Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миссия — основополагающий элемент организационной культуры
Как уже отмечалось, организационная культура представляет собой систему, состоящую из различных элементов. При этом центральное место среди них Т.О. Соломанидина и другие ученые отводят миссии организации (см. рис. 1.2). С их утверждением нельзя не согласиться. Именно миссия является основой для разработки целей и формирования других элементов организационной культуры. Поэтому сущность и содержание этой категории необходимо рассмотреть более подробно. Существует много определений миссии. При этом у всех авторов общим является ответ на вопрос: какова главная цель организации? Ниже приведены два наиболее часто встречающихся в учебниках по менеджменту определения, в которых подчеркивается смысл существования организации, т.е. ее главная цель. Назначение миссии: • дает субъектам внешней среды общее представление об организации (какова ее философия, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т.п.); • является базой для установления целей организации и выработки ее стратегии; • способствует формированию единения внутри организации; • показывает работникам организации смысл и содержание их деятельности. Хорошо сформулированная миссия показывает то, чем является организация и какой она стремится быть, а также ее отличие от других. При формировании миссии организации необходимо учитывать интересы ее собственников, сотрудников, покупателей, деловых партнеров, государственных и муниципальных органов (табл. 3.1). В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации: • целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность организации); • сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.); • философия организации (ценности и верования, принятые в организации); • возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.); • имидж, которым обладает организация. Удачная формулировка миссии — это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют ее сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей. Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: «Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги по доступным ценам, обеспечива- em акционерам и вкладчикам оптимальный доход, а работникам банка — справедливое вознаграждение». На основе миссии формируются цели организации. Если миссия дает ответ на вопрос, зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос, к чему она стремится. Сферы, применительно к которым организации устанавливают цели: • доходы; • работа с клиентами; • потребности и благосостояние сотрудников; • социальная ответственность. Эти четыре сферы касаются интересов всех субъектов, влияющих на деятельность организации.
|