Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммерческие организации
Коммерческие организации создаются для ведения бизнеса. Они являются фундаментом народно-хозяйственного комплекса страны. Сущность коммерческой организации раскрывается в следующем определении. Гражданским кодексом РФ предусмотрено несколько организационно-правовых форм коммерческих организаций (рис. 3.4). Среди коммерческих организаций наиболее распространенной и хорошо законодательно отрегулированной организационно-правовой формой является акционерное общество (АО). Органы управления в акционерном обществе: общее собрание акционеров; совет директоров; исполнительный орган общества (директор). > В форме акционерных обществ обычно создаются крупные компании. На организационную культуру компаний данной организационно-правовой формы значительное влияние оказывают их собственники и менеджеры. Культура этих компаний закреплена в кодексах и других публичных документах и относится, как правило, к корпоративному или рыночному типу (см. § 1.2, 2.4). Для примера приведем кодекс корпоративной культуры ОАО «Иркутскэнерго» (приложение 1). В нем подробно прописаны все составляющие организационной культуры: цели, видение, миссия, принципы деятельности, ответственность, правила ведения бизнеса, ценности и нормы поведения работников и т.п. Аналогичные документы можно найти на сайтах других крупных компаний, созданных в форме открытых акционерных обществ. Малые и средние организации создаются, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
Наибольшее распространение эта форма организации получила в сфере услуг. Органы управления в ООО: общее собрание участников — высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет), если это предусмотрено уставом; исполнительный орган общества. > В данных организациях может быть сформирован тот или иной тип культуры. Это зависит от многих факторов (отрасли, размера, времени функционирования на рынке, собственников, руководителя и т.п.). В организациях малого бизнеса преобладает, как правило, адхократический или рыночный тип культуры (см. типологию К. Камерона и Р. Куинна в § 2.4). В организациях малого бизнеса нормы и правила поведения сотрудников не регламентируются так детально, как это делается в крупных компаниях. Однако наиболее продвинутые организации, стремящиеся сформировать соответствующий имидж и положительную репутацию у клиентов, разрабатывают и доводят до сведения заинтересованных лиц положение или кодекс корпоративной культуры (см. приложение 2). В сельском хозяйстве и ряде других отраслей получили распространение организационно-правовые формы организаций в виде производственных кооперативов. Органы управления в производственном кооперативе: общее собрание его членов — высший орган управления; наблюдательный совет (в кооперативах с числом членов более 50); исполнительный орган (правление и (или) председатель). Сельскохозяйственные производственные кооперативы обычно создаются по территориальному принципу жителями одной или нескольких соседних деревень. > Особенность организации, созданной в этой организационно-правовой форме, заключается в том, что высшим органом управления в кооперативе является общее собрание его членов. Они же одновременно являются и работниками данного кооператива. Поэтому на организационную культуру кооперативов значительное влияние оказывают менталитет и общая культура жителей данных населенных пунктов. Основные ценности, нормы, символы, обряды и т.п., как правило, документально не оформляются, а передаются членам кооператива в процессе их коммуникаций друг с другом и с руководителями кооператива. В рыночной экономике имеются также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные унитарные предприятия в нашей стране имеются в военно-промышленном комплексе, энергетике и других отраслях экономики, имеющих общенациональное стратегическое значение. В собственности муниципальных органов находятся, как правило, трамвайно-троллейбусные предприятия, предприятия коммунального хозяйства и другие организации, выполняющие их функции на коммерческой основе. Исполнительным органом государственного или муниципального унитарного предприятия является директор (генеральный директор), назначенный собственником. Организационная структура управления, как правило, линейно-функциональная или дивизио-нальная. Развито делегирование полномочий и ответственности. > На организационную культуру данных предприятий значительное влияние оказывают государственные и муниципальные органы управления, так как они устанавливают для подведомственных предприятий планы, госзаказы, нормативы, другие правила и механизмы управления. На культуру государственных и муниципальных предприятий и ее публичное оформление оказывает также влияние их отраслевая принадлежность и личность директора. В них, как правило, преобладает культура власти или культура роли (см. типологию Ч. Хэнди в §2.4).
|