов способствовало укреплению социалистической законности и развитию советской демократии. Военная реформа. В связи с переходом к мирному строительству была осуществлена военная реформа. Твердо установилась система комплектования в армии. Был резко сокращен численный состав армии, что позволило высвободить сотни тысяч рабочих рук для мирного созидательного труда. Вместе с тем, сокращение армии не означало ее ослабление, с точки зрения оборонной мощи. Сокращая численно армию, Советское государство приняло ряд мер к сохранению такого ядра, которое не создавало больших расходов и позволяло в случае нужды развернуть необходимые вооруженные силы. ВЦИК и СНК декретом от 20 сентября 1922 года установили обязательную воинскую повинность для всех граждан мужского пола. Все мужчины, независимо от их местопребывания, привлекались к несению обязательной военной службы в армии и флоте для защиты Республики. Оборона же страны с оружием в руках доверялась только трудящимся. Классово-чуждые элементы и враждебно настроенные к Советской власти оружия в руки не получали, они проходили службу в особом порядке, как правило, в тыловых частях. Народности, которые по своим культурным и бытовым особенностям того времени не могли дать вполне годных воинов для армии, пользовались в силу декрета, временным освобождением от военной службы. 8 августа 1923 года декретом ВЦИК была установлена смешанная система организации Красной армии. Наряду с кадровыми войсками создавались милиционно-территориальные части. Бойцы служили в этих частях по 3 месяца, а затем периодически проходили краткосрочные сборы. Каждая союзная республика могла иметь свои национальные воинские формирования. Это усиливало мобилизационные возможности СССР и отвечало национальной политике, проводимой партией. Вся территория страны разбивалась на военные округа. Непосредственно руководство вооруженными силами осуществлял общесоюзный Наркомат по военным и морским делам. Руководитель этого ведомства был одновременно председателем Реввоенсовета СССР. Его уполномоченные в союзных республиках являлись командующими войсками округа. 18 сентября 1925 года был принят закон «Об обязательной военной службе». Защита социалистического отечества объявлялась обязанностью всех граждан СССР. Комиссары были освобождены от контроля за командным составом и могли сосредоточить главное внимание на партийно-воспитательной работе среди бойцов и командиров. Тем самым укреплялся принцип единоначалия в войсках. В январе 1925 года Л. Д. Троцкий был снят с поста председателя Реввоенсовета и вместо него был назначен М.В.Фрунзе. В состав Реввоенсовета вошли видные советские военачальники А.С.Бубнов, С.М.Буденный, М.Н.Тухачевский, С.С.Каменев и другие. Войска стали получать современное оружие. Они обучались по новым уставам. Была налажена подготовка руководящего состава Красной Армии через соответствующие военные учебные заведения. Военная реформа, проведенная под руководством ЦК ВКП (б), была завершена к концу 20-х годов. Она позволила укрепить боеспособность вооруженных сил социалистического государства и одновременно снизить расходы на их содержание, а также за сравнительно короткий срок подготовить значительный контингент обученных военному делу граждан. Развитие основных отраслей права. Переход к новой экономической политике, а также создание Союза Советских Социалистических Республик вызвали усиление законодательной деятельности и поставили на повестку дня вопрос о необходимости приведения действующего законодательства к новым условиям развития государства. В связи с этим большие надежды возлагались на кодификационные работы. В период с 1922 по 1924 гг. в РСФСР было принято 8 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный, Лесной и Исправительно-трудовой кодекс. Работа над Гражданским кодексом началась летом 1922 года. Основной вопрос при разработке проекта ГК состоял в том, чтобы определить, должен ли он стать документом нового социалистического права или рецептировать нормы буржуазного гражданского права. Некоторые юристы в НКЮ РСФСР считали, что второй вариант будет способствовать развитию имущественных отношений с капиталистическими странами и будет отвечать новой экономической политике. В нормах Гражданского кодекса юридически закреплялась основа нового общества – государственная социалистическая собственность. В Гражданском кодексе 1922 года получили дальнейшее развитие принципы социалистической демократии. Кодекс установил, в частности, что пол, раса, национальность, вероисповедание и происхождение не влияют на объем гражданской правоспособности. Особой чертой, характеризующей советское гражданское права как новое, социалистическое право, должна была стать направленность против злоупотребления НЭПом. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, хотя и допускал наличие частной собственности, но вместе с тем, существенно ограничивал распространение ее вширь мерами законодательного характера. В кодексе отмечалось, что гражданские права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением; что в частной собственности могут находиться лишь те промышленные предприятия, число рабочих на которых не превосходит числа, установленного законом. Кодекс открывается Общей частью, в которой имеются следующие главы: «Общие положения», «Субъекты права (лица)», «Объекты права (вещи)», «Сделки» и «Исковая давность». В разделе «Обязательственное право» содержались главы: «Общие положения», «Обязательства, возникающие из договоров», а также главы, посвященные отдельным видам договоров (имущественному найму, купле-продаже, займу, мене и др.). В особый раздел кодекса выделялось наследственное право. Кроме этого, кодекс имел еще и приложение, то есть нормативные акты, принятые до его издания. Гражданский кодекс отвечал потребностям времени и явился регулятором имущественных отношений в условиях новой экономической политики. Он послужил также образцом в создании гражданских кодексов других союзных республик. Развитие уголовного права в этот период связано с разработкой и принятие Уголовного кодекса РСФСР 1922 года. Уголовный кодекс РСФСР впервые четко сформулировал понятие советского уголовного права, указав, что его основной задачей является защита советского государства от преступных посягательств. Значительное место в кодексе уделялось категориальному, понятийному аппарату, находившемуся в Общей части. Подробно рассматривались такие понятия, как преступление и наказание. «Для нас преступник – это человек, - говорил Д.И.Курский, - который опасен в данное время, которого нужно изолировать, или попытаться исправить, но которому ни в коем случае не надо мстить». Общую часть УК РСФСР 1922 года составляли следующие разделы: «Пределы действия уголовного кодекса», «Общие начала применения наказания», «Определения меры защиты»; «Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты», «Порядок отбывания наказания». Последний раздел содержал также нормы, регулирующие порядок отбывания наказания, поскольку Исправительно-трудовой кодекс еще не был разработан. УК РСФСР 1922 года кроме понятий наказания впервые ввел в советское уголовное право понятие меры социальной защиты, понимая под этим меры медицинского и медико-педагогического характера. Медицинские меры: принудительное лечение или помещение в учреждение для умственно или морально дефективных – применялись в отношении лиц, совершивших преступление, которых суд признал невменяемыми. Медико-педагогические меры применялись к малолетним и несовершеннолетним. Одной из особенностей советского уголовного права было введение кодексом понятия аналогии. В законе говорилось, что «в случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты, применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил общей части кодекса». Введение аналогии было мерой вынужденной. Законодательство того времени в силу краткосрочности существования государства и права не могло предусмотреть исчерпывающего перечня преступлений. Особенная часть состояла из восьми глав: государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления), должностные преступления, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные преступления, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные преступления, воинские преступления, нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный пор
|