Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В период государственного социализма 5 страница






В ходе войны командиры получили богатую военную выучку и большую политическую подготовку. Политработники проделали значительную работу с бойцами, командирами и сами получили военные знания. Во время войны многие политработники были назначены на командные должности. Учитывая это, президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 9 октября 1942 года упразднил институт военных комиссаров и установил полное единоначалие в Советской Армии. Командир нес ответственность за боевое и политическое состояние войск. Одновременно во всех частях (роте, батарее и других подразделениях), соединениях и штабах Красной Армии вводился институт заместителей командиров по политической работе.

По Указу президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года были введены новые знаки различия – погоны для личного состава Красной Армии. В Военно-морском флоте новые знаки различия были введены в феврале 1943 года. Все эти мероприятия содействовали укреплению советских вооруженных сил.

В целях укрепления роли командиров, повышения их авторитета, ответственности, а также для дальнейшего укрепления военной дисциплины 24 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено деление военнослужащих армии на рядовой, сержантский, офицерский состав и генералитет. Был установлен единый порядок присвоения воинских званий. В августе 1943 года установлено деление военнослужащих Военно-морского флота на рядовой, сержантский и офицерский состав. Наиболее отличившимся в боях частям и соединениям армии и Военно-морского флота стало присваиваться название гвардейских. Правовое положение военнослужащих таких подразделений было определено Указом от 21 мая 1942 года.

С первых дней войны всенародная помощь Красной Армии приняла широкий размах. Она проявлялась в различных формах: в организации местной противовоздушной обороны города, предприятий, железнодорожных узлов, люди несли службу воздушного наблюдения и оповещения, дежурили на крышах домов и предприятий. Патриотический подъем народных масс проявлялся и в такой форме участия населения в вооруженной борьбе против фашизма, как народное ополчение. Первыми организаторами этого почина явились ленинградцы. Как и по всей стране, ленинградцы с первых же часов войны стали подавать заявления о желании отправиться на фронт. Среди них было много таких, кто не подлежал призыву. Всего город Ленинград в первые три месяца войны сформировал и отправил на фронт 10 дивизий народного ополчения, а также и другие формирования общей численностью 160 тысяч человек. Центральный комитет партии одобрил инициативу Ленинграда, которой последовали и другие города Советского Союза.

Война вызвала огромный патриотический подъем всех граждан. В тылу врага создавались партизанские отряды. В мае 1942 года при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный Штаб партизанского движения.

Пенитенциарная система. Подверглась изменению и достаточно большая пенитенциарная система СССР. Великая отечественная война вызвала перестройку действовавшей системы исправительно-трудовых учреждений в стране. Вся трудовая деятельность осужденных была подчинена интересам войны, интересам фронта. На многих предприятиях ИТУ производились боеприпасы, военное оборудование. Осужденные использовались для строительства и ряда оборонительных объектов.

Вместе с тем, с началом войны значительно усилился и режим содержания осужденных. Был введен 11-часовой рабочий день для особо тяжелых производств и 12-часовой – для обычного производства, усиливалась охрана, создавались резервные оперативные взводы, оперативно-розыскные отряды и заставы. Получили значительные полномочия начальники лагерей и оперативных отделов. Ухудшилось питание и медицинское обслуживание осужденных. В результате возросла смертность. В лагерях находившихся на территории Коми АССР в 1941 году от голода и болезней погибло более 100 000 осужденных, то есть каждый пятнадцатый человек.

Отбывающих наказание в 1941-1945 годах можно условно разделить на три категории: лиц, осужденных за уголовные преступления, осужденных за политические преступления по ст. 58 УК РСФСР 1926 года и пособников и предателей, осужденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «Об уголовной ответственности немецко-фашистских захватчиков и их пособников».

Широкое применение во время войны получило, также освобождение виновных от уголовной ответственности и наказания по основаниям, предусмотренным в ст. 8 УК РСФСР 1926 года (если конкретное действие, являвшееся в момент совершения преступлением, потеряло характер общественно-опасного вследствие изменения социально-политической обстановки). В постановлении от 29 июля 1943 года Пленум Верховного Суда СССР дал судьям указания об освобождении от уголовной ответственности лиц, в отношении которых дела производством были приостановлены ввиду призыва обвиняемых в армию, если эти лица своей безупречной службой в действующей армии доказали, что они перестали быть общественно-опасными. Сам Пленум в порядке надзора пересматривал дела лиц, осужденных за нетяжкие преступления и отбывавших наказание в местах лишения свободы. Верховный Суд положительно разрешал такие дела и освобождал их от дальнейшего отбывания наказания.

По некоторым данным в 1942-1943 годах было освобождено и направлено в армию свыше 157 тысяч человек, всего за первые три года войны было освобождено и передано в армию 975 тысяч человек. Причем, здесь имелись в виду не только репрессированные по политическим мотивам, но и те, кто был вполне обоснованно осужден за уголовные преступления. Именно таким путем попали в войска будущие Герои Советского Союза: Матросов, Бреусов, Отставнов, Сержантов, Ефимов и другие. Имеются и другие цифры. В связи с угрозой немецкой оккупации подлежали эвакуации 750 тысяч осужденных из 27 лагерей и 210 колоний ГУЛАГа. 420 тысяч из них были сразу же направлены в действующую армию, многие освобождены. Известно также, что на 1 марта 1940 года из 1668 тысяч осужденных и содержащихся в лагерях НКВД, за так называемые контрреволюционные преступления, было освобождено 28, 7%.

В отношении пособников и предателей, признанных таковыми по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, вводились новые для советского уголовного и исправительно-трудового права наказания: смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. В отношении преступников, организовавших душегубки, лагеря смерти, наказание преследовало одну цель – справедливое возмездие.

Для осужденных к каторжным работам по Указу от 19 апреля 1943 года фашистских убийц и их пособников создавались специальные места заключения. Кроме того, для военнопленных и интернированных были образованы специальные лагеря, которые находились в ведении Народного Комиссариата Внутренних Дел.

Изменения в советском праве. Большую роль в достижении общей цели победы над врагом сыграло советское социалистическое право. В результате того, что средства производства, фабрики, заводы и другие важные объекты являлись социалистической собственностью и находились в распоряжении государства, стало возможным в короткий срок в плановом порядке перебазировать промышленность из западных районов на восток страны. Социалистическое планирование, базирующееся на социалистической собственности позволило быстро переключить предприятия государственной и кооперативной промышленности на производство продукции, необходимой для фронта.

Гражданское право. Наряду с договорной дисциплиной, регулирующей гражданские отношения между государственными и кооперативными организациями, в период войны развивается практика установления обязательных отношений, вытекающих непосредственно из административных актов, без оформления договора. Устанавливаются бездоговорные поставки, например нефтепродуктов, металла и т.д. Административные акты носили характер административно-плановых постановлений по перебазированию производства, по созданию новых предприятий, по регулированию производства и распределения продукции. На основании руководящих указаний Пленума Верховного суда СССР, судебная практика твердо охраняла право собственности колхозов на их скот и другое имущество, незаконно отчужденное во время эвакуации. Усиливается защита личной собственности в оккупированных районах.

Советским государством были предоставлены льготы для военнослужащих и членов их семей по жилищному праву. 23 июня 1941 года Пленум Верховного суда СССР дал указания судам о приостановлении производства всех незаконченных дел по искам о выселении из жилых помещений лиц, состоящих по призыву и мобилизации в рядах РККА и Военно-морского флота, а также членов их семей. Позднее, 5 августа 1941 года, состоялось постановление СНК СССР, устанавливающее, что на время войны за всеми военнослужащими Красной Армии, ВМФ и войск НКВД сохраняется их жилая площадь, причем жилплощадь, причитающаяся на самого военнослужащего, освобождалась от квартплаты, а за жилплощадь, занимаемую членами его семьи, квартплата взималась на льготных основаниях. Лицам, возвращающимся из эвакуации, жилая площадь подлежала возвращению. Споры по этим вопросам решались в судебном порядке.

Указом от 14 марта 1945 года расширяется круг законных наследников. Родители, не состоящие на иждивении наследодателя, а также братья и сестры получали право на наследство. Кроме того, расширилась свобода завещания. При отсутствии наследника по закону, можно было завещать любому лицу, тогда как по старому закону можно было завещать только законным наследникам или же государственным, профсоюзным или партийным организациям.

Трудовое право. Когда началась война, возникла необходимость внесения изменений в трудовое законодательство. Трудовое право было призвано содействовать усилению работы всех предприятий, укреплению трудовой дисциплины. Для того чтобы обеспечить производство огромной массы продукции, необходимой для фронта, требовалось увеличить обязательную меру труда. В этих целях Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года своим указом «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» предусмотрел в отношении рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в рабочий день. Очередные и дополнительные отпуска на время войны были заменены денежной компенсацией.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года была увеличена обязательная мера труда членов колхоза, что было выражено в повышении для колхозников обязательного минимума трудодней. В районах, где по закону 1934 года обязательный минимум равнялся 100 трудодням, теперь увеличивался до 150, в районах, где этот минимум равнялся 90 трудодням, он был повышен до 120 трудодней, и где была норма 60 трудодней, обязательный минимум был установлен в размере 100 трудодней.

В дни Отечественной войны трудовой подъем получает небывалый размах. Широко развертывается социалистическое соревнование. В этих условиях тем более стали недопустимы отдельные факты нарушения трудовой дисциплины, мешающие самоотверженному труду советских патриотов. В связи с этим, 26 декабря 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была значительно повышена ответственность за самовольный уход с работы рабочих в военной промышленности. 15 апреля 1943 года было введено военное положение на железнодорожном транспорте, и для работников транспорта за преступления по службе была установлена ответственность наравне с военнослужащими.

В связи с уходом на фронт значительной части трудоспособного населения, возникла острая необходимость в обеспечении всего народного хозяйства рабочими кадрами. Для решения этой задачи издаются законы, предусматривающие трудовую мобилизацию как метод обязательного привлечения к труду. Однако, как общее правило, сохранялся прежний порядок добровольного поступления на работу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 года предусматривается привлечение к труду в промышленности и на строительстве по месту жительства трудоспособного городского населения из числа неработающих на государственных предприятиях и в учреждениях, мобилизованных в первую очередь направляли в авиационную, танковую и т.п. промышленность. Уклонение от мобилизации влекло за собой наказание – принудительные работы по месту жительства на срок до 1 года.

По постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы, МТС трудоспособного населения городов и сельской местности» мобилизации подлежали неработающие на промышленных предприятиях, служащие Народного комиссариата земледелия, комиссариата совхозов, учащиеся 6-10 классов городских и сельских школ, студенты техникумов, ВУЗов во время каникул, исключая выпускные курсы.

Семейное право. Несмотря на большие трудности, которые переживала страна в связи с войной, советское государство в эти дни проявляет исключительную заботу о детях и матерях, о дальнейшем укреплении советской семьи. Эта забота ярко проявилась в мероприятиях, предусмотренных в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава», - так называется этот указ. По закону предусматриваются выплаты пособий при рождении не седьмого ребенка, как это было по закону 1936 года, а при рождении третьего ребенка. Предусматривалось также пособие на рожденного ребенка одиноким (не состоящим в браке) матерям. Также этим указом было установлено, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности. Закон отменяет право матери внебрачного ребенка обращаться в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на его содержание.

Закон от 8 июля 1944 года в целях укрепления советской семьи и предупреждения легкомысленного отношения к семейной жизни и необоснованных разводов, устанавливает ряд процессуальных мер по расторжению брака. Определенные основания для развода закон не указывает.

В условиях войны, когда многие дети потеряли родителей, усиливается значение патроната. По постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 23 января 1942 года на краевые, областные исполкомы и горсоветы возлагается обязанность обеспечить устройство детей, оставшихся без родителей. На патронирование передавались дети в возрасте от 5 месяцев до 14 лет по договорам, заключенным с отделами народного образования или здравоохранения, то есть граждане, которые брали детей, заключали договоры с отделами народного образования или здравоохранения. Допускалось усыновление патронированного, но только в его интересах.

Уголовное право. Во время войны был издан ряд актов по уголовному праву, направленных на усиление борьбы за твердый социалистический правопорядок, на беспощадную борьбу с преступными элементами, на борьбу с нарушителями государственной и трудовой дисциплины. Нормы уголовного права, изданные в годы войны, исходили из единых принципов советского уголовного права, действующих как в мирное, так и в военное время. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик и уголовные кодексы союзных республик предусматривали нормы, которые относились и к условиям военного времени. В кодексах союзных республик имелся ряд составов преступлений военного времени, где предусматривались нормы уголовного права на период войны.

Первым актом, где были предусмотрены нормы уголовного права, изданным во время войны, явился указ «О военном положении» от 22 июня 1941 года, по которому в местах, объявленных на военном положении, суду военного трибунала подлежали дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. По усмотрению командования суду Военного трибунала могли быть переданы и другие дела. В 1942 году вводится ответственность военнообязанных и призывников на основании Положения о воинских преступлениях. В годы Великой Отечественной войны действовал Уголовный кодекс РСФСР 1926 года с дополнениями и изменениями. Он, в частности, предусматривал следующие виды преступлений.

Контрреволюционные преступления. В условиях войны тягчайшим из всех видов преступлений являлись контрреволюционные. Условия Отечественной войны вызвали необходимость усилить ответственность по одним контрреволюционным преступлениям, известным в практике довоенного времени, и установить суровую ответственность за другие, новые формы контрреволюционной деятельности враждебных элементов. В уголовном праве существовал пробел, заключающийся в том, что не была предусмотрена ответственность за так называемый «неосторожный шпионаж», то есть неосторожное разглашение государственных тайн гражданскими лицами. Он был восполнен Указом от 15 ноября 1943 года «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». Этот указ предусматривал наказание за разглашение государственной тайны без тяжелых последствий – 5 лет, и 10 лет – если разглашение влекло тяжкие последствия.

К изменническим преступлениям советское уголовное законодательство относит также военный шпионаж, переход на сторону врага, сдача начальником вверенных ему военных сил, оставление неприятелю, уничтожение или приведение в негодность средств ведения войны, самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений в целях способствования неприятелю.

Преступления против порядка управления. Одной из форм преступлений против порядка управления являлись дела о невыполнении отдельными лицами повинностей. В первый же день войны Указ «О военном положении» от 22 июня 1941 года предоставил военным властям право устанавливать в местностях, объявленных на военном положении, военно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности (пункты а, б, в). За уклонение от таких повинностей военные власти могли устанавливать наказание в административном порядке, в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев, или штрафа в размере до 3000 рублей (пункт А статьи 4).

Во время войны был установлен ряд новых составов преступлений. Первым, по времени установления, является распространение во время войны ложных слухов, вызывающих тревогу среди населения (Указ от 6 июля 1941 года) – это преступление карается тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет.

Наибольшую опасность среди многочисленных преступлений против порядка управления представляли нарушения правил военной службы. Считалось, что каждый гражданин СССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, и уметь с оружием в руках защищать Родину. Было введено обязательное военное обучение граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет.

Хищения социалистической собственности. Социалистическая собственность являлась во время войны одной из основ победы над врагом. Следовательно, в условиях войны еще больше должна была усилиться охрана социалистической собственности. Особое значение отводилось военному имуществу.

В условиях военного времени в связи с огромной ролью транспорта и увеличившимися перевозками большое значение отводилось обеспечению сохранности грузов. Это относилось не только к грузам чисто военного характера, но и к перевозимым продовольственным грузам. Усиленной охраной пользовались во время войны хлеб, зерно, мука и другие сельскохозяйственные продукты. Руководящие указания органов юстиции, посвященные борьбе с хищениями, подчеркивали опасность подобных преступлений. Пленум Верховного Суда СССР предложил должностных лиц, виновных в растрате государственного или колхозного зерна и иных сельскохозяйственных продуктов, привлекать к уголовной ответственности. Увеличилась ответственность за хищение горючего.

Во время войны по-новому был поставлен вопрос о возмещении ущерба, нанесенного расхитителями социалистической собственности. Так, согласно постановлению Совета Народного Хозяйства СССР от 9 января 1944 года, помимо уголовной ответственности, было увеличено возмещение суммы убытков за гибель скота, сельскохозяйственных продуктов с трехкратного до пятикратного размера.

Имущественные преступления. Имущественные преступления были направлены против личной собственности граждан. Государство принимало строжайшие меры к сохранению личной собственности. Судебная практика значительно повысила охрану личной собственности. Были усилены репрессии за наиболее распространенные виды кражи. Если ранее за кражи предусматривались исправительно-трудовые работы, то после постановления Пленума Верховного Суда СССР от 13 апреля 1944 года было установлено наказание в форме лишения свободы.

Появились новые виды краж, характерные только для условий войны (кража во время воздушных налетов, при оставлении населенного пункта в связи с приближением врага, кража имущества эвакуированных). Пленум Верховного Суда СССР от 8 января 1942 года признал, что такие кражи являются кражами с отягчающими обстоятельствами. Если такие кражи совершены группой лиц, они должны быть квалифицироваться как бандитизм.

В условиях войны государство было заинтересовано в сохранении в целости таких видов имущества, которое было необходимо для тыла и фронта. Охрана целости такого имущества приобрела во время войны исключительное значение. Большое значение в условиях войны отводилось коллективным и индивидуальным огородам рабочих и служащих. Умышленное повреждение посевов и урожая дезорганизовывало снабжение продуктами сельского хозяйства. Поэтому постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26 июня 1942 года было предложено квалифицировать умышленное повреждение посевов и урожая на землях, отведенных учреждениям и предприятиям под коллективные огороды, по статье 79 Уголовного кодекса.

Должностные преступления. На советских должностных лиц, на служащих государственных и общественных учреждений и предприятий легли во время войны повышенные обязанности. Это повышение предполагало такое же повышение ответственности за нарушение ими их служебного долга. В указах и других актах военного времени специально говорилось об ответственности должностных лиц: в указе от 26 декабря 1941 года «О военном налоге» (статья 19 устанавливает ответственность за представление неверных сведений об удержании налога), в постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы трудоспособного населения городов и сельскохозяйственных местностей» (статья 7 устанавливает ответственность председателей за уклонение от предания суду трудоспособных колхозников, не вырабатывающих минимум трудодней), в указе от 29 сентября 1942 года «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих, инженерно-технических работников в близких к фронту районах» (пункт 8 устанавливает ответственность руководителей предприятий, учреждений, не обеспечивающих организованной и полной работы эвакуации рабочих, служащих и инженерно-технических сил).

Должностные лица, уличенные в разбазаривании государственного имущества или продовольственных товаров, привлекались к уголовной ответственности. Должностные лица привлекались к уголовной ответственности и за создание условий для совершения преступлений. Указ от 2 мая 1943 года предусматривает уголовную ответственность за создание условий для совершения преступлений, а именно, халатность должностного лица, ответственного за хранение орденов, медалей, нагрудных знаков, в результате которой допущено хищение орденов, медалей и нагрудных знаков. Судебная практика военного времени приравнивала к этому также непринятие мер против расхищения прямыми виновниками хищения.

Хозяйственные преступления. В условиях военного времени интересы социалистического хозяйства переплетались с интересами обороны СССР. Это означало повышение во время войны опасности хозяйственных преступлений. Однако статьи Уголовного кодекса о хозяйственных преступлениях не вызвали в основном необходимости ни в законодательных дополнениях, ни в специальных директивах.

Исключением явилась спекуляция и самогоноварение. Спекуляция в условиях военного времени дезорганизовывала не только снабжение тыла, но и фронта. В указе от 22 июня 1941 года «О военном положении» военным властям в местностях, переведенных на военное положение, предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции (статья 7). Изменилось само понятие спекуляции. До войны главным элементом спекуляции считалось злостное повышение цен, то есть не цель наживы, а цель повышения цен характеризовала спекуляцию. Во время войны, наоборот, цель спекуляции – это нажива.

Важнейшее значение во время войны приобрело бережное и рациональное использование продовольственных товаров. Так в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1942 года провозглашалось, что всякое разбазаривание и преступное использование продовольственных ресурсов, требует суровых мер наказания.

Одним из видов преступного использования предметов потребления является самогоноварение, особенно недопустимое в условиях военного времени. Постановление предусматривало ряд мер, направленных на усиление репрессий за самогоноварение. Пленум предложил применять за изготовление и хранение самогона наказание по статье 102 Уголовного кодекса в виде лишения свободы на срок до 1 года (ранее за это преступление был установлен штраф).

Преступления в области трудовых отношений. В годы Великой Отечественной войны трудящиеся нашей страны с исключительным энтузиазмом ковали победу на фабриках и заводах, колхозах и совхозах, предприятиях и учреждениях. Во время войны было недопустимо малейшее нарушение трудовой дисциплины. В условиях войны появились новые формы трудовых отношений, следовательно, возникла возможность и новых форм нарушений трудовой дисциплины. С повышением трудовой дисциплины необходимо было повысить ответственность за нарушения. Было увеличено наказание за прогулы, появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Пленум Верховного Суда СССР от 23 июля 1941 года постановил: «В тех случаях, когда осужденный за прогул без уважительных причин к исправительно-трудовым работам по месту работы совершит во время отбытия наказания повторный прогул без уважительной причины, такие действия следует рассматривать как преступление».

Процессуальное право. В процессуальном праве во время войны принципиальных изменений не произошло. Некоторые изменения, предусмотренные законодательством военных лет, касались определенных категорий дел, по которым предварительное следствие не производилось. В частности, это относилось к делам, предусмотренных законом от 13 февраля 1942 года «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве» и от 26 декабря 1941 года «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий».

По некоторым делам, например о спекуляции, обмеривании и обвешивании покупателей, злоупотреблении продовольственными и промтоварными карточками, сроки расследования сокращались до 15 дней. В годы войны было отменено получение санкций вышестоящих прокуроров на привлечение к уголовной ответственности по некоторым категориям дел, расширена компетенция следователей и роль дознания в армии, сокращены сроки предварительного следствия. По ряду правоотношений упрощался порядок определения и доказывания фактов, например удостоверения завещаний на фронте, удостоверения факта призыва в армию. Документы об удостоверении этих фактов могли заменяться в некоторых случаях свидетельскими показаниями.

Важно отметить то, что советский суд во время войны вел решительную борьбу по охране социалистического государства, народной собственности граждан от разного рода преступлений, чем активно содействовал победе над германским фашизмом.

Отечественная война была тяжелым испытанием для всего советского народа и государства. В условиях чрезвычайной обстановки усилилась централизация, вводилась административно-командная система управления народным хозяйством, сохранялись полномочия местных органов власти. По условиям военного времени пришлось отойти от некоторых конституционных норм, закрепляющих права человека. Однако в целом это было оправдано. Вооруженная борьба советского народа закончилась полным крахом военно-политической и хозяйственной системы фашистского государства.

Потери СССР в результате войны. СССР понес самые большие потери в войне, из 50 млн. погибших 27 млн. составляли советские граждане. Военные действия велись на наиболее развитых в экономическом отношении территориях. На них проживало 40% населения и выпускалась треть промышленной продукции. Сумма нанесенных народному хозяйству прямых потерь составила 679 млрд. руб. в довоенных ценах, что в 5, 5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г. Было разрушено около 32 тыс. промышленных предприятий, в 1945 г. промышленность освобожденных от оккупации районов производила 30% довоенной продукции. По подсчетам германского ученого Б. Эндрукса и французского экономиста А.Клода, общая сумма понесенных во время Второй мировой войны издержек составила в ценах 1938 г. в СССР 485 млрд. долларов, в Германии - 320 млрд., в США - 275 млрд., во Франции - 36, 5 млрд. долларов. Таким образом, хотя Советский Союз вступил в войну несколько позднее других стран, нанесенный ему ущерб был гораздо выше.

Выбор послевоенной модели экономического развития. Выбор экономической стратегии развития СССР определялся политическим курсом. Этот курс, прежде всего, зависел от позиции И.В.Сталина, соотношения сил в правящей элите, а также международной обстановки. Война внесла серьезная коррективы в жизнь советского общества. Миллионы советских людей побывали за рубежом и смогли увидеть достижения западной цивилизации. Заметно обновился управленческий корпус, привыкший к большей самостоятельности и инициативе. В сельской местности возросли доходы сельских жителей, быстро развивалось мелкотоварное производство. Переход от войны к миру требовал либо легализации наметившейся либерализации в экономической жизни, либо возврата к модели 1930-х гг. В результате в 1945 - 1946 гг. при рассмотрении проекта четвертого пятилетнего плана определилось два подхода к выработке модели экономического развития. Первая из них - это модель уравновешенного экономического развития. Секретарь ЦК ВКП (б) и первый секретарь Ленинградского обкома партии А.А.Жданов, председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский, председатель СМ РСФСР М.И.Родионов и другие считали возможным некоторое смягчение государственного контроля над экономикой. По их мнению, угроза нападения империалистических государств на СССР стала минимальной из-за противоречий между ними. Это позволяло отказаться от форсированного развития тяжелой промышленности, сбалансировать народное хозяйство и уменьшить роль принудительных мер в экономической жизни страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.094 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал