Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства 6 страница






Положением от 21 октября 1920 года, в котором получили дальнейшее развитие ранее предусмотренные основные идеи, были внесены и некоторые изменения в области судоустройства и процесса. По новому положению избранные судьи утверждались в должности уездными, губернскими исполкомами, которые утверждали и досрочный отзыв судей. Это положение вводило вместо следственных комиссий – коллегиальных органов расследования, институт следователей. Теперь народные следователи состояли при Советах народных судей, а по важнейшим делам – при губернских отделах юстиции и Наркомюсте. Следователи избирались местными советами. По положению 1920 года коллегии защитников были ликвидированы, и защитники перестали быть должностными лицами (которые получали жалование за свой труд, а не гонорар от граждан). Для выполнения функций защиты привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых утверждались местными Советами.

Народные суды при рассмотрении дел обязаны были руководствоваться декретами Советской власти, а при отсутствии таковых – социалистическим правосознанием. Ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств запрещалось. Управления судебными органами осуществлялось народным комиссариатом юстиции. Революционные трибуналы и народные суды сыграли огромную роль в борьбе с контрреволюционными и другими преступлениями против Советской власти.

Национально-государственное строительство. Победа Октябрьской революции явилась решающей предпосылкой национального и социального освобождения народов России. Уже в первые месяцы Советской власти началось строительство союзного государства. Власть правительства Советской России во главе с В.И.Лениным распространилась на всю территорию бывшей Российской Империи. Однако конкретные формы национально-государственное устройство в то время еще не могли сложиться. III Всероссийский съезд Советов неслучайно ограничился лишь установлением «конкретных начал федерации». Конкретные формы строительства Советского союзного государства могла выработать только практика.

К началу Гражданской войны и иностранной интервенции практически существовала только одна республика – РСФСР. Народы Прибалтики, Белоруссии, Украины, Закавказья были захвачены местными буржуазными националистами, где при содействии иностранных империалистов были созданы марионеточные государства. После революции в Германии, аннулирования Брестского договора в ноябре 1918 года Советское правительство России получило возможность оказывать военную и экономическую поддержку народам западных окраин, в борьбе против иностранных захватчиков и местных националистов. В ноябре-декабре 1918 года и в январе 1919 года при помощи Советской России устанавливается Советская власть в Латвии, Эстонии, Литве, Белоруссии, Украине. Таким образом, на западных границах Советской Российской Республики образовался ряд советских республик. Их государственный строй и право строились по типу Российской Республики, но с учетом местных особенностей.

В ходе борьбы народов западных окраин с внешними интервентами и внутренней контрреволюцией встал вопрос об их отношениях с РСФСР. Народы окраин России в ходе борьбы за установление своей государственности стремились к сотрудничеству с Советской Россией в рамках федерации. Коммунистическая партия предвидела, что большинство народов, тесно связанных с русским народом крепкими экономическими, политическими и культурными узами, не пожелают отделиться от России.

В связи с подходами Антанты, особую актуальность приобрел вопрос о военном единстве республик. По советской линии инициатором создания военного союза был ЦИК УССР. В мае 1919 года он обратился со специальным посланием ко всем республикам. I Белорусский съезд Советов не только одобрил создание тесного союза с РСФСР, но и призвал все другие республики как можно скорее вступить в него. В решении этого вопроса имело большое значение постановление (декрет) ВЦИК РСФСР от 1 июня 1919 года об объединении военных сил советских республик – России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для организации отпора силам внешней и внутренней контрреволюции. Этим постановлением предусматривалось тесное объединение управления войсками, снабжение Красной армии, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов и комиссариатов труда. Перед тем как принять этот декрет состоялось совещание уполномоченных от высших органов власти Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и России, где было принято соглашение, которое и легло в основу этого декрета. Таким образом, декрет установил договорные отношения, которые оформлялись между отдельными советскими республиками и РСФСР.

Такая форма объединения, складывавшаяся до этого и закрепленная в декрете ВЦИК от 1 июня 1919 года, была своеобразной. Она предусматривала особое положение органов РСФСР, выполнявших одновременно функции органов власти и управления для всего объединения советских республик. Такое положение сложилось естественно, так как РСФСР была самой крупной советской республикой, имевшей уже к тому же определенный опыт.

Немедленно полностью постановление ВЦИК от 1 июня 1919 года в отношении всех республик реализовать не удалось, так как западные советские республики опять оказались оккупированы врагом. Однако это постановление оформило создание военного союза советских республик, который сыграл огромную роль в разгроме сил интервентов и внутренней контрреволюции. Население России активно поддерживало создание военно-политического союза советских республик. Трудящиеся России не могли победить Колчака, Деникина, Врангеля без такого сочувствия и доверия к себе со стороны угнетенных масс окраин бывшей царской России.

При помощи Красной армии в июле 1919 года в Киргизском крае (теперь Казахстан) была установлена Советская власть, в феврале 1920 года окончательно была освобождена вся территория Туркестанской Советской Автономной республики, в этом же году и месяце была установлена Советская власть в Хиве и образована Хорезмская Народная республика. В августе 1920 года была образована Бухарская Народная Советская республика. В 1920 году окончательно укрепилась советская власть в Дагестане (март), Азербайджане (апрель) и в Армении (ноябрь). В Грузии советская власть была установлена в феврале 1921 года.

Учредительный съезд Забайкалья в Верхнеудинске провозгласил образование Дальневосточной республики. Она образовалась как буржуазно-демократическая, но здесь осуществлялась не диктатура буржуазии, а революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. Дальневосточная республика была образована как самостоятельное, независимое государство от РСФСР. В декабре 1920 года был заключен договор о границах РСФСР и ДВР. В 1920-1921 годах между РСФСР и ДВР было заключено несколько экономическо-торговых соглашений (договор о рыболовстве, железнодорожная конвенция, финансовые договоры и т.д.). Наряду с этим между РСФСР и ДВР существовали более тесные негласного порядка взаимоотношения. ЦК РКП (б), Совнарком, Наркомат иностранных дел РСФСР руководили решением всех вопросов в области внешней политики ДВР.

Если в начале сотрудничество между республиками носило преимущественно военный характер, то после окончания Гражданской войны на первое место выдвигается согласование хозяйственно-экономической деятельности. Союзные договоры дополнялись соглашениями по финансовым, продовольственным вопросам, транспорту, связи, законодательству, планированию и другим вопросам.

Первый военно-экономический договор между РСФСР и Советской социалистической республикой был заключен с Азербайджанской ССР 30 сентября 1920 года. Договор предусматривал объединение: 1) военной организации и военного командования; 2) органов, ведающих народным хозяйством и внешней торговлей, 3) органов снабжения; 4) железнодорожного и водного транспорта и почтово-телеграфного ведомства; 5) финансов. В договоре говорилось, что «Порядок и форма объединения учреждений, ведающих указанными отраслями народной жизни, устанавливаются особыми соглашениями обоих правительств». Позднее были заключены аналогичные договоры между РСФСР и другими независимыми советскими республиками – с Украинской ССР (28 декабря 1920 года), с Армянской ССР (20 декабря 1920 года), с Грузинской ССР (февраль 1921 года) и др.

С помощью Красной армии трудящиеся Хивы и Бухары в 1920 году свергли феодально-монархический строй и установили советскую власть. В результате крайней социальной отсталости этих больших ханства и эмиратства, здесь образовались не социалистические, а народные республики, то есть государства переходные, которые В.И.Ленин назвал крестьянско-советскими. В 1920-1921 годах РСФСР заключила союзный договор и экономические соглашения с Хорезмской Народной республикой. Эти отношения строились как международные, основанные на дружбе и взаимопомощи. Российская Советская республика оказывала широкую помощь по подъему экономики и культуры этих республик.

Наряду с образованием вокруг РСФСР независимых советских республик, в годы гражданской войны был образован ряд новых автономных образований. В конце 1918 года создается Трудовая Коммуна немцев Поволжья, в 1919 году – Башкирская и Крымская автономные республики, в 1920 году – Татарская и Киргизская АССР, Чувашская, марийская, Вятская, Калмыцкая автономные области и др. В этот период в составе РСФСР наряду с автономными республиками возникали трудовые коммуны (например, Карельская).

Структура советского государственного аппарата строилась на принципах, провозглашенных Конституцией РСФСР, но с учетом местных особенностей. Каждое автономное образование имело своих представителей в составе высших органов власти РСФСР, а позднее – при Наркомате. Демократическое национальное государственное строительство содействовало укреплению дружбы и сотрудничества советских народов. Это явилось предпосылкой дальнейшего развития советского многонационального государства.

Развитие права. Условия гражданской войны сказались на содержании и характере гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права. В этот период резко возросла роль административно-правового регулирования общественных отношений, направленных в сторону жесткой централизации, государственного руководства в соответствии с режимом военного времени.

Гражданское право. По гражданскому праву важным актом является завершение национализации промышленности и переход управления промышленностью в руки государства. Хозяйственно-организаторская деятельность в это время осуществлялась, главным образом, через ВСНХ и Совет Труда и Обороны. Практически деятельность всех промышленных объектов перешла в ведение ВСНХ и его главков. Запрещение торговли на рынке многими товарами резко сузило возможности для предпринимательской деятельности. Заключение гражданских договоров практически запрещалось, за исключением случаев, когда это входило в обязанность предприятия, организации.

Сокращение до минимума частной торговли привело к падению роли денег, к натурализации хозяйства и его обмена. Первое время продукты питания и товары широкого потребления распределялись по карточкам по твердым ценам. В последствии по декретам СНК РСФСР от 4 и 23 декабря 1920 года устанавливается бесплатный отпуск населению продовольственных продуктов и предметов широкого потребления, отменяется плата за жилые помещения, за пользование транспортом, средствами связи и т.д. При распределении продуктов и товаров учитывалась классовая принадлежность. В результате резкого сужения частной торговли договор купли-продажи постепенно заменяется централизованным распределением, которое осуществляется путем издания соответствующих административных актов. В этих условиях постановления органов власти и управления становятся основным фактом регулирования гражданского оборота.

Семейное право. Первые декреты Советской власти по семейно-брачным вопросам (от 18 и 19 декабря 1917 года) устанавливали особые принципы советского семейного права и разрешали неотложные вопросы этой правовой отрасли, решали задачу подробной регламентации правоотношений между супругами и отношений других восходящих родственников, а также братьев и сестер. Алименты взыскивались по постановлению отделов социального обеспечения, которые могли быть обжалованы в народный суд. К родным детям в отношении права на получение алиментов были приравнены дети, усыновленные до издания этого кодекса, но впредь усыновление было запрещено. Запрещение усыновлять детей вытекало из опасения, что институт усыновления будет использован сохранившимися еще эксплуататорскими классами для эксплуатации под видом усыновления детского труда, что в то время часто практиковалось, особенно в сельских местностях.

Земельное право. В годы Гражданской войны в области земельного права необходимо указать постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 года «О социалистическом землепользовании и о мерах перехода к социалистическому землепользованию». В нем подчеркивалось, что земля является исключительной собственностью государства. В постановлении предусматривались льготы для крестьян, желавших объединится в товарищества по совместной обработке земли, сельскохозяйственные кооперативы. Не распределенные земли сельскохозяйственных объединений не разрешалось раздавать единоличникам.

В партийных решениях указывалось на недопустимость принуждения при организации коммун. «Чрезвычайная торопливость в этом деле вредна, - говорилось в резолюции VIII съезда РКП (б), - ибо это способствует усилению предупреждения среднего крестьянства против новшеств». Время показало, что коммуны не оправдали себя, уже во второй половине 1919 года их число уменьшилось, а преобладающей формой коллективного хозяйства в деревне становились сельхозартели.

Трудовое право. Значительным актом в области регулирования трудовых отношения в этот период явился Кодекс законов о труде РСФСР от 10 декабря 1918 года. Его источниками явились первые декреты Октября об охране труда, Конституция РСФСР и программные положения Коммунистической партии. Кодекс закреплял важнейшие завоевания трудящихся: все граждане имели право на труд, на получение оплаты в зависимости от количества и качества выполненной работы, устанавливался восьмичасовой рабочий день, а для подростков и лиц, занятых на вредных производствах, - 7-6 часов. Женщины по оплате за труд приравнивались к мужчинам, получали отпуск с сохранением заработной платы 8 недель до родов и 8 недель после. Трудящиеся получали право на отпуск (2-хнедельный за 6 месяцев непрерывной работы, месячный – за год). Для всех трудоспособных была установлена трудовая повинность. Об этом говорилось в первом разделе кодекса. Трудоспособные граждане из эксплуататорских классов должны были в принудительном порядке привлекаться местными властями к общественным работам.

Значительные изменения произошли в области социального страхования, которое в новых условиях заменялось социальным обеспечением, то есть оплата сумм на такие цели, как пенсии и пособия при наступлении старости, в случае болезни и потери трудоспособности, производилась не из средств предприятия, как раньше, а из средств государства. Кодекс предусматривал широкие права за профсоюзами в установлении расценок, охраны труда, определении правил внутреннего распорядка и т.д. Положения кодекса распространялись на всех лиц, занятых на предприятиях и в учреждениях, как государственных, так и частных.

Уголовное право. Важнейшим памятником уголовного права являются «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», принятые Наркомюстом 12 декабря 1919 года. Это первый свод уголовных законов РСФСР. Он состоит из введения и 8 разделов: 1 – об уголовном праве, 2 – об уголовном правосудии, 3 – о преступлении и наказании, 4 – о стадиях осуществления преступления, 5 – о соучастии, 6 – виды наказания, 7 – об условном осуждении, 8 – о пространстве действия уголовного права.

Руководящие указания явились своего рода итогом законодательства и судебно-трибунальской практики за первые два года существования диктатуры пролетариата. И вместе с тем директивной инструкцией судам для дальнейшего развития их работы. В них впервые были обобщены и сформулированы основные юридические нормы общей части уголовного права. В водной части даются общие принципы и установки об отношении пролетариата к буржуазному праву, о содержании и форме пролетарского права, об общих задачах пролетарского уголовного права.

В разделе 1 говорится, что уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми системы общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушений (преступления) посредством репрессий (наказания). Далее в этом же разделе говорится, что Советское уголовное право имеет задачей – посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата.

В руководящих началах значительное место уделяется видам наказания и принципам их применения. В статье 25 Указывается 15 примерных видов наказания. Среди них мы видим наказания, рожденные непосредственно судебно-трибунальской практикой этого периода. В значительной части указанные наказания вошли, впоследствии, в Уголовные кодексы Советских республик. Перечень составлен в виде «лестницы наказания» от наиболее мягкого наказания до более тяжкого: внушение, выражение общественного порицания и т.д. Наказание считалось не возмездием за вину и не искуплением вины. В статье 10 говорится: «Являясь мерой оборонительной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий». Руководящие начала сыграли важную историческую роль в том, что они впервые установили общие для всех союзных республик Основы уголовного права, отражающие новое, революционное понимание права и справедливости.

Особенности развития советского права в годы Гражданской войны. Чрезвычайные условия гражданской войны затронули все стороны жизни нового советского государства. В стране, которая теперь представляла собой военный лагерь, требовалась мобилизация всех сил и средств. Все хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функции советской Республики были подчинены одной цели – полной победе над врагом. Особая роль отводилась праву. Указанные выше задачи лежали в основе не только партийных документов, но и всех законодательных и ведомственных актах. В законодательстве рассматриваемого периода времени нашла отражение централизация государственной власти, которая была необходима в условиях превращения страны в военный лагерь. Сужалась сфера применения норм гражданского права. Договоры и сделки заменялись административно-командными приказами, то есть значительно расширялась сфера норм административного права. В ранг государственной политики был возведен принцип уравнительного распределения продуктов и предметов широкого потребления.

Второй важной особенностью являлось сужение нормотворческой деятельности Советов, являвшихся политической основой государства. Правовое регулирование общественных отношений, в годы гражданской войны, осуществлялось не только законодательными актами, но и приказами и инструкциями центральных ведомств (наркоматами, главками ВСНХ).

8 декабря 1918 года Совет Обороны принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Издание этого акта было вызвано тем, что на местах, в рассматриваемый период, местные органы власти нередко издавали свои нормативные акты, которые противоречили актом, издаваемым правительством страны. Такая путаница и хаос не только нарушали нормальное функционирование государственного аппарата, но и нарушали принципы демократического централизма. Исходя из чрезвычайных условий Гражданской войны, основная масса правовых норм была направлена на укрепление дисциплины в войсках, на фронтах и в тылу на производстве.

Особенностью правовых норм Гражданской войны было соотношение убеждения и принуждения. Умелое сочетание принуждения и убеждения было применено к бывшим офицерам и генералам царской армии, которые, работая под контролем революционных военных советов и военных комиссаров, сыграли большую роль в создании боеспособных вооруженных сил Республики. Многие из них стали выдающимися военноначальниками и героями гражданской и отечественной войны. Нормы советского права, регламентируя права и обязанности военных комиссаров, реввоенсоветов, командующих, сыграли важную роль в деле становления новой армии.

Сочетание принципов убеждения и принуждения проявилось и в политике по отношению к среднему крестьянству. Россия всегда являлась аграрной страной, подавляющая часть населения были крестьяне. Нахождение компромиссов со средним крестьянством, составлявшим основную массу крестьянства вообще, являлось важной частью государственной политики. И нормы права в сфере гражданско-правовых, административных, земельных отношений были призваны сыграть здесь не последнюю роль. В годы Гражданской войны все большую роль начинают играть различные чрезвычайные органы, не предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 года – революционные военные советы, ревкомы, разного рода чрезвычайные комиссары. В связи с этим законодательство уделяло больше внимания регламентации деятельности этих органов. Цель заключалась в том, чтобы они не подменяли органы государственной власти, созданные конституцией и их правомочия касались только вопросов военных. При этом подчеркивалось, что принудительная сторона советского права носит временный характер.

Особенностью советского права в тот период времени было еще и то, что до конца 1918 года продолжали действовать отдельные нормы дореволюционного права, которые не были отменены революцией и не противоречили революционному правосознанию. И лишь после утверждения ВЦИК Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года старое законодательство окончательно потеряло силу. С этого момента действовали только правовые нормы, установленные советской властью. Важным юридико-техническим моментом явилась кодификация советского права и появление первых советских кодексов. И хотя они были не совершенны (имелись пробелы и коллизии), тем не менее, они заложили в основание системы советского права первый кирпичик, сделав старое законодательство излишним.

 

Вопросы для самопроверки

1. Второй Всероссийский съезд Советов и его основные решения

2. Особенности Конституции РСФСР 1918 г.

3. Основные направления формирования социалистического права

4. Этапы строительства Красной армии

5. Изменения в органах власти и управления в годы Революции и Гражданской войны

 

Литература

Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: механизм формирования и функционирования. М., 1998.

Бодрова Э.Э. История отечественного государства и права. Уч. пособие. Екатеринбург, 2005.

Болтенкова Л. Ф. Упразднение органов местного самоуправления и создание Советов (октябрь 1917 – июль 1918 гг.) М., 1988.

Бутаков Я. А. Белое движение на юге России: концепции и практика государственного строительства (конец 1917 – начало 1920г.). М., 2000.

Дмитриев Ю. А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского вече до Федерального Собрания: (Сложный путь от патриархальных традиций к цивилизации). М., 1995.

Зимина В. Д. Белое движение и российская государственность в период Гражданской войны. Волгоград, 1997.

Боффа Д. История Советского Союза. ТТ. 1-2. М., 1994.

Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР (историко-правовые исследования) 1917-1956 гг. М., 1989.

Гак А. Гражданская война и золотой запас России // Наука и жизнь. 2001. № 9.

Городецкий Е. Н. Рождение Советского государства (1917 – 1918 гг.). М., 1987.

Иванченко А.В. Демократические институты в истории советского государства // Советское государство и право. 1989. № 1.

Ирошников М.П. Рожденные Октябрем: очерки становления Советского государства. Л., 1987.

Исаев И. А. История России: традиции и государственности. М., 1995.

Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

Константинов С.И. Вооруженные формирования противобольшевистских правительств Поволжья, Урала и Сибири в годы Гражданской войны, 1918-1920 гг. Екатеринбург, 1996.

Кудинов О.А. История отечественного государства и права. Курс лекций. М., 2005.

Леонов С. В. Рождение советской империи: государство и идеология 1917 – 1922 гг. М., 1997.

Мишунин П. Г. Очерки по истории советского уголовного права: 1917 – 1918. М., 1997.

Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917 – 1922). М., 1990.

Смыкалин А.С. Становление системы исправительно-трудовых учреждений советского государства (октябрь 1917-1918 гг.) // Преступление и наказание. МВД РФ. 1999. № 11.

Смыкалин А. С. Создание советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. № 2.

Смыкалин А. С.. Казаков А. И., Маковская Л. П. и др. Организация обеспечения деятельности органов судебной власти (история и современность). М., 2006.

Смыкалин А.С. Очерки истории Русской православной Церкви. Екатеринбург, 2006.

Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 2004.

Толстая А.И. История государства и права России. Учебник для вузов. М., 2005.

Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 2003.

Цыпин В. Курс церковного права. Клин, 2002.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал