Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационная культура как способ управления организационным поведением персонала
Роль организационной культуры в системе управления персоналом в полной мере можно осознать при ее рассмотрении в контексте с организационным поведением. Общее представление о сущности данного словосочетания можно сделать на основе следующих определений. • наука о том, как люди ведут себя \ плина об управлении поведением ______________ I \ человека в организации, ориентированная Организационное \ на применение сош.ально-психологиче- / ских методов управлении трудовым / поведением; / • поведение людей и групп на работе, результат взаимодействия разных социальных субъектов с социальными и материальными факторами внутренней и внешней среды организации Из данных определений видно, что словосочетание «организационное поведение» используется в настоящее время в таких смысловых значениях, как: • направление научных исследований; • учебная дисциплина; • особый социальный феномен (поведение людей на работе, т.е. их социальное поведение). Далее речь в основном пойдет о социальном поведении. В данном значении этого понятия могут использоваться и другие словосочетания, например, «поведение в организации», «поведение людей на работе» и т.п. Среди личностных начал поведения человека в организации, по мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, основополагающими являются; • восприятие им окружения; • расположение к людям, явлениям, процессам и организации в целом; • ценности, разделяемые данным человеком; • набор верований; • принципы и нормы поведения [1]. В самом общем виде восприятие может быть определено как сложный познавательный психологический процесс приема и преобразования информации человеком, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку его в окружающем мире. Чтобы управлять человеком, менеджеру необходимо хотя бы в общем виде понять, как человек воспринимает свое окружение. Расположение к людям, явлениям и процессам — это априорное отношение человека к другому человеку, явлениям, процессам, орга- низациям и т.п., определяющее положительную или негативную реакцию на них. Расположение влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии со сложившимся отношением к данному объекту, явлению или процессу. Это обусловливает необходимость формирования у работников желательного для организации расположения. Ценности, разделяемые человеком, — это набор стандартов, критериев и правил, которых человек придерживается в своей жизни. Влияние этих ценностей на поведение человека проявляется в том, что человек оценивает происходящие вокруг него события или явления и принимает соответствующие решения на их основе. Ценности существенно отличаются от расположений. Если расположения определяют отношение к объекту или явлению по принципу «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», то ценности задают человеку предпочтение типа «допустимо — не допустимо», «хорошо — плохо» и т.п. Выделяют ценности, относящиеся: • к цели жизни, желаемым результатам (равенство, свобода, справедливость общественное признание и т.п.); • к средствам, используемым человеком для достижения целей (честность, доброжелательность, обязательность, ответственность и т.п.). Ценности человека формируются в процессе его воспитания, образования, работы в организации и т.п. Они могут существенно отличаться от ценностей организации. > Цель менеджмента — создание гармонии между ценностями организации и ценностями ее работников. Однако добиться того, чтобы все работники разделяли ценности, которых придерживается организация, удается лишь отдельным руководителям. Верования — это некритически усвоенные и не подвергающиеся сомнению устойчивые представления о человеке, явлении или процессе, которые люди используют при их восприятии. На основе этих верований человек принимает те или иные решения. Верования вырабатываются на основе собственных знаний или на основе знаний, поступающих из внешних источников. Верования субъективны. Они бывают позитивные (конструктивные) и негативные (конфликтные, безответственные и т.п.). Верования служат ориентиром при выборе целей, управляют взглядами и поведением человека. Принципы и нормы поведения — это внутренние убеждения человека, определяющие его нормы поведения и отношение к действительности. При всем разнообразии личностных характеристик конкретный человек придерживается определенных (присущих ему) принципов и норм поведения. Поведение индивида обладает, как правило, определенной стабильностью и предсказуемостью. Принципы формируются у человека в процессе его воспитания и образования. В организации на формирование тех или иных принципов значительное влияние оказывает организационная культура. Они могут вырабатываться человеком и самостоятельно. На основе сложившихся принципов у человека формируются устойчивые формы реакции на те, или иные ситуации, устойчивые нормы поведения в виде определенных стандартов поведения. > Предметные области организационного поведения и организаци Основные способы управления поведением работников организации: • мотивация и стимулирование; • коммуникации;
* власть и лидерство; * организационная культура. > Организационное поведение работников организации формируется §2.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Основной целью выделения разных типов организационных культур является создание условий для выявления факторов, влияющих на экономическую и социальную эффективность организации с данным типом культуры. В рамках каждого типа производится выработка оптимальных методов управления персоналом, совершенствование социально-трудовых отношений и повышение социально-эко- номической эффективности деятельности организации. Поэтому классификация должна обладать прикладным характером, предоставляя возможность руководителям организаций определить тип культуры своей организации и важнейшие ее характеристики. Классификация может служить также в качестве инструмента при проведении сравнительного анализа организационных культур нескольких организаций. В настоящее время учеными предложен широкий спектр подходов к типологии организационных культур. При этом под типом организационной культуры понимается определенная группа культур, объединенная по общим, существенным признакам, отличающим данный тип от других. В каждом подходе к типологии используются определенные критерии, позволяющие выделить ведущие тенденции в жизнедеятельности различных предприятий и организаций. В основном исследователи используют для типологии культуры такие параметры, как организационную структуру, делегирование полномочий, источники власти, наличие формальных и неформальных лидеров, рабочих групп, коммуникации, наличие ценностей и норм, скорость реагирования на изменение внешней среды и т.п. Так, известный профессор Лондонской школы бизнеса Чарльз Хэнди выделил четыре основных типа организационной культуры: культура Власти (the Club Culture), культура Роли {the Role Culture), культура Задачи (the Task Culture) и культура Личности (the Existential Culture)27. В организациях, с культурой, ориентированной на власть, особенную роль играют личные, деловые и профессиональные качества руководителя-лидера. В качестве источника власти используются также ресурсы. Организации с такой культурой имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру управления. При этом акценты делается на росте организации, а значимость работников определяется значимостью занимаемой им должности. Продвижение сотрудников по служебной лестнице часто осуществляется по личной преданности. Этот тип культуры позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать их исполнение. Он может быть эффективным лишь для относительно неболь- 27 Charles Handy. Cods of Management. — London, by Pan Books Ltd, 1979. 46 ших организаций. Успех деятельности организации всецело определяется особенностями и квалификацией ее руководителя.
• культура, в которой деятельность сотрудников организации основана на должностных полномочиях, четкой системе норм и инструкций, распределении прав, обязанностей и ответственности Организации с культурой, ориентированной на роли, характеризуются строгим функциональным распределением ролей. Большое внимание уделяется процедурам, правилам, предписанным функциям. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое работником в иерархической структуре. Эффективность деятельности организации с такой культурой в первую очередь зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Данный тип культуры применяется в крупных компаниях со стабильным рынком, а также в государственных учреждениях. Проблемой для нее является недостаточная гибкость, низкая восприимчивость к инновациям.
• культура, в которой основное внимание концентрируется на успешном выполнении поставленных задач или реализации проектов В центре внимания в организациях с культурой, ориентированной на задачу, — выполнение задачи, способность справляться с задачей, новой ситуацией, способность адаптироваться к ней. В таких организациях больше властных полномочий у тех сотрудников, кто в данный момент является крупным специалистом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.
• культура, в которой центральным пунктом является личность, ее профессионализм и способности договариваться В организациях с культурой, ориентированной на человека, — в центре внимания потенциал человека, работника, его умения. В организациях подобного типа люди объединяются для того, чтобы они, договариваясь друг с другом, могли добиваться собственных целей. Власть и контроль применяется, как правило, для координации действий. Примером организаций с культурой личности могут быть небольшие консалтинговые фирмы, союзы журналистов и т.п. Таким образом, выделенные Ч. Хэнди типы организационной культуры различаются между собой параметрами системы управления организаций (система власти, процесс принятия решений, контроль за их исполнением, тип менеджера, степень адаптивности к изменениям и т.п. (табл. 2.1)). По мнению Ч. Хэнди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все четыре типа организационной культуры: на стадии становления организации преобладает культура власти; на стадии роста — культура роли; на стадии развития может формироваться культура задачи и культура личности; на стадии распада может превалировать любая из четырех культур. Довольно интересной является классификация организационной культуры, разработанная американскими учеными К. Камероном и Р. Куинном. В основу данной классификации ими было положено две шкалы измерения ценностей: 1) по вертикали — «стабильность и контроль — гибкость и дискретность»; 2) по горизонтали — «внешняя ориентация и интеграция — внутренняя ориентация и дифференциация». На основе такой классификации ими выделено четыре типа культур: клановая, адхократическая, рыночная и бюрократическая (рис. 2.2). 28 Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001. - С. 67.
Особенностью четырех стержневых ценностей является их противоположность или конкурирующие допущения. Ценности, лежащие на разных краях каждого измерения, отвергаются друг другом, т.е. гибкость противостоит стабильности, внутренняя ориентация — инешней направленности. В результате оба измерения формируют квадранты, отрицающие друг друга и конкурирующие друг с другом по диагонали. Выделенные четыре квадранта соответствуют четырем базовым типам организационных культур: клановой, адхократической, рыночной и бюрократической. Клановая культура находится вверху слева, адхократическая — вверху справа, рыночная — внизу справа, бюрократическая — внизу слева. Названия типов культур К. Камероном и Р. Куинном выбраны не случайно, а в связи с тем, что различные организационные ценности ассоциируются с разными формами организаций. Клановую культуру отличает доверие и преданность сотрудников организации. Организации этого типа фокусируют внимание на гибкости в принятии решений внутри организации, заботе о людях, добром чувстве к потребителям. Лидеры — воспитатели. Высокое значение придается также моральному климату и сплоченности коллектива. В организациях с адхократическим типом культуры формальности сводятся к минимуму, ключевым фактором в ней является компетентность. Менеджеры фокусируют внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подхода к людям. Лидеры — новаторы. Связывает организацию преданность к новаторству. Поощряется личная инициатива и свобода. Организации с бюрократическим типом культуры отличают формальные правила и официальная политика. Организации подобного типа фокусируют внимание на внутренних проблемах в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. В организациях данного типа формализованное и структурированное место работы. Лидеры — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Иерархическая (бюрократическая) организационная культура не является синонимом неэффективной, устаревшей культуры. В определенных условиях и для определенных организаций данный тип культуры может являться предпочтительным. Организации с рыночной культурой характеризуются ориентацией па результат. Они акцентируют внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. Главной заботой организации является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Лидеры — твердые руководители и жесткие конкуренты. \Ъ организации особое внимание уделяется репутации и успеху. Р. Акофф за основу выделения типов культуры взял две составляющие: 1) степень привлечения работников к установлению целей в организации; 2) степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. В результате он выделил четыре типа организационной культуры: корпоративный, партизанский, предпринимательский и консультативный (рис. 2.3) [1, с. 432]. Для корпоративного типа культуры свойственны отношения автократии. Данный тип культуры применяется традиционно управляемыми корпорациями с централизованной структурой. В партизанском типе культуры наблюдаются отношения автономии. Используется данный тип культуры в кооперативах, творческих союзах, клубах и т.п. Предпринимательский тип культуры отличается от остальных тем, что у него развиты отношения демократии. Применяется данный тип культуры в организациях, управляемых по целям или по результатам, а также в организациях со структурой «перевернутой пирамиды». В организациях с консультативным типом культуры наблюдаются отношения типа «доктор — пациент». Этот тип организационной культуры характерен для лечебных и учебных заведений, институтов социальных и других услуг. На основе анализа классификаций организационной культуры разных авторов ОТ. Тихомирова предложила укрупненную классификацию по трем основаниям: 1) внутренний (внешний) фокус; 2) характер традиционных коммуникаций; 3) стиль управления (табл. 2.2) [5, с. 40]. Организация с интровертной организационной культурой характеризуется акцентированием внимания на внутренней среде организации (структуре, процессах, ресурсах), на внутренних связях и отношениях (между подразделениями, работниками).
Организации с экстравертной культурой сосредоточивают внимание на внешних связях и отношениях. Сотрудники организации активно взаимодействуют с внешней средой. В организациях с культурой индивидуализма отдается приоритет успеху каждого работника, личной карьере. Для работников характерно совершенствование собственного профессионализма, часто узкоспециализированного. В организациях с культурой коллективизма преобладает приоритет интересов и целей организации над личными интересами работников. В организациях такого типа — высокий «командный дух», сплоченность коллектива, работники идентифицируют себя с организацией. Организация с бюрократической культурой характеризуется жесткой, многоуровневой вертикалью власти, четким распределением функций между подразделениями и работниками, целевой ориентацией на частные цели, низкой оперативностью в принятии решений, низкой ответственностью исполнителей и руководителей низшего звена и т.п. Структура управления в таких организациях, как правило, линейно-функциональная. В организациях с инновационным типом культуры отсутствует жесткая вертикаль власти, функции исполнителей четко не определены, все сотрудники нацелены на общую цель. В организации такого типа применяются децентрализованные методы управления, решения принимаются оперативно, ответственность исполнителей высокая, делегирование развито. Все сотрудники организации ориентированы на постоянные инновации. Некоторые авторы выделяют «мужские» и «женские» культуры. В организациях с мужской культурой обеспечивается связь и адекватная и своевременная реакция на изменения во внешней среде, производится обмен информацией с нею. Организации с мужской культурой тяготеют к динамичности, постоянному обновлению, стремлению к изменениям. При доминировании мужского начала в культуре организации стремятся к постоянному внедрению инноваций, качественным преобразованиям. Организации с женской культурой обеспечивают устойчивое функционирование организации, стремятся к сохранению, упрочению, расширению достигнутых результатов и существующих порядков. При преобладании женской культуры в организации основное внимание уделяется усилению и сохранению действующих правил и процедур управления. Обе культуры, мужская и женская, взаимодополняемы и необходимы для нормального функционирования организации, так как в разных условиях та или иная культура оказывается более целесообразной. В литературе по менеджменту можно встретить и другие классификации организационной культуры. С точки зрения практической значимости менеджерам по персоналу и руководителям имеет смысл использовать те классификации, которые имеют адекватный инструментарий диагностики организационной культуры. Таковы, например, типологии Ч. Хэнди, К. Камерона — Р. Куинна, в которых составлены специальные анкеты для опроса респондентов, разработан алгоритм обработки анкет, предложены макеты для графического отображения особенностей того или иного типа культуры организации. Выводы 1. Роль организационной культуры в системе управления организацией проявляется в том, что она является той средой, в которой происходит процесс трудовой деятельности персонала. Важнейшие ее характеристики, ценности и нормы являются основой функционирования и развития персонала. Организационная культура является инструментом привлечения на предприятие высококвалифицированных кадров. 2. Функция организационной культуры — это ее назначение (обязанность) в системе управления организацией. Организационная культура при этом выполняет следующие функции: ценностно-образующую, интеграционную, регулирующую, адаптивную, коммуникационную, мотивирующую и ряд других. Приоритетность и значимость отдельных функций культуры меняется в зависимости от особенностей, целей и этапа развития организации; влияния внешней среды и т.п. 3. Организационная культура присутствует во всех сферах деятельности организации, и ее функции реализуются во всех функциональных блоках системы управления: в производственном отделе, отделах маркетинга и сбыта продукции, финансовом отделе, отделе управления персоналом и т.п. Она формирует благоприятный психологический климат в организации; усиливает взаимодействие между работниками; предоставляет ценностные ориентиры для их деятельности; формирует мировоззрение персонала организации по отношению к внутренней и внешней среде. 4. Организационная культура является одним из основных способов управления организационным поведением работников организации. Предметные области организационного поведения и организационной культуры пересекаются. Организационное поведение членов организации формируется под непосредственным воздейст-вием организационной культуры. Организационная культура регулирует все стороны деятельности организации, в том числе координирует, интегрирует и мотивирует деятельность сотрудников. 5. Основной целью классификации организационной культуры является создание условий для анализа факторов, влияющих на эффективность управления персоналом. При этом подтипом организационной культуры понимается определенная группа культур, объединенных по общим, существенным признакам, отличающим чанный тип от других. 6. В настоящее время учеными предложен широкий спектр подходов к типологизации организационной культуры. Так, Ч. Хэнди выделил четыре основных типа организационной культуры: культура Власти, культура Роли, культура Задачи, культура Личности, которые отличаются между собой параметрами системы управления. Довольно интересной и приемлемой для практики является классификация организационной культуры, разработанная К. Камероном и Р. Куинном. В частности, ими выделены четыре типа культуры: клановая, адхократическая, рыночная и бюрократическая. Представляет интерес также классификация организационной культуры, предложенная Р. Акофф, О.Г. Тихомировой и другими учеными. Вопросы для дискуссии 1. В чем проявляется значение организационной культуры в управлении персоналом? 2. Каким образом взаимодействует организационная культура с общей системой управления организацией? 3. Какие функции выполняет организационная культура в организации и в чем их значимость? 4. Каким образом взаимосвязаны организационная культура и организационное поведение (поведение персонала в организации)? 5. В чем сущность и какова цель классификации организационной культуры (выделение ее разных типов)? 6. Где и каким образом можно использовать типологию организационной культуры, предложенную Ч. Хэнди? 7. В чем сущность и какое значение для практики имеет классификация организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна? 8. Как вы понимаете корпоративный тип культуры? В каких организациях он проявляется?
|