Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вычленение последнего согласного в слове
Назвать последний согласный: куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон. Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение: ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-. Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...). самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-... Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост — телефон — носки — иголка — автобус... Сложные формы звукового анализа Тема. Звуковой анализ односложных слов. Цель. Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове. Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки: 1. Девочка уронила чашку и ахнула. 2. Мальчик ушиб колено — и охнул; «услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!» 1. Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой 10+1 и составим слово из разрезной азбуки. (То же - со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова). НАОБОРОТ Слово ОХ и слово АХ заблудились в трёх соснах. И сказало ОХ со вздохом: - Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ: - Ах, как страшно в трёх соснах! И заохали, и заахали, и зажмурились и заплакали: - Ох-ох! Ах-ах! Что за ужас! Что за страх! Прибежало слово ЭЙ! Закричало слово Эй! - Эй, друзья, повеселей! Эй, ребята, посмелей! С плачем дело не пойдет! Надо бы наоборот: Коль беда случилась с вами, станьте бодрыми словами! Переставьте буквы – улыбнётесь вдруг вы! Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение. И сказало ОХ: «Хо-хо! В самом деле, как легко! И сказало Ах: «Ха-ха! В самом деле, чепуха! Заблудиться в трех соснах Можно только лишь со сна!» И по лесу далеко побежало: «Хо-хо-хо!» А потом издалека доносилось: «Ха-ха-ха!» И когда их голос стих, тут окончился мой стих Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах. 2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов. ЕРАЛАШ Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Это что за ералаш? Заточите карандаш. Я приказываю вам Всех расставить По местам! 3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов. «8: 0» Если штангой сделать эМ, Если штангой сделать эЛ, И забить в ворота Е-будет МЕЛ. Если О забить, как гол, Будет МОЛ. У забьём: вратарь уснул! Будет - МУЛ. И - МИЛ, Ы - МЫЛ, А - МАЛ, Я - МЯЛ, Ё - МЁЛ, Восемь — ноль! (И. Токмакова.) 4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом. Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел. 5. Из данных ниже слов получить другие путем замены а) начальной согласной буквы: точка, балка, лук, лак, ком, день, педаль, макет б) конечной согласной буквы: сыр, сон, кот, сук, мак, стоп Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом. 6. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук К, а заканчивается звуком А. 7. Написать в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются. 8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась». Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа. Ход занятия Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась: заскочила в чей-то дом и — хозяйничает в нём! Но едва туда вошла буква-озорница, очень странные дела начали твориться... Закричал охотник: — «Ой! Двери гонятся за мной!» Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зелёный лук с длинными усами!.. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки, на головах у нас — щенки. Синеет море перед нами, летают майки над волнами. Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке! Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. На виду у детворы крысу красят маляры. Миша дров не напилил, печку кепками топил. Жучка будку не доела: - не охота, надоело… — На болоте нет дорог, Я по кошкам скок да скок (А. Шибаев.) Задания по тексту: § чтение стихотворения по фрагментам; § восстановление текста; § показ «буквы-хозяйки» (из кассы букв); § запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например: двери -...? лук -...? будка -...? 9. Дать ответ на «Загадку». Они, как я заметила, везде и всюду есть: в руке их только четверо, зато в кармане — шесть. Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать, то сразу сами скажете, что их в арбузе — пять! (Н. Разговоров.) Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд 10. Перед каждым учеником ряд цифр (1–9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука». Уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик... Позиционный анализ звуков в слове 1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением. 2. Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, скорый, белка; четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п. Устно указывают предыдущий и последующий звуки. 3. Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда): четвертую букву слова машина, объяснить написание; пятую ««пружина; пятую ««стучал и т.д. — с повторением правил: кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши. §4. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ (ДВА СПОСОБА) Первый способ обозначения мягкости согласных (посредством гласных 2-го ряда) Тема. Сходство парных гласных. Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него). 1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков): Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему? 2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): о э —? и т.д. 3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки: Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар. 4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры. 4. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные. Тема. Различие парных гласных. Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. 1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда. При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными я, с и др. 2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно — услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б - б', в - в', г — г', д и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч): да-дя, ро-рё, ня-на, до-де, со-сё, вё-во, ду-дю, фы-фи, лю-лу, ды-ди ту-тю, би-бы. 3. Диктант слогов (записать только слоги, содержащие мягкий согласный): а) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю... 4. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов: мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол — вёл. 5. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать — начинять, потомки - потёмки, поток — потёк, слог — слёг. 6. Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным: Я во двор вола вела. За рога вола вела. Я вела во двор, а вол в огород меня завёл. 7. Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образе ц: ф' - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм... 8. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами: а - я Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчеригр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Нади Д-ша ед-т кашу. Юрбыл р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. а - е Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. у - ю Отец послал Петна почт-. Л-ся л-битл-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школЛ-шу. Н-жно полить вишни-. Дифференциация гласных Ы - И 1. Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда):
|