Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стал — сталь
Кон — конь Плакат — плакать Был — быль Вес — весь Цел — цель Кров — кровь Мыл — мыль Лез — лезь 5. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь: Конь — коньки Огонь — огоньки Пень — пеньки День — деньки Окунь — окуньки Зверь — зверьки 6. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании: банька — банка; полька — полка; галька — галка. Бабка баньку затопила, мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала — вот как бабка сплоховала! (Е. Измайлов.) 7. Записать слова парами, изменяя их по образцу: Встань — встаньте Сядь — Верь — Надень — Кинь — Вынь — 8. Что произойдет, если из данных слов исключить ь: полька, галька, зорьки, горьки, банька. 9. Тексты для комментированного письма или графического диктанта: а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать. б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына. 10. Запомнить со слуха потешку, повторить хором, записать под диктовку: У пенька опять пять опят. Подчеркнуть мягкие согласные. §5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова: Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например: Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи" между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола. § Показ предметной картинки. § Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы). § Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. § Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны). § Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б - гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д... § Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол). Буква вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б — «взрываются» губы; буква - хвост белки (вверх); звук Д - язык упирается в десны; буква - хвост дятла (вниз). 1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте). 2. Поэлементная запись букв с проговариванием. 3. Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз); б) отраженное проговаривание хором; в) запись серии. 4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.) 5. На доске записаны слова с пропущенными буквами: — елил -ал про—ел Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12–16 картинок, например:
|