Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В период государственного социализма 4 страница
Производной от социалистической является личная собственность граждан. Она подразделяется на два вида: индивидуальную и собственность колхозного двора. В первую включались трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы обихода, личного потребления и удобства. Объектом второй согласно уставу колхозов являлись жилой дом, продуктивной скот, птица и мелкий сельхозинвентарь. Конституция допускала мелкое хозяйство единоличных крестьян, основанное на личном труде. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 19 апреля 1938 года «О налогах и других обязательствах в отношении единоличных хозяйств» запрещалось при налогообложении уравнивать единоличников и колхозников. Некооперированным кустарям не разрешалось заниматься многими промыслами по выработке изделий из сырья, распределяемого в плановом порядке. Эти акты свидетельствовали о том, что государство содействовало охране и умножению кооперативно-колхозной собственности. Изменения в семейном праве были вызваны резким снижением деторождаемости. В июне 1936 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Усложнился процесс расторжения брака. Требовался обязательный вызов супругов в орган ЗАГС с целью выяснения мотивов развода и попытки примирения супругов. В случае развода в паспортах делались отметки. За регистрацию развода устанавливалась плата: за первый – 50 рублей, второй – 150 рублей, третий – 300 рублей. Изменился порядок определения алиментов. Они определялись в процентах к заработной плате. Дела о взыскании алиментов на содержание детей рассматривались не только по заявлению матери, но и по ходатайству предприятий, профсоюзных и общественных организаций. За уклонение от уплаты алиментов устанавливалось уголовное наказание до двух лет тюремного заключения. Произошли некоторые изменения и в области трудового права. 28 декабря 1938 года СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблением в этом деле». В целях укрепления трудовой дисциплины постановление снизило оплату по социальному обеспечению в случае болезни для тех, у кого трудовой стаж был меньше. Была установлена уголовная ответственность за прогул и самовольный уход с работы, на всех рабочих и служащих были заведены трудовые книжки. Увольнение с работы могло происходить только с согласия администрации. Позднее этот порядок распространился на трактористов и комбайнеров МТС. Указом от 26 июня 1940 года восстанавливался восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя. За самовольный уход с предприятия виновные привлекались к уголовной ответственности до шести месяцев исправительно-трудовых работ. По Указу от 19 октября 1940 года наркоматы могли переводить инженеров, техников, квалифицированных рабочих с одних предприятий на другие независимо от их территориального расположения. За отказ от перевода виновные подлежали такой уголовной ответственности, как и за самовольный уход с предприятий. Указом от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах» разрешалось производить мобилизацию до миллиона юношей и девушек в возрасте от 14-17 лет для обучения их в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗУ. Если учащиеся самовольно покидали учебу, их разрешалось по приговору суда отправлять на год в трудовые колонии. Создание государственных трудовых резервов помогло обеспечить квалифицированными рабочими многие предприятия и стройки. Трудная международная обстановка диктовала и принятие некоторых других мер в области трудового права. В области колхозного права наиболее значительным актом явился Примерный Устав сельскохозяйственной артели принятый 17 февраля 1936 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Он обобщил опыт колхозного строительства. Если первый Устав, принятый 1 марта 1930 года, носил декларативный характер, не давал конкретных разъяснений о способах обобществления и ведения хозяйства, ориентировал на создание коммун, то в новом Уставе содержались развернутые указания по всем вопросам колхозной жизни. В нем подробно говорилось о добровольности объединения, бессрочном и бесплатном пользовании землей. В Уставе перечислены объекты, подлежащие обобществлению, размеры приусадебных участков и порядок распределения доходов, принципы колхозной демократии, органы управления сельскохозяйственной артели и др. При составлении своих уставов колхозам запрещалось отклоняться от основных принципов Примерного Устава. В целом Устав имел положительное значение и способствовал организационно-хозяйственному укреплению колхозов. В области колхозного права важное постановление было принято ЦК ВКП (б) и СНК СССР 28 мая 1939 года «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания». В нем, в частности, осуждалось чрезмерное расширение приусадебных участков колхозников, тем более, если этот участок превращался в главный источник доходов. Для колхозников вводился обязательный минимум трудодней, невыработка которого влекла утрату прав и льгот членов артели. Крупными актами уголовного права этого периода были Указ от 10 июля 1940 года «Об ответственности за поставку недоброкачественной и некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Санкция, допускаемая по этому Указу, составляла 5-8 лет тюремного заключения. Указ способствовал тому, что администрация предприятий стала нести большую ответственность за выпускаемую продукцию. Тем не менее, закон был достаточно суровым, если даже брать нижнюю часть санкции. Под страхом уголовного наказания указом от 10 февраля 1941 года руководителям предприятий запрещалось продавать, обмениваться, отпускать на сторону демонтированное или излишнее оборудование. Это приравнивалось к расхищению государственной собственности. Усиливаются санкции за мелкие кражи на производстве и за хулиганские поступки (год тюрьмы). Возраст привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних наступал, как правило, с 14 лет, если же лицо совершало кражу, убийство, насилие, увечье, то в таком случае можно было привлекать к ответственности и 12-летних. Эта норма плохо согласовывалась с принципом гуманизма советского права. Чрезмерная суровость санкций не всегда была оправдана. Роль общественности в перевоспитании правонарушителей практически игнорировалась. В октябре 1936 года А.Я.Вышинский заявил: «Старая болтовня о мобилизации общественного актива, групп содействия – это все уже должно куда-то отойти... За шумихой общественных форм работы, мы настоящее существо своей работы забываем». По закону от 8 июня 1934 года за самое тяжкое злодеяние – измену Родине виновный подлежал расстрелу с полной конфискацией имущества. Если преступник совершил перелёт или побег за границу, и в этом ему содействовали родственники или если они только знали о готовящемся преступлении и не донесли властям, то и они наказывались лишением свобода на срок 5-10 лет с конфискацией всего имущества. По этому же закону подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири также совершеннолетние члены семьи изменника, проживавшие совместно с ним и его иждивенцы. В этом случае вводилось «объективное вменение», то есть, к ответственности привлекались лица, не виновные и ни коим образом не причастные к совершенному преступлению. Уголовный процесс. В день убийства С.М.Кирова 1 декабря 1934 года Президиум ЦИК СССР издал постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому по такой категории уголовных дел вводился особый порядок их рассмотрения. Сроки следствия не должны были превышать 10 дней, обвинительное заключение вручалось лишь за 24 часа до судебного заседания. Дела рассматривались без участия сторон, кассационное обжалование приговоров и подача ходатайств о помиловании не допускались. Амнистия по таким приговорам не проводилась, приговор даже к расстрелу приводился в исполнение сразу же после оглашения. 14 сентября 1937 года постановление ЦИК СССР ещё больше расширило категорию уголовных дел, которые следовало вести ускоренным порядком. Постановление существенно изменило ряд важнейших статей общесоюзного уголовно-процессуального законодательства. Установленный порядок рассмотрения дела сильно ущемлял право обвиняемого на защиту. По закону о судоустройстве 1938 года, президиумы местных судов были упразднены. С тех пор ошибочные приговоры мог исправить только Верховный Суд Республики или Союза СССР. Эти инстанции были завалены грудами жалоб, рассмотреть и проверить их было невозможно. Дела накапливались, а справедливые требования граждан оставались без ответа. Обстановка, при которой были допущены грубейшие нарушения законности, станет более ясной, если учесть, что 10 июля 1934 года при НКВД создаётся Особое совещание – орган, который мог сам рассматривать и выносить приговоры по государственным преступлениям, не считаясь с нормами судопроизводства. На местах действовали специальные «тройки». Создание таких чрезвычайных органов не отвечало требованиям времени, в СССР было построено социалистическое общество, ликвидированы эксплуататорские классы и причины, их порождающие, поэтому не было никакой необходимости создавать орган, проводящий открытые репрессии. Судебное рассмотрение уголовных дел почти по всем категориям государственных преступлений заменялось административным решением, что являлось нарушением принципов социалистического правосудия. Даже годы тяжелейшей гражданской войны, в условиях острой классовой борьбы ВЧК, как правило, не могла сама карать преступников, а передавала законченные следствием дела трибуналам и соответствующим судам. Следовательно, с середины 30-х годов органы безопасности начали выходить из под контроля партии. В рассматриваемый период политические авантюристы Н.И.Ежов, Л.П.Берия и их подручные, захватив руководящие посты в НКВД, совершали грубейшие нарушения социалистической законности, проводили массовые репрессии. Они мало считались с органами прокуратуры и судебного контроля. Деятельность Особого совещания и «троек» приняла широкие масштабы, хотя по Конституции правосудие могло осуществляться только судом. Применение недозволенных приемов следствия грубо нарушало уголовно-процессуальное законодательство. Все эти отрицательные явления, порожденные культом личности, были, впоследствии, самым решительным образом осуждены на XX съезде партии. Великая Отечественная война. Завершив индустриализацию, Советский Союз вошел в пятерку наиболее промышленно развитых стран мира. Тем не менее, оккупировав большую часть Европы, Германия имела более высокий суммарный экономический потенциал, чем Советский Союз. При этом следует учесть, что к концу 1941 г. СССР потерял треть своих основных производственных фондов. Утраченные производственные мощности стала активно использовать Германия, налаживания промышленное производство на оккупированных территориях. Таким образом, к концу 1941 г. в совокупном экономическом потенциале Германия имела трех-четырех кратный перевес над Советским Союзом. Государственный Комитет Обороны. В начальный период войны, в условиях неблагоприятного для СССР хода военных действий, собравшиеся 30 июня 1941 г. в Кремле Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов, В.М.Молотов и Г.М.Маленков пришли к выводу о необходимости создания чрезвычайного органа управления страной с неограниченными полномочиями. После согласования вопроса с генеральным секретарем это решение было оформлено как совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП (б) и 1 июля 1941 г. опубликовано в газетах. В состав ГКО вошли пять человек (И.В.Сталин - председатель, Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов, В.М.Молотов и Г.М.Маленков). 3 июля Н.А.Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам вооружения и боеприпасов, А.И.Микоян - по снабжению обозно-вещевым имуществом, продовольствием и горючим, Л.М.Каганович - по воинским перевозкам. В феврале 1942 г. все трое стали полноправными членами ГКО. С этого времени Государственный Комитет Обороны стал работать в составе 8 человек, являвшихся высшими партийными руководителями и одновременно заместителями главы государства. В качестве члена ГКО каждый из них стал курировать определенную сферу политики, экономики и военного производства. Так, Г.М.Маленков отвечал за производство самолетов и моторов, формирование авиационных частей, В.М.Молотов - за производство танков, А.И.Микоян ведал вопросами снабжения Красной армии, Л.М.Кагановичу поручался транспорт, на Н.А.Вознесенского возлагался контроль за производством черных и цветных металлов и добычу нефти. Полномочия нового чрезвычайного органа были безграничны. За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно 2/3 касались проблем военной экономики и организации военного производства. Не создавая собственного аппарата, ГКО руководил страной через существующие аппараты ЦК партии, Совнаркома СССР, а также местные партийные и советские органы. В наиболее важных отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, обладавшими неограниченными правами. Оперативное бюро. По мере необходимости при ГКО создавались различные временные комитеты и комиссии. Так, в феврале 1942 г. при ГКО был образован Транспортный комитет (ТК), в обязанности которого входили планирование и регулирование перевозок на железнодорожном, морском и речном транспорте, координация их работы и выработка мероприятий по улучшению их материальной базы. ТК был наделен обширными правами, его решения подлежали неуклонному исполнению. Главой ТК являлся И.В.Сталин, его заместителем - член Политбюро ЦК ВКП (б) А.А.Андреев, членами ТК - наркомы путей сообщения, морского и речного флота. В декабре 1942 г. для контроля за работой всех наркоматов оборонного комплекса и тяжелой промышленности, выработки проектов решений по отдельным вопросам развития промышленности и транспорта создается Оперативное бюро. В его состав вошли Л.П.Берия (председатель), Н.А.Вознесенский, К.Е.Ворошилов, Г.М.Маленков и А.И.Микоян. При этом ТК упразднялся, а его функции передавались Оперативному бюро. Оперативное бюро составляло квартальные и месячные планы производства важнейших отраслей народного хозяйства и снабжения металлом, углем, нефтепродуктами и электроэнергией. После окончания Второй мировой войны Государственный Комитет Обороны был упразднен, а его функции переданы органам государственной власти. Другие органы государственной власти и управления. ГКО в своих действиях опирался на помощь центрального и местного партийных аппаратов, на поддержку широких масс трудящихся. Свой функции на местах Государственный комитет обороны осуществлял непосредственно через свои органы: уполномоченных в союзных и автономных республиках, при краевых (областных) исполкомах и местные комитеты обороны в городах и районах, которые в силу исключительного положения создавались на той или иной территории страны. Практически во время войны были созданы местные комитеты обороны двух видов: 1) комитеты обороны, создаваемые в условиях осадного положения, – в Туле, Сталинграде, Севастополе, Астрахани, Ростове; 2) комитеты, учрежденные после освобождения местности от немецких войск, – в Можайске, Волоколамске, Калуге и др. Местные комитеты обороны создавались непосредственно на территории военных действий или в районах только что освобожденных от врага, но которые являлись важнейшими в стратегическом смысле, расположенными вблизи районов боевых действий. Местные комитеты обороны представляли собой чрезвычайные органы и объединяли в своих руках власть: военную, гражданскую и партийную, которой подчинялись все советские, партийные, общественные организации, а также местное военное командование. Они создавали свои войсковые соединения. Местные комитеты обороны сыграли огромную роль, например в таких городах, как Тула, Сталинград. Севастополь. В сентябре 1941 года фашистские войска захватили Орел, устремились к Москве. По пути в Москву они хотели взять город Тулу с её оружейными заводами, но при всех усилиях добиться этого не удалось. В этой героической обороне важную роль сыграл Тульский городской комитет обороны, созданный по постановлению ГКО от 22 октября 1941 года. Местные комитеты обороны создавались обычно в составе первого секретаря обкома партии, председателя облисполкома, начальника областного управления НКВД и коменданта города. Небольшой состав местных органов Государственного комитета обороны позволял им оперативно решать вопросы хозяйственной жизни, задачи военно-хозяйственного и оборонного значения на местах. Защитой Москвы и Ленинграда руководил непосредственно ГКО. В организацию советского государственного управления Великая Отечественная война не внесла принципиальных изменений. Гибкость советского государственного управления позволила провести перестройку органов управления на военный лад в рамках Конституции. ГКО не заменил собой установленных Конституцией высших органов государственной власти и государственного управления. Правительство СССР продолжало осуществлять свои основные полномочия, за исключением тех вопросов, которые отошли к ведению ГКО. Война затрудняла также и созыв сессий Верховного Совета СССР в сроки, установленные Конституцией. Однако, несмотря на трудности военного времени, за годы войны были проведены три сессии: девятая – в июне 1942 года, десятая – в феврале 1944 года, одиннадцатая – в апреле 1945 года. Главными вопросами Верховного Совета СССР в тот период являлись международные союзнические отношения по совместной борьбе с гитлеровской Германией. А на десятой сессии (1 февраля 1942 года) в целях расширения международных связей и укрепления сотрудничества с другими странами Верховный Совет СССР расширил суверенные права союзных республик, которые получили право заключать соглашения с другими странами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами. Наркоминдел и Наркомат обороны были преобразованы в союзно-республиканские ведомства. Союзным республикам разрешалось иметь войсковые формирования. За Союзом ССР сохранялось установление общих основ организации войсковых формирований. Продолжали вести большую государственную работу в годы войны Президиум Верховного Совета СССР и СНК СССР. Некоторая часть правительственных учреждений была переведена в город Куйбышев. В Куйбышеве с частью своего аппарата работал председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин, там же находился и ряд общесоюзных наркоматов, а также дипломатический корпус. В условиях войны расширилась роль органов государственной безопасности и общественного порядка. В связи с этим возросло значение деятельности Наркомата Внутренних Дел, который в феврале 1941 года был разделен на два органа – Народный Комиссариат Государственной безопасности и Народный Комиссариат Внутренних Дел. Особо их роль проявлялась в области решения вопросов охраны важнейших объектов, борьбы с диверсиями, шпионажем, разрешения на выезд из СССР и въезд в СССР, наблюдения за точным исполнением правил и обязательных постановлений по вопросам улучшения дорожного движения, светомаскировки, гигиены и т.д. В новых условиях расширились права Наркома внутренних дел по противопожарной безопасности. Огромная работа по восстановлению городов, подвергшихся разрушению во время войны, вызвала необходимость образования Наркомата жилищно-гражданского строительства. Такие наркоматы были созданы в 1944 году в УССР, РСФСР, БССР, в 1945 году – в Молдавской ССР. Война, интересы защиты страны от захватчиков потребовали изменения характера торговли. Было введено нормированное распределение продуктов питания, промышленных и продовольственных товаров для населения. Введена карточная система. В годы Великой Отечественной войны и работа местных советов была подчинена главной задаче – обеспечению победы нашего народа в величайшей борьбе с гитлеровской Германией и ее союзниками. И в мирное время Советы содействовали усилению обороноспособности страны, что являлось их конституционной обязанностью. Теперь же основное направление их деятельности определялось призывом партии «Все для фронта, все для победы». В эти годы Советы и их органы непосредственно решали и чисто военные задачи, их права и обязанности в области обороны были значительно расширены. Они проводили мероприятия, связанные с мобилизацией людских и материальных ресурсов, с всеобщим воинским обучением населения, строительством военных объектов и т.д. Новые наркоматы и комитеты. Характерная особенность развития экономики тех лет - перестройка системы управления промышленностью, создание новых наркоматов и ведомств. В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов. В сентябре 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. - Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы наркоматов путей сообщения и связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах - бюро по учету и распределению рабочей силы. Затем были созданы Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной армии и Главное управление по снабжению отраслей народного хозяйства углем, нефтью и лесом. В результате к середине 1940-х гг. в стране имелось 35 общесоюзных и союзно-республиканских министерств, что вело к разбуханию управленческого аппарата. Совет по эвакуации. Для руководства эвакуацией из западных районов промышленных предприятий, учреждений и материальных ценностей 24 июня 1941 г. в СССР был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. Его председателем был назначен секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. Вопросами размещения и скорейшего ввода в строй эвакуированных предприятий непосредственно занимались Б.Л.Ванников, В.В.Вахрушев, Н.А.Вознесенский, А.Н.Косыгин, И.Г.Кабанов, П.Ф.Ломако, В.А.Малышев, М.Г.Первухин. И.Ф.Тевосян, Д.Ф.Устинов, А.И.Шахурин и др. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано управление по делам эвакуации, а при СНК республик и областных советах - отделы эвакуации, на железных дорогах - эвакуационные пункты. Руководящие эвакуацией органы определяли места, куда должны были перевозить эвакуированные предприятия, брали на учет имеющиеся на территориях и пригодные для использования помещения, распределяли имеющийся вагонный парк и т. д. Развитие советской экономики. В конце 1941 г. экономическое положение страны было исключительно тяжелым. К началу зимы была оккупирована территория, на которой до войны проживало около 40% населения страны, добывалось 63% угля, выплавлялось 68% чугуна и 60% алюминия. Резко сократились продовольственные и сырьевые ресурсы. Это объяснялось тем, что на оккупированных территориях производи лось 38% всей довоенной валовой продукции зерна, 84% сахара, находилось 38% всей численности крупного рогатого скота и 60% поголовья свиней. Самым трудным в развитии советской экономики были последние месяцы 1941 г. В ноябре 1941 г. выплавка стали, по сравнению с июнем, сократилась более чем в 4 раза, производство проката черных металлов - в 3 раза, шарикоподшипников - в 21 раз. Полностью прекратился выпуск многих видов продукции машиностроения, в целом объем промышленного производства в СССР сократился в 2, 1 раза. 9 ноября 1941 г. ГКО принял исключительно важное постановление о графике восстановления эвакуированных в Поволжье, на Урал и в Сибирь заводов танковой и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, а также восстановлении производства на предприятиях черной металлургии, эвакуированных в восточные районы страны. Этим постановлением предусматривалось дальнейшее развитие военного производства на основе создания прочной металлургической базы. Стройки черной металлургии приравнивались к стройкам особо важного оборонного значения. В результате принимаемых мер в декабре 1941 г. падение промышленного производства в стране было остановлено, а в марте 1942-го начался его подъем. Основным центром военной экономики СССР стала индустриальная база на востоке страны. Она была значительно расширена и укреплена в результате размещения там эвакуированных предприятий и нового капитального строительства. Уже в 1942 г. резко вырос удельный вес восточных районов страны в общесоюзном промышленном производстве. После временной потери Донбасса основным угольным бассейном страны становится Кузбасс. В 1942 г. валовая продукция промышленности возросла в Поволжье в 2, 5 раза, в Западной Сибири - в 2, 4 раза, на Урале - в 2, 8 раза. Характерная особенность военного времени - полное подчинение экономики требованию максимального расширения военного производства. За годы войны в СССР 70 - 80% всей произведенной промышленной продукции в натуральной форме представляли собой военную продукцию. Организация заготовок сельскохозяйственной продукции. В военные годы продолжал существовать неэквивалентный обмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные заготовительные цены на основные виды продукции не менялись с начала 1930-х гг. и не отражали изменений в производственных затратах. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство, на зерно - десятую часть, на мясо - двадцатую. Существующая система заготовок не подходила практически всем товаропроизводителям, однако, в разной степени. Легче было тем территориям, где благоприятные погодные условия и высокое качество земли сочеталось с обеспеченностью трудовыми ресурсами. Среди них Закавказье, Средняя Азия, Украина. Что касается Урала, Сибири и Дальнего Востока, то для них характерны низкая плотность населения, в результате сельхозпредприятия в этих регионах в основном были многоземельными. Колхозы и совхозы не могли освоить всю закрепленную за ними землю, однако налоги с нее были обязаны платить. Существующая система позволяла изымать из колхозов основную часть произведенной продукции, в том числе и необходимую для простого воспроизводства. Подобная практика оставляла колхозников без оплаты, поскольку в первую очередь колхоз должен был рассчитаться с государством, засыпать различные семенные, фуражные и страховые фонды, оказать помощь инвалидам и эвакуированным, а уж потом рассчитаться с теми, кто все это создавал, т. е. с колхозниками. Однако к этому времени ничего, как правило, уже не оставалось. В результате многие колхозы не оплачивали начисленные за работу трудодни. Налоги. В условиях войны военные расходы страны многократно возросли. Если до войны, по официальным данным, военные расходы поглощали 15 % национального дохода, то в годы войны - свыше половины. В связи с сокращением товарного оборота доходы государства существенно сократились, и оно стало увеличивать налогообложение. В стране были увеличены старые налоги и введены новые. Примерно в 5 раз увеличились размеры сельскохозяйственного налога, был введен военный налог, составляющий 10 % заработной платы, а также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Им облагались мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. Возросшую денежную массу изымали у населения и посредством военных займов, а также путем утверждения различных фондов и починов в виде сбора средств на постройку боевой техники. Мероприятия по укреплению вооруженных сил. Великая Отечественная войны внесла значительные изменения и в организацию Вооруженных сил. Коммунистическая партия и Советское государство этому вопросу уделяли большое внимание. В первый день войны, то есть 22 июня 1941 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении». В этот же день Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О введении в отдельных местностях СССР военного положения» и была объявлена мобилизация 14 возрастов по 14 военным округам страны. Для борьбы с врагом в армию были мобилизованы миллионы людей. Первостепенное значение уделяется организации снабжения Красной Армии, подготовки резервов для пополнения воинских частей и соединений, численности вооруженных сил. Численность вооруженных сил государства возросла с 4 миллионов 207 тысяч человек в начале 1941 года до 11 миллионов 365 тысяч человек в 1945 году. Руководство всеми боевыми действиями вооруженных сил осуществлял вначале Главный военный совет, а 23 июня постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР была создана ставка Главного Командования, преобразованная затем в Ставку Верховного Главнокомандования. Сразу же после нападения гитлеровской Германии Президиум Верховного Совета СССР своим указом значительно расширил полномочия военных советов фронтов армий, округов, командиров войсковых соединений, особенно в тех местностях, где объявлялось военное положение. К ним переходили функции органов государственной власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности. В целях непрерывного пополнения армии многочисленными и хорошо обученными резервами, ГКО 17 сентября 1941 года принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В первый же период войны через всеобуч прошло около 3 миллионов человек, влившихся затем в армию. Война усложнила работу командира в армии. В армию поступали большие пополнения, и значительная часть из них слабо знала современную военную технику и тактику боя. Командирам действующих частей требовалась помощь не только в области военной подготовки, но и в области политработы. В связи с этим 16 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен институт военных комиссаров Красной Армии. Одновременно этим указом были реорганизованы Управления и отделы пропаганды в политические управления, и отделы Красной Армии. Введение института военных комиссаров вызывалось и тем, что во время войны кадры советских командиров значительно пополнились командирами запаса, не имевших опыта партийно-политической работы в армии.
|