Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Прогрессивное и стабильное развитие России в XXI веке напрямую связано с качественными изменениями в системе образованияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Прогрессивное и стабильное развитие России в XXI веке напрямую связано с качественными изменениями в системе образования, прежде всего, с совершенствованием работы высшей школы, поскольку от ее эффективности зависит кадровое обеспечение процессов реформирования всех сфер жизни общества, формирование интеллектуального богатства, научного потенциала страны. В современных условиях исключительно высокие требования предъявляются к подготовке выпускников педагогических специальностей как профессионалов, ответственных за сохранение нравственного, физического, психического здоровья детей и молодежи, за преемственность культуры, за воспитание социально активных, мобильных, творческих граждан обновляющейся России. За последние десять лет в системе образования страны происходят коренные изменения, связанные с трансформацией не только целей, но также содержательной и технологической составляющих образовательного процесса. Приоритетной целью подготовки специалистов становится не столько передача совокупности профессиональных знаний студентам, а создание условий для их профессионального самоопределения, для формирования потребности к постоянному интеллектуальному поиску и стремления быть конкурентоспособными в соответствующих областях профессиональной деятельности. Итоговый экзамен по педагогике призван определить уровень усвоения студентами университета материала, предусмотренного программой, и охватить все минимальное содержание курса педагогики, установленное государственным образовательным стандартом, учитывая общие требования к выпускнику, предусмотренные Госстандартом по данной специальности. Цель итоговой аттестации по педагогике – проверка и оценка уровня профессионально-педагогической компетентности выпускников университета, сформированности педагогической (теоретико-методологической) культуры будущих учителей. Программа состоит из 24 вопросов, которые разрабатывались с учетом: · положений государственного стандарта высшего профессионального образования; · ключевых проблем педагогических дисциплин: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики»; «Теория обучения»; «Теория и методика воспитания. Педагогика межнационального общения», «Педагогические технологии», «История образования и педагогической мысли», «Управление педагогическими системами»; · интеграции психолого-педагогических курсов и других учебных дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов; · положений нормативно-правовых положений международного, федерального, регионального уровней, регламентирующих отношения в системе образования Российской Федерации; · состояния современного детства, актуальных проблем социализации детей и молодежи; · состояния, проблем и перспектив развития педагогической науки и практики, достижений ученых, педагогических коллективов гуманистических воспитательных систем, инновационных образовательных учреждений, в том числе, функционирующих в Костроме и области. Билеты включают один вопрос по педагогике и один вопрос из программы по методике обучения. Перечень вопросов по методике и программа составляются специальными факультетскими кафедрами. Выпускник должен: 1. Владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержания и структуре образовательных процессов, об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций. 2. Владеть системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. 3. Владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития. 4. Владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения. 5. Знать основные технологии, психологические основы использования средств новых информационных технологий (НИТ) в образовании, технологию педагогических программных средств (ППС), государственный образовательный стандарт.
Критериями ответа студента выступают следующие моменты: 1. содержательная емкость (владение понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки; ключевыми идеями учебных курсов; умениями обобщать информацию социально-педагогического характера, анализировать ситуации, возникавшие в ходе психолого-педагогической практики, устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими явлениями, фактами; понимать перспективные тенденции в развитии образовательных учреждений, системы образования в целом и пр.; актуализировать положения нормативно-правовых актов международного, федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих отношения в сфере образовательных отношений, а также важных для анализа педагогической проблемы идей ученых-педагогов прошлого и настоящего, информации дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов); 2. последовательность (изложение ответа в соответствии с планом: актуальность вопроса, рассмотрение основных пунктов плана, выводы); 3. качество изложения материала (умения устанавливать контакт со слушателями и доводить до них основные научно-педагогические идеи, отвечать на дополнительные вопросы, доказывать свою точку зрения по той или иной проблеме, следовать правилам русского языка).
|