Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Государство и право в 1965 – 1993 гг.






Состояние советской экономики к сер. 1960-х гг. К этому времени в СССР был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Тем не менее, СССР еще не был в полной мере подлинно индустриальной державой. В социально-экономической сфере сохранялось много доиндустриальных черт. Кроме того, советская экономическая система испытывала груз многочисленных противоречий и диспропорций, возникших в предшествующий период развития. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также военно-промышленный комплекс развивались успешно за счет сосредоточения там капиталовложений, трудовых ресурсов и новейших технологий. Гражданские же отрасли машиностроения заметно отставали. Хроническое отставание наблюдалось и в аграрном секторе экономики, несмотря на то, что реформы Н.С.Хрущева сделали сельское хозяйство одним из приоритетных в государственной политике. Однако кардинальных изменений в аграрном секторе советской экономики не произошло. Имея более половины мировых площадей черноземов, СССР не мог обеспечить собственное население в достаточной мере продуктами питания.

Реформы в сельском хозяйстве. На мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС Л.И.Брежнев высказался за проведение новой аграрной политики. Она предусматривала ослабление государственного контроля за деятельностью колхозов, которым теперь стал доводиться рассчитанный на пять лет план продажи сельскохозяйственной продукции по стабильным ценам. Сверхплановая продукция могла продаваться по повышенным на 50% ценам. Кроме того, в среднем на 20% были повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Оплата работы колхозников по трудодням была заменена помесячной заработной платой, колхозники получили право на пенсию и социальное страхование. Были снижены налоги с крестьян и отменены введенные при Н.С.Хрущеве ограничения на развитие индивидуальных хозяйств, отменялись обязательные повсеместные посевы кукурузы. Резко усилилось финансирование аграрного сектора. За счет направляемых средств начали осуществляться крупномасштабные проекты комплексной механизации, мелиорации и химизации. С целью усиления заинтересованности работников сельского хозяйства в результатах своего труда повсеместно начали возрождаться сельскохозяйственные звенья. Эти звенья должны были отвечать за весь технологический цикл, а оплата труда их работников производилась в зависимости от количества и качества произведенной продукции.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС. В сентябре 1965 г. в СССР состоялся пленум ЦК КПСС. На нем было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления, и в стране вновь были образованы общесоюзные и союзно-республиканские министерства по отраслям промышленности. Следующим важным направлением данной реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Количество установленных для предприятий плановых показателей сокращалось с 30 до 9, им предоставлялась большая автономия. Предприятия получили большую свободу: они могли сами планировать темпы роста производительности труда и снижения себестоимости продукции, устанавливать величину средней заработной платы и т. д. Руководители предприятий могли более свободно распоряжаться прибылью и направлять ее либо на самофинансирование, либо на повышение заработной платы персоналу. Таким путем предполагалось перейти к более гибкой системе управления, способной использовать экономические методы и повысить заинтересовать предприятия в рентабельной работе.

Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а так же фонд развития производства. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответсвии с трудовыми показателями, строить жилье и учреждения культурно-бытового назначения.

Все это в совокупности называлось хозяйственным расчетом. Вместе с тем реформа не затрагивала основных принципов советской экономики: всеобъемлющей государственной собственности, единого централизованного планирования, строгого контроля за всеми основными показателями развития. Таким образом, реформа предусматривала полумеры: директивное планирование не устранялось, а ограничивалось, основы административно-командной системы не менялись.

Хозяйственная реформа в промышленности. В промышленности освоение нового хозяйственного механизма проходило постепенно. В начале 1966 г. в порядке эксперимента на новые принципы работы были переведены 43 предприятия легкой и пищевой промышленности. По мере накопления опыта число переведенных на новые условия хозяйствования предприятий постепенно возрастало. В 1967 г. на новые условия хозяйствования стали переводить целые отрасли, и к 1972 г. перевели около 90 % промышленных предприятий. Для этих предприятий был установлен государственный Знак качества для наиболее важной и массовой продукции, подтверждающий ее высокое качество. Темпы реформы были низкими, однако даже они вызвали некоторое оживление работы промышленности. Весьма удачным оказался начатый в 1967 г. «щекинский эксперимент». Суть его заключалась в том, что расположенному в г. Щекино Тульской области химкомбинату был определен стабильный фонд заработной платы на несколько лет вперед. Вся полученная в результате повышения производительности труда и сокращения числа работников предприятия экономия фонда заработной платы шла в распоряжение коллектива. За два года проведения эксперимента на комбинате высвободилось около тысячи человек, при этом предприятие регулярно перевыполняло установленные планы.

Итоги развития народного хозяйства. Во второй половине 1960-х гг. в стране построили две тысячи крупных промышленных предприятий, в том числе Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярскую ГЭС, Волжский автомобильный завод, приступили к освоению Тюменского нефтегазодобывающего комплекса. Особенно успешно шло выполнение плановых заданий по производству потребительских товаров _ выпуску обуви, радиоприемников, телевизоров, холодильников, мебели, производству продовольственных товаров промышленного изготовления. В сельском хозяйстве достигнутые результате были скромнее. Значительный рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оказался все же недостаточным для обеспечения рентабельного ведения колхозного производства. Цены на сельскохозяйственную технику, удобрения и мелиорацию росли еще быстрее и не покрывались государственными субсидиями. В целом совпавшая с началом реформ восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.) по своим результатам оказалась лучшей из всех советских пятилеток За эти годы валовой общественный продукт увеличился на 43%, объем промышленной продукции возрос на 50%.

Конец экономической реформы. В конце 1960-х гг. позитивный потенциал экономической реформы стал исчерпываться, все чаще деятельность предприятий начинают ограничивать и регламентировать, что подрывало саму идею хозяйственного расчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которого даже высокорентабельные предприятия не могли эти фонды увеличить. К середине 80-х гг. вместо предусмотренных реформой пяти плановых показателей их число возросло до 1, 5 тыс., благодаря чему министерства вновь подчинили себе все декларированные предприятия. Всю дополнительную прибыль стали перечислять в государственный бюджет. В результате хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие показатели своей деятельности. При этом на следующий плановый период задания для них устанавливались с учетом предыдущих высоких достижений. Под контроль вышестоящих органов попал и фонд развития производства, который стал включаться в централизованный план распределения капитальных вложений. Тем самым происходило жесткое ограничение полномочий предприятий самостоятельно распоряжаться своими средствами. Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектронику, информатику, роботехнику, биотехнику) не приносили ожидаемых результатов. Становым хребтом экономики оставались военно-промышленный (на него работало до 80% машиностроительных предприятий) и топливно-энергетический комплексы. Структура народного хозяйства все более приобретала нерациональный, перекошенный характер.

Причины неудачи экономической реформы. В ходе реформы был накоплен опыт преобразований и требовалось ее дальнейшее углубление. Однако в последующие годы своего логического развития реформа не получила. Более того, уже в начале 1970-х гг. радикальные экономические идеи оказались под запретом, само слово реформа стало исчезать из лексикона прессы и руководящих работников. Причины неудачи проводимой А.Н.Косыгиным реформы заключались, прежде всего, в ограниченности хозрасчетных отношений. Логика реформ исходила из того, что резкое ограничение централизованных показателей будет компенсировано активностью предприятий, вызванной введением материальной заинтересованности. Однако, несмотря на сокращение показателей, они оставались обязательными, т. е. при проведении реформы экономические меры сочетались с мерами административными. К тому же в центре реформ оказались предприятия, административные же полномочия министерств были усилены. Госснаб подменял собой самостоятельность предприятий в выборе поставщиков и потребителей, а Госкомцен не позволял определять цену на продукцию самим предприятиям. Реформа А.Н.Косыгина оставляла без изменений отношения собственности, в ней были заложены несовместимые принципы: расширение прав предприятий и усиление централизации. Хотя предприятия и становились формально самостоятельными, но они не имели права назначать цену на свою продукцию. То же самое произошло с правом предприятия самостоятельно распоряжаться рабочей силой, нанимать необходимое количество работников, увольнять лишних или плохо работающих людей. Здесь руководители предприятий столкнулись с сопротивлением профсоюзов и партийного аппарата, боявшихся проявлений недовольства среди рабочих.

В начале 1970-х гг. был найден альтернативный источник поддержания социальной стабильности - рост добычи и экспорта энергоносителей. Первоочередной задачей становится использование благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей, а для этого необходимо было как можно больше их изыскать, продать и за счет валютной выручки купить за рубежом все, что необходимо. Таким образом, правящая элита побоялась нарушить баланс сил в бюрократических структурах и не стала производить структурную перестройку экономики, а пошла путем экспорта на мировой рынок энергоносителей. В определенной степени затуханию экономической реформы способствовали и события 1968 г. в ЧССР. Попытки проведения демократических и экономических преобразований в этой стране насторожили советское руководство и благоприятствовали утверждению в СССР более консервативных экономических тенденций, выразителем которых был Л.И.Брежнев.

Таким образом, экономическая реформа 1965 г. ознаменовала собой наиболее масштабную попытку усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования, но эта попытка не принесла серьезных результатов. Сделав несколько шагов в сторону рынка, руководство страны не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, опасаясь, что это неизбежно приведет к политической либерализации.

АПК. Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих потребности населения и экономики страны в продовольствии и сырье, получаемых из продукции сельского хозяйства. На рубеже 1970_1980-х гг. в СССР стал очевиден и кризис сельского хозяйства. Банкротство аграрной политики Н.С.Хрущева заставило пришедшего ему на смену Л.И.Брежнева особое внимание уделять состоянию сельского хозяйства. В 1970-х гг. в сельское хозяйство направляются крупные капиталовложения, снимаются ограничения на размеры поголовья домашнего скота у колхозников, увеличиваются площади приусадебных участков и т. д. С целью повысить эффективность сельского хозяйства была также предпринята попытка укрепить связь колхозного производства с комплексом отраслей по производству продуктов питания. Еще в годы коллективизации крестьянам была запрещена любая деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции, перерабатывающие предприятия строили в городах далеко от места производства. В результате часть произведенной сельскохозяйственной продукции портилась при транспортировке и хранении. Поэтому в стране стали создавать «производственные объединения», включающие в себя колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности и научно-исследовательские лаборатории, а в 1982 г. - агропромышленные комплексы (АПК). При этом все работающие в сельском хозяйстве и находящиеся на одной территории организации объединили в региональные АПК.

Целью этой реорганизации было обеспечение сельскохозяйственной интеграции и необходимость покончить с безответственностью обслуживающих сельское хозяйство организаций. Однако АПК не оправдали возлагавшихся на них надежд: выросло лишь число управленцев в сельском хозяйстве, никаких же улучшений в нем не произошло. Выделяемые сельскому хозяйству средства стали расходовать на строительство гигантских дорогостоящих комплексов. При отсутствии достаточной материальной заинтересованности работников отрасли эти комплексы должной отдачи в виде дешевой сельскохозяйственной продукции не давали и были убыточны.

Итоги развития сельского хозяйства. В 1970 - 1980-х гг. по сравнению с предшествующим периодом в аграрном секторе обозначилась новая ситуация. В предшествующие десятилетия сельское хозяйство СССР было в плохом состоянии, однако и затраты на него были минимальными. В условиях же «развитого социализма» сельское хозяйство по-прежнему не обеспечивало общество достаточным количеством продукции, однако государству приходилось тратить на него огромные средства. Около двух десятилетий капитальные вложения в сельское хозяйство СССР составляли 20 - 27% всех инвестиций страны против 4% в США. Это свидетельствовало о крайней неэффективности использования этих средств и деградации аграрного сектора экономики в целом. Неспособность сельского хозяйства страны прокормить собственное население свидетельствовала об общей экономической отсталости страны. Так, в 1970-х гг. производительность труда в сельском хозяйстве СССР по сравнению с США была в четыре раза ниже, а закупка и доставка в Советский Союз тонны американского зерна обходилась дешевле, чем ее производство у себя в стране. Поэтому для стабилизации продовольственного рынка правительство стало прибегать к постоянному завозу сельхозпродукции из-за рубежа.

Советская экономика и НТР. В 1970-х гг. в мире разворачивалась микропроцессорная революция, т. е. НТР выходила на новый, более мощный виток развития. Благодаря новым технологиям эффективность производства многократно возрастала, что хорошо понимало руководство страны. Однако в выборе методов соединения достижений научно-технической революции с работой предприятий предпочтение было отдано директивному планированию. Предприятиям ведущих отраслей планировалось внедрение в производство научно-технических открытий и обновление технологий. При этом директора предприятий в условиях жесткого планирования не имели права сократить производство продукции и не имели возможности обновить технологические линии. Поэтому на предприятиях предпочитали внедрять такие достижения научно-технического прогресса, которые не мешали выполнению плана. В результате в производство часто внедрялись второстепенные открытия, а в целом промышленность оказалась невосприимчивой к современным научно-техническим новшествам, большинство из которых в стране оказалось невостребованным. В целом советская экономика оказалась не подготовлена к внедрению достижений научно-технической революции, темпы ее отставания по эффективности производства от развитых капиталистических стран стали возрастать.

Попытка новых реформ в экономике и ее результаты. В конце 1970-х в стране была предпринята попытка начать проведение реформ в промышленности. Она была связана с именами Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина и его заместителей - В.А.Кириллина и В.Н.Новикова. В 1979 г. группе экономистов под руководством академика В.А.Кириллина был подготовлен заказанный Советом Министров СССР аналитический доклад о состоянии и перспективах развития советской экономики. В докладе содержалась реальная картина экономического положения страны, указывалось на неизбежность нарастания финансово-экономических проблем, доказывалось, что страна начинает безнадежно отставать в использовании передовых технологий. Представленный доклад вызвал в правительстве раздражение и недовольство, руководителя группы сняли с занимаемого поста, а сам доклад засекретили. Таким образом, уже в 1970-х гг. необходимость глубоких экономических реформ была очевидной, но в условиях консервативного руководства во главе с Л.И.Брежневым они откладывались на неопределенный срок. Результатом явилось снижение темпов прироста производства, «замораживание» жизненного уровня и, как следствие, нарастание недовольства широких слоев населения в СССР.

Развитие «теневой экономики». При отсутствии у руководителей предприятий права самостоятельно распоряжаться ненужными ресурсами вместо них это делал «теневой» бизнес. Сращиваясь с представителями партийно-государственного аппарата в центре и на местах, он контролировал не облагаемые налогами многомиллиардные суммы. По своей структуре получившая широкое развитие «теневая» экономика была неоднородна. Сюда можно отнести строго запрещенную или ограниченную индивидуально - трудовая деятельность (кустарное производство, розничная торговля, медицинские услуги, бытовое обслуживание населения и т. д.). Для «теневой экономики» была характерна и чисто уголовная деятельность, связанная с крупными хищениями товаров и сырья, махинациями с отчетностью, изготовлением на государственных предприятиях неучтенной продукции и ее продаже через государственную торговую сеть, валютные операции и др. По некоторым оценкам, к сер. 1980-х гг. в этом секторе экономики было занято до 15 млн. человек.

Экономика СССР в начале 1980-х гг. В начале 1980-х гг. экономическое положение Советского Союза продолжало ухудшаться. Огромные ресурсы направлялись на развитие военно-промышленного комплекса. СССР пытался по - существу в одиночку выдержать гонку вооружений с США, НАТО и КНР. В развитии народного хозяйства страны постепенно нарастали диспропорции, она все больше и больше оказывалась в зависимости от экспорта нефти и газа. На проданные на Запад энергоносители для страны закупались продукты питания и различные промтовары, а также высокотехнологичное оборудование. Несмотря на крупные достижения в освоении космоса и разработке вооружения, советская экономика в целом отставала от промышленно развитых стран. В 1979 г. экономика СССР выпускала примерно 60 % продукции от объема производства в США, производительность труда в ней была в два раза ниже, чем в американской. Советская экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда предприятиям было невыгодно, поскольку рост выработки автоматически приводил на следующий год к повышению плановых заданий и снижению фондов заработной платы. В результате на большинстве машиностроительных предприятий численность работников была значительно выше, чем на аналогичных предприятиях в развитых капиталистических странах. Заметно снизился ежегодный прирост национального дохода страны, объем промышленного производства. По некоторым оценкам, отставание СССР от развитых капиталистических стран с точки зрения структурных сдвигов в экономике к сер. 1980-х гг. составило 15 - 20 лет, увеличившись по сравнению с сер. 1960-х гг. почти вдвое. В это время обостряются экологические проблемы, потери при добыче и переборке полезных ископаемых, особенно нефти, угля, превышали все допустимые нормы. В результате в 104 городах страны загрязнения атмосферного воздуха признаны превышающими предельно допустимые нормы, т. е. эти территории стали зонами экологического бедствия.

Нарастание социальных проблем. Социальная сфера общества является отражением, как уровня экономического развития, так и политики государства. В 1970-х гг. в стране стали нарастать и социальные проблемы. Начинает складываться неблагоприятная демографическая ситуация. Это проявилось, прежде всего, в том, что постепенно стала уменьшаться доля трудоспособного населения. В результате, начиная с сер. 1970-х гг. стало невозможно поддерживать экономический рост, прибегая, как это было раньше, к массовому привлечению рабочей силы - экстенсивное развитие советской экономики натолкнулось на демографический барьер. В эти же годы происходит интенсивная миграция в города сельского населения, однако это не сопровождалось развитием соответствующей инфраструктуры и жилым строительством. В результате происходило формирование «общежитской» маргинальной культуры, в которой фрагменты сельских традиций соединяются с элементами наспех усвоенной городской жизни. Следствием этого была низкая производственная дисциплина, пьянство, хулиганство и другие антиобщественные явления. Таким образом, из года в год прирост трудовых ресурсов в промышленность сокращался, а их качество неуклонно снижалось.

Таким образом, время, часто называемое «периодом застоя», т. е. конец 1960-х - начало 1980-х гг. стало высшей точкой развития социализма в СССР. Огромное государство непрерывно увеличивало объем промышленного производства. Влияние Советского Союза распространилось не только на страны «социалистического лагеря», но и на многие государства Азии, Африки и Латинской Америки. Вместе с тем в этот период стали проявляться и признаки начинающегося кризиса. Однако лидеры государства сознательно отказывались от проведения назревших экономических реформ, усмотрев в событиях в ЧССР опасность для «реального социализма».

Нарастание кризисных явлений в советской экономике. Проводимая в 1970-х гг. в СССР экономическая политика привела к постепенному нарастанию кризисных явлений в народном хозяйстве страны. После открытия на севере Западной Сибири огромных запасов нефти и газа в стране появились дополнительные средства, избавлявшие от необходимости лечить экономические болезни. В 1970-х гг. доходы СССР от экспорта нефти составили примерно 170 млрд. долларов. Однако эти богатства пошли не на повышение народного благосостояния и не на обновление основных фондов. Они направлялись на военные расходы, помощь различным режимам и вкладывались в многочисленные долгострои. Яркий пример такого ненужного строительства - Байкало-Амурская магистраль, полноценная промышленная эксплуатация которой до настоящего времени невозможна. Таким образом, в стране стала расти затратность экономики и незавершенное строительство. Во-вторых, усиливается милитаризация экономики. Военный паритет с США Советскому Союзу обеспечивала промышленность, в которой производительность труда была в несколько раз ниже, чем в американской. Венные расходы достигали в СССР 25% государственного бюджета, т.е. были значительно больше, чем в гораздо более развитых капиталистических странах. Длительное время такую гонку вооружений советская экономика выдержать не могла.

В-третьих, необходимо отметить порочную импортно-экспортную политику. Экспорт сырья при ввозе продовольствия и товаров широкого потребления способствовал, во-первых, разбазариванию природных ресурсов, а во-вторых, поддерживал экономику стран импортеров в ущерб собственной промышленности. Огромные средства уходили и на содержание быстрорастущего бюрократического аппарата. К сер. 1980-х гг. в стране насчитывалось около 18 млн. управленческих работников и чиновников различного уровня, или шестая часть занятых в народном хозяйстве страны. Большая часть нефтедолларов шла на закупку за рубежом продовольствия и товаров народного потребления, т. е. «проедалась». Огромные средства направлялись и на поддержание коммунистических и просоветских режимов в различных регионах мира. Однако в сер. 1980-х гг. произошло истощение традиционной сырьевой базы.

В результате добывающая промышленность и весь топливно-энергетический комплекс стали постепенно смещаться на восток. Это вело к росту себестоимости сырья, соответственно снижению доходов от его реализации за рубежом и обостряло транспортную проблему. В этих условиях становилось неизбежным снижение темпов прироста производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Мероприятия по наведению порядка и дисциплины. В ноябре 1982 г. после смерти Л.И.Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В.Андропов, чья деятельность проходила под знаком укрепления трудовой дисциплины и массовой замены коррумпированных кадров. Придя к власти, новый генеральный секретарь предложил самый простой и дешевый способ для остановки дальнейшего падения производительности труда: борьбу с расточительством и повышение дисциплины труда. Таким образом, Ю.В.Андропов попытался реанимировать административно-командные методы управления страной. Эти методы существовали в 1930 - 1940-х гг., но значительно ослабли при Н.С.Хрущеве и особенно при Л.И.Брежневе. 2 января 1983 г. в передовой статье газеты «Правда» сообщалось о том, что стратегия страны направлена на ускорение интенсификации общественного производства, повышение его эффективности, широкое внедрение науки. В этой же передовой выдвигалось требование «укрепить дисциплину труда и ответственность на производстве». Для того чтобы выявить нарушителей трудовой дисциплины, сотрудники КГБ стали проводить рейды по магазинам, кинотеатрам, баням и просто отлавливать в рабочее время на улицах городов людей, которым в это время полагалось находиться на работе. К нарушителям трудовой дисциплины стали применять различные меры: понижение заработной платы, лишение премий, перестановка в конец очереди на получение жилья и т. д. Хуже всего приходилось тем, кто находился в служебной командировке и был днем задержан в магазине. В его командировочном удостоверении ставился штамп, указывающий, что этому человеку не будут оплачены командировочные расходы. Одновременно, для того чтобы можно было сделать покупки после работы, специальным постановлением Совета Министров СССР были изменены часы работы магазинов и предприятий, занятых обслуживанием населения.

Наведение порядка предполагало укрепление всей вертикали управления, и КГБ начинает вести целую серию хозяйственных процессов. Особо большой размах в это время приобрела борьба со злоупотреблениями и коррупцией в сфере обслуживания и торговли. Для борьбы со злоупотреблениями 150 опытных сотрудников КГБ были направлены на работу в МВД СССР. Был арестован, отдан под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома, вслед за ним было арестовано еще 25 ответственных работников московского Главторга и директоров крупнейших столичных магазинов. В ходе расследования было установлено, что каждый магазин выплачивал дань в районное управление торговли, районное управление платило дань в Главное управление торговли Мосгорисполкома. Оттуда деньги шли на подкуп чиновников министерств и ведомств, вплоть до Министерства внутренних дел.

Будучи раньше председателем КГБ СССР, Ю. В. Андропов имел подробную информацию о многочисленных делах, связанных с коррупцией и семейственностью. Коррупция охватила все уровни, и многие полагали, что ухудшение положения с продовольствием и промтоварами вызвано их перераспределением в интересах номенклатуры через магазины - распределители и систему индивидуальных пайков. В связи с их повсеместным распространением ЦК партии предпринял ряд мер, направленных на борьбу с этими явлениями. В результате Комитетом государственной безопасности была раскрыто несколько громких дел. Среди них - «скандал с сервизом Екатерины II», который член Политбюро Г.В.Романов взял в Эрмитаже на свадьбу своей дочери, «большое икорное дело», в котором был замешан министр рыбного хозяйства, «бриллиантовая история», в ней непосредственно участвовала дочь Л.И.Брежнева Галина, а также «узбекское дело», Скандальный характер получило расследование дела зятя Л.И.Брежнева - генерал-полковника Ю.М.Чурбанова, который был заместителем министра внутренних дел. Оно было следствием так называемого «узбекского дела», в ходе которого были выявлены многочисленные злоупотребления в производстве и продаже государству хлопка. Широкий резонанс в обществе получили дела первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС С. Ф. Медунова и министра внутренних дел Н.А.Щелокова. За короткий промежуток времени из органов МВД было уволено около ста тысяч человек, над милицией был установлен постоянный контроль специального 3-го Управления КГБ.

Проводимые акции во многом были результатом давления на власть снизу, на Политбюро обсуждалось множество приходящих писем от граждан, недовольных ухудшением условий жизни и многочисленными нарушениями законности. Мероприятия по наведению порядка и дисциплины принесли некоторый экономический эффект, темпы роста экономики в 1983 г. несколько возросли. Однако командные методы руководства могли принести только временный результат, это понимал и генеральный секретарь. Встречаясь в августе 1983 г. с ветеранами партии, Ю.В.Андропов указал на проблемы в экономике и заявил о необходимости провести изменения в планировании и хозяйственном механизме. В феврале 1984 г. умер тяжело болевший Ю.В.Андропов и генеральным секретарем ЦК КПСС был избран 73-летний смертельно больной К.У.Черненко. Он немедленно прекратил андроповские репрессии по отношению к чиновничеству. Новый генеральный секретарь находился у власти всего 13 месяцев и каких - либо мер по стабилизации экономической ситуации в стране не предпринимал.

Изменения в системе государственного управления. В 1960 - е – 1980 - е годы советская государственно-политическая система претерпела некоторые изменения. В октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание материально-технической базы коммунизма, последующие (1971-1981 гг.) – на завершение строительства коммунистического общества. На съезде было от имени партии торжественно заявлено, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

На пути перехода к коммунистическому обществу предполагалась существенная трансформация социальной базы советского общества, размывание граней между различными классами, а также между городом и деревней. Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в государственном управлении с последующим превращением его в «народное общественное самоуправление». Конечная цель этих социально-классовых преобразований – создание общенародной общности – советского народа.

Реформирование государственного аппарата было, прежде всего, связано с промышленностью. От территориального управления здесь перешли вновь к системе отраслевых ведомств. То есть совнархозы и их объединения были упразднены и заменены вновь министерствами, государственными комитетами.

Создается и ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Основная группа промышленных ведомств была восстановлена сразу, хотя впоследствии они снова ликвидировались и реорганизовывались. Например, в 1967 году было образовано общесоюзное Министерство медицинской промышленности СССР, в 1968 году – Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР было разделено на два, в 1972 году – Комитет по кинематографии при совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный Комитет Совета Министров СССР по кинематографии… Закон о Совете Министров СССР 1978 года зафиксировал наличие 80 министерств и государственных комитетов, подотчетных Совету Министров Союза, а также некоторое количество иных ведомств и органов. Возвращение к отраслевому принципу не было единственным преобразованием в области управления промышленностью. Хозяйственная реформа 1965 года привела к определенному расширению прав предприятий.

Однако и она не привела к сбалансированности экономики. Позитивным было то, что возрос принцип материальной заинтересованности. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства. Вместе с тем, хозяйственную инициативу сдерживало положение, в соответствии с которым договоры, заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами.

Произошли изменения и в самой структуре центральных планирующих и координирующих органов. ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован в марте 1963 года) и СНХ СССР (образован в январе 1963 года), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись лишь некоторые госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и другие). В 1966 году был упразднен Союзный Комитет по сельскому хозяйству. В 1969 году был образован Союзный Совет колхозов, аналогичные советы создавались также в республиках, краях, областях и районах. Позднее, в 1982 году, были созданы управления районным агропромышленным объединением, агропромышленным объединением области, края, автономной и союзной республики, определены их права.

Армия и правоохранительные органы. Время 1970 -х – середины 1980 - х годов характеризуются в истории нашего государства как период застоя. Попытки экономических преобразований, выхода из тупика, наталкивались на административно-командную систему социализма. Достаточно заметить, что темпы роста в народном хозяйстве по сравнению даже с серединой 1960-х годов упали в три раза, наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденций к сокращению до абсолютного нуля. Это отрицательно сказалось на благосостоянии советского народа. Страна подошла к кризису всей социально-экономической системы. Это испытали на себе все звенья социалистической системы.

Что касается вооруженных сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 году был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, который обязывал всех мужчин, достигших восемнадцатилетнего возраста, проходить действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР. Служба считалась почетной обязанностью граждан СССР. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Вместе с тем, закон сократил на один год срок действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием были предусмотрены укороченные сроки военной службы.

В учебных заведениях была введена начальная военная подготовка. Призывникам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных родителей, жену, двух или более детей, братьев и сестер в возрасте до 16 лет, и студентам дневных высших учебных заведений предоставлялась отсрочка от призыва на действительную военную службу. В 1985 году было установлено, что женщины, имеющие медицинскую или иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в военное – могут быть призваны в армию для несения вспомогательной или специальной службы.

Советская армия строилась на сочетании принципа профессиональности и воинской обязанности. Если для офицерского состава она являлась профессией, то рядовой и сержантский состав после действительной службы уходил в запас. С теми, кто желал продолжить служить, заключался контракт, и кандидат продолжал служить сверхсрочно. Это были уже хорошо обученные кадры армии. Для их поощрения в 1971 году был восстановлен существовавший в царской армии институт прапорщиков и мичманов. Отличие в том, что в царской армии России они являлись младшими офицерами, а в Вооруженных Силах СССР они не были офицерами, хотя пользовались всеми офицерскими преимуществами материального довольствия. Создание института прапорщиков и мичманов можно рассматривать как шаг к профессионализации армии.

Что касается правоохранительных органов, то они преобразовывались на основе Конституции 1977 года. В ноябре 1979 года были приняты новые законы: «О Верховном Суде СССР», «О прокуратуре СССР», «О государственном арбитраже в СССР», «Об адвокатуре в СССР».

Но этому предшествовала определенная реорганизация, которая была проведена в правоохранительных органах. Она имела целью восстановление централизованного управления. В 1966 году вновь было образовано Министерство охраны общественного порядка Союза ССР[1]. В ноябре 1968 года МООП было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР. В этот же период перестраивается и структура не только милиции, но и органов внутренних дел вообще. Аппараты государственного пожарного надзора, исправительных работ (ИТУ) стали структурными подразделениями исполкомов Советов.

Следующим важным документом на пути совершенствования работы милиции явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В Указе были четко обозначены задачи милиции: обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений, охрана государственного и общественного имущества, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий.

В этом же указе отмечается необходимость связи милиции с общественностью, в частности с добровольной народной дружиной. В последствии это было подкреплено еще одним Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Этот документ был подготовлен в духе перехода к коммунистическому самоуправлению, когда речь уже шла о передаче функций государственных органов общественному самоуправлению. Поэтому народные дружины не ограничивались помощью только милиции. По мнению разработчиков закона, они должны были помогать пограничникам, в борьбе с браконьерами и т.д. Причем им было даже предоставлено право составления протокола о правонарушении и доставки нарушителей в соответствующие органы.

Функции передачи деятельности государственных организаций общественным проявились и в судебной сфере. 8 февраля 1977 года было предусмотрено создание при исполкомах районных Советов общественных советов по работе товарищеских судов как руководящих органов для них. Вводился институт обжалования решений товарищеских судов в исполкомы местных Советов или в фабзавкомы. Министерство юстиции, в свою очередь, должно было оказывать методическую помощь товарищеским судам.

В рассматриваемый период была восстановлена также общесоюзная система органов юстиции. В 1970 году воссоздаются Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции краевых, областных Советов. Судебные органы освобождались от функций судебного управления.

Усилению охраны общественного порядка способствовал и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года, возложивший на органы милиции административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Исполкомы местных Советов должны были помогать им в трудоустройстве, решении бытовых проблем, чтобы исключить рецидив криминального поведения.

Тем не менее, преступность, хотя и медленно, но продолжала расти. В 1960е годы этот рост составил 1, 3%, в 1970е – уже 3, 6%, хотя необходимо учитывать, что население страны тоже возросло. Определенная проблема была и с регистрацией преступлений. Как показали проверки органов внутренних дел не все преступления (ради хорошей статистики) регистрировались. Президиум Верховного Совета СССР в 1983 году потребовал от прокуратуры принятия мер по борьбе с сокрытием преступлений от регистрации.

Тоталитарное советское государство боролось не только с уголовной преступностью. В 1970е годы развивается правозащитное движение. Многие диссиденты были осуждены по статье 70 «антисоветская агитация и пропаганда». По инициативе КГБ СССР был издан в 1973 году секретный указ Президиума Верховного Совета СССР «О политической бдительности советских людей», в соответствии с которым «недовольные» советским социалистическим строем и выражавшие это открыто, подлежали профилактированию органами КГБ, с них отбиралась подписка об официальном предупреждении. КГБ применял и иные превентивные меры, чтобы прекратить нежелательную деятельность этих лиц. В некоторых случаях им разрешалось выезжать за границу, иногда их лишали гражданства и выдворяли из СССР.

Однако необходимо отметить, что общее количество осужденных за политические преступления в стране было небольшим и составляло, доже по материалам буржуазной, зарубежной печати, всего несколько сотен человек. Но внутренний взрыв в обществе уже назревал, в начале 1990-х годов он завершился окончательным разрушением социалистической системы.

Реформирование страны в 1985-1991 гг. Концепция «нового мышления». В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко к руководству страной пришел М.С.Горбачев. Он был избран Генеральным секретарем, Председателем Совета Министров стал Н.И.Рыжков. К сер. 1980-х гг. ВВП в СССР составлял только 37 % от уровня США, прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. Паритет с США путем огромных усилий поддерживался только в военно-стратегической области. Таким образом, к этому времени стало ясно, что экономическая политика страны зашла в тупик и необходимо срочно менять ориентиры.

Во внешнеполитической деятельности была выдвинута концепция «нового политического мышления». Суть ее заключалась в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли - появились шансы ликвидировать большинство болезней, голод, устранить тяжелый физический труд, с другой - появились новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Среди них - ядерная угроза, обострение продовольственной проблемы и ухудшение экологической ситуации в мире. Новое политическое мышление ставило во главу угла задачи обеспечения выживания человечества, сохранения жизни на земле. Суть его заключалась в признании общечеловеческих ценностей над всеми остальными и конструктивного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты. Исходя из этого основным направлением деятельности советского правительства была провозглашена борьба за прекращение гонки вооружения, за разоружение и мир. Были подписаны соглашения с США о сокращении стратегических и обычных вооружений, началось сокращение численности Советской Армии в странах Восточной Европы и завершен вывод войск из Афганистана, были нормализованы отношения с КНР и т. д.

СССР и страны «социалистического лагеря». Одной из характерных черт внешней политики М. С. Горбачева стал кардинальный поворот в отношениях с социалистическими странами. С самого начала было заявлено, что Советский Союз не намерен больше вмешиваться в их внутренние дела и что каждая страна должна сама выбирать путь своего дальнейшего развития. Изменение политики СССР в отношении стран «социалистического лагеря» нашло в этих странах широкой отклик. Вследствие ухудшения экономической ситуации в 1970-х - начале 1980-х гг. в этих странах существовали серьезные причины для недовольства, и шло формирование оппозиционных сил. Оставшись без поддержки Москвы, стоявшие у власти в странах Восточной Европы коммунистические партии не смогли начать экономические и политические преобразования. В результате в 1989 г. странах Восточной Европы рухнули созданные во второй половине 1940-х гг. партийно-государственные структуры. Экономический кризис второй половины 1980-х гг. показал неэффективность навязанной восточноевропейским странам модели государственного устройства, бывшей копией сталинской административно-командной системы. Новые руководители этих стран заявили о своем желании распустить СЭВ и организацию стран Варшавского Договора. Политические интересы возобладали в данном случае над экономическими - были ликвидированы все структуры СЭВ и разорваны сложившиеся интеграционные связи. Новое руководство стран Восточной Европы считало, что оно в состоянии в кратчайшие сроки переориентировать экономику на Запад и войти в структуры ЕЭС.

С падением коммунистических режимов прекратился раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Но действительность резко отличалась от той, которую планировал М.С.Горбачев. Его идеи о единой системе европейской безопасности, об «общем европейском доме» исходили из необходимости параллельной эволюции двух прежних альянсов, их постепенной интеграции. Однако фактически произошел крах только одного Восточного блока. У СССР больше не осталось в Европе союзников, Североатлантический же блок продолжал действовать и даже существенно усилился за счет объединения Германии. В изнурительной, продолжавшейся более 50 лет «холодной войне» Советский Союз потерпел поражение. В результате этого равновесие в мире нарушилось, вместо двухполюсного мира образовался мир однополюсный.

«Перестройка» и ее этапы. Таким образом, в сер. 1980-х гг. новое советское руководство оказалось перед необходимостью производить перестройку всей жизни страны. Обобщенное название «перестройка» - это политика реформ, направленных на преодоление кризиса в СССР и укрепление основ социалистического строя. Проводила эти политику группа лидеров КПСС во главе с М.С.Горбачевым. Период перестройки можно условно разделить на несколько крупных этапов, имевших различное экономическое, политическое и идеологическое содержание.

«Больше социализма». Первый этап перестройки с марта 1985 до конца 1986 г. проходил под лозунгом «Больше социализма», в это время начались значительные изменения в руководстве КПСС. На этом этапе полного понимания глубины кризиса и путей его преодоления не было ни у нового политического руководства, ни у широких масс. Очевидным для всех являлось только осознание одной реалии - так жить нельзя, необходимы перемены. И группа приближенных к М.С.Горбачеву идеологов-реформаторов приступила к выработке новой идеологии партии и на апрельском пленуме ЦК КПСС добилась ее одобрения. На первом этапе перестройки сложившийся в СССР строй реформаторы рассматривали как совершенный и справедливый, но несколько деформированный социализм. Поэтому главной целью перестройки было объявлено совершенствование социализма. При этом основы существующей системы оставались вне критики, ее острие было направлено против социально-экономической политики брежневского руководства, которое потворствовало коррупции и не обеспечивало научно-технический прогресс. Средствами достижения этих целей провозглашалось ускорение социально-экономического развития страны, ставка на «человеческий фактор», развитие гласности и новое внешнеполитическое мышление. Внешний фактор на первом этапе перестройки признавался чрезвычайно значимым, из принятой в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС новой программы партии даже убрали раздражающий Запад тезис о диктатуре пролетариата и неизбежной победе социализма в мировом масштабе.

«Ускорение» и экономика. Своеобразной «визитной карточкой» первых двух лет деятельности нового генерального секретаря стало «ускорение». В своих воспоминаниях Н.И.Рыжков отмечал, что разработка экономической программы «ускорения» была начата еще в 1983 г. Сам этот термин появился в связи с рассмотрением в ЦК предложений Госплана СССР о перспективах развития экономики страны до 2000 г. При этом ставилась задача к 2000 г. догнать Соединенные Штаты Америки по уровню промышленного производства. Экономическая концепция М.С.Горбачева была им сформулирована в докладе на Всесоюзном совещании по проблемам научно-технического прогресса, состоявшемся 11 - 12 июня 1985 г. Генеральный секретарь провозгласил концепцию хозяйственного механизма, включающую форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин и оборудования и применение высоких технологий. Наряду с этим выдвигались идеи децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозяйственного расчета, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов.

Госприемка. На первом этапе преобразований была заметна преемственность экономической политики Ю.В.Андропова и М.С.Горбачева, особенно в методах ее осуществления. Как известно, Ю.В.Андропов рассматривал административные меры как важный способ подъема экономики. Эта тенденция характерна и для «команды» М.С.Горбачева. Однако своеобразие ее состояло в том, чтобы применять в гражданских секторах экономики методы управления, которые использовались в военно-промышленном комплексе СССР. Государственная приемка продукции в Советском Союзе всегда существовала только на военных предприятиях. Военную продукцию принимали офицеры Министерства Обороны СССР. Они были независимы от администраций предприятий и поэтому могли строго следить за качеством военной продукции. Теперь же данную систему распространили на всю промышленность, для чего по всей стране была создана огромная структура государственной приемки. Государственные инспекторы получили право приемки или выбраковки продукции по мере схождения ее с конвейера. Данная мера носила чисто административный характер, поскольку теперь вместо потребителя качество продукции должен был определять чиновник, которого часто связывали с предприятием «неделовые» отношения. Таким образом, целью создания этой бюрократической структуры было повышение качества выпускаемой продукции. Однако госприемка обнаружила массовые нарушения стандартов качества, что ударило по карманам рабочих, которые стали лишаться премий и различных надбавок. В этой ситуации через два года госприемку без лишнего шума ликвидировали.

Борьба с пьянством и ее последствия. Борьба с пьянством и суровые наказания за употребление спиртного на работе были частью кампании Ю.В.Андропова по наведению порядка и укреплению трудовой дисциплины. Придя к власти, М.С.Горбачев взялся решить этот вечный русский вопрос. 4 - 6 апреля 1985 г. состоялось заседание Политбюро, на котором обсуждался вопрос «О борьбе с пьянством и алкоголизмом». Выступивший на нем генеральный секретарь настаивал на усилении борьбы с пьянством, ссылаясь на его социальные, биологические и генетические последствия. Приглашенный на заседание заместитель председателя Госплана СССР пытался доказать, что ограничение продажи спиртного нанесет удар по бюджету, поскольку негде будет взять 5 млрд. «водочных» рублей. Однако его доводы во внимание приняты не были. В результате в соответсвии с постановлением ЦК КПСС и указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1985 г. в стране стали резко сокращаться производство и продажа спиртных напитков. Фактически был провозглашен курс на введение в Советском Союзе «сухого закона». Хотя в документе и было написано о необходимости увеличения производства виноградных сухих вин и пива, однако на практике на порядок было сокращено количество торгующих спиртным магазинов, ликвидировались производства стеклянной посуды для алкогольных напитков и вырубались виноградники. Против принятия такого решения возражали Г.А.Алиев, Н.А.Рыжков и Н.А.Тихонов, однако они оказались в меньшинстве.

В результате проведения антиалкогольной кампании с рынка был устранен весьма ходовой товар и нанесен сильнейший удар по государственному бюджету, который не был преодолен до последних дней существования СССР. Эксперименты в борьбе с «водочными деньгами» способствовали формированию долговременных негативных экономических факторов - раскручиванию инфляции в стране и нарастанию товарного дефицита. К тому же резкое сокращение продажи государственного алкоголя привело к стремительному росту самогоноварения. В магазинах стали исчезать сахар, дешевые конфеты, томатная паста и другие продукты, которые население перерабатывало в самогон. Не меньшими по негативному воздействию стали социально-психологические последствия этой компании. В России употребление спиртного является непременным атрибутом больших праздников, свадеб, похорон и т. д. Невозможность купить спиртные напитки вызывала озлобленность населения. Перед двумя - тремя магазинами на целый город всегда стояли огромные очереди, в которых тысячи людей сочным словцом вспоминали автора трезвенной кампании и его советников. В результате проводимая по инициативе М.С.Горбачева антиалкогольная кампания в 1988 г. незаметно сошла на нет.

Легализация индивидуальной трудовой деятельности. В 1986 году вышел и указ об индивидуальной трудовой деятельности. По этому указу частная трудовая деятельность была легализована в тридцати видах производства и услуг. Но одновременно появляется указ о борьбе с нетрудовыми доходами, и это сразу ограничивает сферу частного предпринимательства. К тому же на частников накладывают чудовищные налоги, поэтому при отсутствии кредита заниматься производством в таких условиях было просто нельзя. В результате частный сектор перестал заниматься производством и стал пристанищем различных «торгово-закупочных» фирм, а также широко использоваться для отмывания денег. Это сразу же настроило против него общественное мнение.

Продолжение борьбы с хозяйственными преступлениями. М.С.Горбачев унаследовал и другую черту внутренней политики Ю.В.Андропова - репрессии против части государственного аппарата, замешанного в коррупции и экономических преступлениях. Однако на этот раз репрессии из сферы внутренней торговли переместились в торговлю внешнюю. Были произведены аресты в Государственном комитете по экономическим связям и Министерстве внешней торговли. Ярким проявлением этой политики стала деятельность следственной группы Т.Х.Гдляна и Н.И.Иванова. Следователи по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР вместе с многочисленными сотрудниками были направлены в Узбекистан для расследования фактов коррупции. Механизм совершения преступлений прямо вытекал из организации планового советского хозяйства, хотя и не был лишен национальной специфики. Основу экономики Узбекистана составлял хлопок, который был монокультурой этой среднеазиатской республики. Ежегодно планы производства хлопка для республики увеличивались, на что республиканские власти соглашались. Однако на хлопкоперерабатывающие фабрики в Россию направлялись железнодорожные составы, в которых многие вагоны шли порожняком. При этом по документам в этих пустых вагонах значился хлопок, за который из государственного бюджета выплачивались деньги. Расследование было санкционировано еще Ю.В.Андроповым, приостановлено при К.У.Черненко и продолжено при М.С.Горбачеве. В результате деятельности следственной группы в Узбекистане были произведены многочисленные аресты, затронувшие всю партийно-государственную элиту республики.

«Узбекское дело» имело важный аспект, ставший политической реальностью в 1988 - 1991 гг. Представляется, что на протяжении многих десятилетий московские власти мирились с тем, что часть средств союзного бюджета незаконно распределялась среди местных национальных элит. За это национальные элиты расплачивались преданностью и послушанием. Со времен Ю.В.Андропова, данная практика была нарушена и многие представители национальных элит были подвернуты судебному преследованию. В результате центру пришлось столкнуться с мощными национальными выступлениями, пережившими даже Советский Союз. Постепенное разоблачение существовавшей в советском обществе коррупции, встретившее поддержку широких слоев населения, стало превращаться в фактор политический. В этой ситуации в начале 1986 г. на заседании Политбюро было принято решение об освобождении от занимаемой должности Министра МВД В.В.Федорчука. Основанием для этого стал тот факт, что органы стали собирать компрометирующие материалы о хозяйственной деятельности в Ставрополье и на самого М.С.Горбачева.

Итоги первого этапа «перестройки». Идея ускорения социально-экономического развития страны сохранялась до середины 1986 г. Однако с нарастанием экономических трудностей эта кампания стала затухать. В результате антиалкогольной кампании и Чернобыльской аварии только в течение одного 1986 г. бюджетный дефицит в стране вырос в три раза. Это привело к тому, что скрытым источником инвестиций в народное хозяйство становилось повышение цен и денежная эмиссия. В 1987 г. многим стало ясно, что экономическая политика М.С.Горбачева несостоятельна и у него нет продуманной программы дальнейших реформ. Мизерность положительных перемен в стране стала вызывать глухое недовольство масс. Выразителем этого недовольства стал представитель высшего партийного руководства Б.Н.Ельцин, который занимал в это время пост первого секретаря МГК. На октябрьском Пленуме ЦК Б.Н.Ельцин выступил с критикой политического курса генерального секретаря, обвиняя того в медлительности и недостаточной радикальности перемен. Б.Н.Ельцина заставили уйти в отставку, но руководство страны было поставлено перед необходимостью форсировать реформы в стране.

Второй этап «перестройки». Идеология второго этапа перестройки во многом была сформирована в ноябре 1987 года и нашла отражение в докладе М.С.Горбачева «Октябрь и перестройка». Характерная черта этой концепции в том, что под давлением снизу в ней появилось гораздо больше демократических черт. Прежде всего, в докладе генсека давалось оценка тому, что мы построили. По мнению М.С.Горбачева построенный в СССР социализм оказался деформирован вследствие искажений марксистско-ленинской теории. И.В.Сталин и его окружение создали казарменный социализм, командно-административную систему. Что же предлагалось в качестве альтернативы этому сталинскому социализму? Фактически М.С.Горбачев предлагал реализовать ленинский вариант социализма, который извратили его преемники. Поэтому целью перестройки объявлялось обновление всего строя, построение гуманного демократического социализма. Задачами перестройки теперь провозглашалось, во-первых, создание многоукладной экономики, во-вторых, демократизация общественной жизни и, в-третьих, разделение функций между КПСС и государством. Партия должна заниматься идеологией, советы - государственным управлением.

«Больше демократии». Период 1987 - лето 1989 гг. можно охарактеризовать как этап, проходивший под лозунгом «Больше демократии». В этот период в политической системе общества происходят кардинальные изменения. Основным направлением преобразований провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов и обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал из своего состава постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. На состоявшихся выборах в высшие органы власти потерпели поражение многие партийные руководители, и был избран ряд деятелей, находившихся в оппозиции. С лета 1989 г. демократическая оппозиция переходит в наступление: по всей стране проходили многолюдные митинги и демонстрации в поддержку требований оппозиции кардинально изменить характер проводимых реформ.

Гласность и ее последствия. Важнейшим достижением горбачевской перестройки явилась гласность. Эта политика проводилась для укрепления связи партии и народа, привлечения к разработке реформ интеллектуалов, а также для того, чтобы перенести критику с собственных просчетов и ошибок на ошибки и преступления предшественников и отвлечь внимание обывателя от острых социально-экономических проблем. С этой целью стали широко использовать различные развлекательные программы, сеансы психотерапии и т. д., т. е. начинают использовать стандартный набор средств для формирования общественного мнения. Таким образом, для М.С.Горбачева гласность была здоровой критикой существующих недостатков, однако вскоре совершенно неожиданно для руководства гласность выходит за предначертанные ей рамки. Это приводит к серьезным и необратимым последствиям, как для духовной, так и для политической жизни страны. Прежде всего, общество смогло ознакомиться с многочисленными запрещенными ранее произведениями советских и зарубежных авторов. При этом гласность вначале обращается к проблемам сталинизма, а затем критика переносится на весь социалистический строй. Антикоммунистические настроения стремительно охватывают народные массы. В результате коммунистическая партия начинает терять контроль над массовым сознанием, в стране быстро распространяется альтернативная идеология. В этой ситуации «отец перестройки» М.С.Горбачев начинает стремительно терять свой авторитет. Консерваторы не могли простить ему отход от социалистических принципов, демократические же массы он не устраивал тем, что не желал расстаться с социалистической идеей. Гласность усилила чувство озлобленности против тех, кто мешал жить хорошо: против номенклатуры, против коммунистов, кооператоров, представителей других национальностей и т. д. Таким образом, гласность обострила недовольство существующими порядками, и в стране начались активные действия народных масс - митинги, забастовки, погромы. Было снято табу на обсуждение национального вопроса, что привело к вспышкам национализма и разрастанию межнациональных конфликтов.

Начало экономической реформы в СССР. В апреле 1987 г. на заседании Политбюро по докладу Н.И.Рыжкова обсуждался вопрос о финансовом положении СССР. Докладчик отметил снижение темпов роста экономики, дефицит финансов, настаивал на повышении значения экономических рычагов в управлении экономикой, в том числе на переводе всех отраслей материального производства на полный хозрасчет, сокращении государственных расходов на жилье, на внесении изменений в ценовую политику. Основные положения доклада были обусловлены тем, что возникшие в начале 1960-х гг. экономические проблемы стали усугубляться в годы «перестройки». В июне 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, специально посвященный экономической концепции перестройки. В подготовке этой концепции участвовали видные экономисты А.Г.Аганбегян, Л.И.Абалкин, Н.Я.Петраков, Г.Х.Попов и др. Суть их предложений состояла в повышении экономической самостоятельности предприятий, что становилось возможным после принятия Закона о предприятии и расширения сферы деятельности частного сектора.

Реформа управления народным хозяйством. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Закон о государственном предприятии (объединении) предусматривал расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составлялись на основе государственных заказов и прямых договоров с предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социально е развитие) покрывались за счет предприятия, вносившего платежи в бюджет за производственные фонды, землю, воду и т. д., а оставшиеся средства оставались в распоряжении предприятий. Кроме того, на практике этот закон предоставлял предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в развитие производства, повышать заработную плату работникам и т. д. Многие предприятия пошли по пути повышения заработной платы, что сказалось на темпах наращивания научно-технического потенциала. Кроме того, перевод предприятий на полный хозрасчет означал появление и рыночных отношений. Их результатом должно было стать прекращение производства не пользующейся спросом продукции и закрытие убыточных предприятий. Однако правительство не шло на эти меры, опасаясь роста безработицы и проявлений социального недовольства. Был избран «мягкий» вариант бюджетной политики, когда предприятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытие убытков, не прилагая при этом усилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса. В результате такой политики средний уровень заработной платы в СССР рос быстрее, чем цены на товары. Однако, чем выше были заработки, тем сильнее ощущался товарный дефицит. Таким образом, принятие Закона о государственном предприятии означало начало коренной перестройки рук


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал