Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Петровское барокко.
С самого начала Петербург стали возводить как европейский город, указом 1714 года Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль прямых и широких улиц. Кроме того, Петербург должен был быть каменным, а не деревянным. Тем же указом 1714 года запрещалось каменное строительство везде, кроме новой столицы. Сейчас сохранилось совсем немного зданий раннего Петребурга. Представление о них могут нам дать гравюры А. Зубова и описания современников. От самых первых построек не очень отличаются сохранившиеся здания, возведенные в 10-х годах по проектам Д. Трезини. В первые годы становления Петербурга дома строились, к огорчению Петра, деревянными. Чтобы деревянные петербургские постройки как-то походили на западно-европейские, их просто-напросто раскрашивали под камень или кирпич. (Домик Петра I – яркий пример такой постройки). Первые деревянные строения скоро уступили место мазанковым, или “фахверковым” – они состояли из деревянного остова, заполненного глиной и должны были из-за болотистой почвы обязательно строиться на каменном фундаменте. Крыши делались из дерна или черепицы (железо было еще очень дорого). В ближайших окресностях Петербурга не было камня, поэтому, по указу Петра, все суда, приходившие в столицу, привозили с собой камень, кроме того, все воза с товарами или провиантом, даже крестьянские, должны были привозить по три камня. Скоро основными материалами петербургских построек стали кирпич и штукатурка (вокруг столицы возникли кирпичные заводы). Штукатурка давала возможность раскраски стен. Стены раскрашивали по голландской моде в два цвета: оранжевый, (коричневый, желтый) для стен и белый для украшений. Эта двуцветность особенно легко привилась в России, поскольку она являлась традиционной раскраской московских зданий XYII в. Первые петербургские дома выглядели очень просто. Во многом архитектура этого времени отражала личные вкусы императора, который предпочитал двуцветные голландские здания из красного кирпича с отделкой наличников / 15 /, рустов /16 / и пилястр /17 / белым камнем или штукатуркой. Характерной чертой таких зданий было обилие окон, жадно ловивших скудный северный свет. Здание состояло из нескольких частей, то выступающих вперед в виде ризалитов / 18 /, то отходящих в глубину. Венчали эти постройки высокие, крутые двускатные крыши, помогавшие бороться со снегом. Все сооружения Петербурга данного периода были возведены в формах так называемого петровского барокко, хотя стиль архитектуры Петербурга при жизни Петра не является стилем барокко в полном смысле этого слова. Барокко (ит. barocco – вычурный) художественный стиль конца XVI - середины XVIII в., отличавшийся декоративной пышностью, сложными динамическими формами, эмоциональной экспрессивностью и живописностью. А зданиям петровского барокко свойственны чрезвычайная скупость декора, компактность и четкость линий, симметрия в решении объемов и пространств, наполненность внутренним движением, богатство орнамента. Петр I не допускал никаких излишеств даже при строительстве своего дворца в Летнем саду. Этот дворец напоминает небольшой уютный двухэтажный домик с кухней, в которой по голландскому обычаю должна собираться вся семья. Даже тронный зал дворца больше похож на гостиную голландского бюргера, чем на величественный тронный зал российского императора. В Петербурге прежде всего стали строиться здания административного, промышленного, учебного, научного назначения: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, верфи, провиантские «магазейны» (склады), Кунсткамера, Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий и т.д. и т.п.
|