Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школьный театр.
Однако Петру I нужен был другой театр. Такой, который разъяснял на сцене государственную политику, особенно значение побед русской армии, поэтому в 1707 году театр Кунста закрывается, и царь обращает свое внимание на школьные театры, существовавшие при Славяно-греко-латинской академии и при московской Госпитальной школе. В этих театрах в основном ставились так называемые школьные драмы - религиозно-церковные произведения на библейские и житийные сюжеты. В эпоху преобразований бурная общественная жизнь внесла большие изменения в характер школьных драм. Вместо святых на школьных подмостках начали действовать миряне, повествующие о мирских политических злободневных событиях. Созданные на русской почве школьные театры более успешно выполняли задачи Петра. Они ревностно разъясняли и пропагандировали политику реформ. В их пьесах господствовали аллегорические сюжеты и образы. Конкретных реальных персонажей в этих пьесах не было. Аллегории были двоякого рода: взятые из Библии и имевшие вполне светский характер – Истина, Мир, Смерть и т.п. Для того, чтобы сразу было понятно, кто стоит перед зрителем, персонажи пьесы наделялись соответствующими атрибутами: Фортуна – колесом, Мир – оливковой ветвью, Надежда – якорем, Гнев – мечом. Постановка этих пьес носила торжественный, парадный характер: спектакли сопровождались многообразными световыми эффектами, музыкой, хорами и балетными номерами. Возвышенный стиль и пышность оформления создавали впечатление грандиозности и необычности зрелищ, для понимания смысла которых требовалась специальная подготовка. (Вот, когда могла пригодиться книга «Символы и эмблемы»). В 1705 г. русские воска одержали победу под Нарвой. В честь победы была написана и поставлена пьеса «Свобождение Ливонии и Ингерманландии». Политические события в пьесе облекались в аллегорический сюжет о выводе Моисеем израильтян из Египта. Вместе с тем в пьесе фигурировали и светские аллегорические образы. Главными персонажами были Ревность российская, под которой подразумевался русский царь, и Хищение неправедное – Швеция. К тому же в пьесе присутствовали две эмблемы – «двоеглавый» Орел и «прегордый» Лев. В пьесе 1710 года «Божие уничижителей гордых уничижение» аллегорические образы и библейские мотивы символизируют поражение шведов под Полтавой, измену Мазепы и бегство Карла XII. В конце спектакля на сцене появляется хромой Лев (Карл XII был ранен во время Полтавского сражения в ногу), Гидра, олицетворяющая предательство Мазепы, и Орел с гордой надписью: «И хромых и не хромых, и лютых и не лютых смиряем». В 1724 году была поставлена пьеса «Слава Российская», которая отличалась пропагандистским, политическим содержанием. На представлении этой пьесы присутствовал сам император и его супруга. Пьеса была сочинена в честь коронации Екатерины, но ее содержание выходило за рамки этого события. Спектакль как бы подводил итог царствования Петра I. Все образы во «Славе Российской» аллегоричны. В пьесе участвуют Мудрость, Истина, Рассуждение. Суть пьесы в том, что все государства, относившиеся раньше к России с враждебностью, - Турция, Швеция, Польша, Персия – признают ее славу и величие. Спектакль завершался торжественной сценой: по пути, украшенном цветами, «Виктория Российская на львах грядет с триумфом». В 1725 году была создана пьеса, которая называлась «Слава Печальная», написана она была в связи с кончиной Петра I. В ней рассказывалось о многочисленных славных делах императора: победы на суше и на море, просвещение страны, основание Петербурга и Кронштадта. Потом скорбная Россия говорит о смерти Петра и горько оплакивает его кончину. Печаль России разделяют другие страны: Польша, Швеция, Персия. Главная цель обеих пьес – прославление деятельности императора и успехов России. С 1707 по 1711 г. в подмосковном селе Преображенском существовал театр при дворе царевны Натальи Алексеевны – младшей и любимой сестры царя. В 1711 г. театр был переведен в Петербург. В него было передано все «убранство» упраздненного театра Кунста: костюмы, реквизит и даже тексты переводных пьес, постановки которых были возобновлены. Наталья Алексеевна сама занималась режиссерской деятельностью и даже писала пьесы. Репертуар театра царевны, в отличие от драм школьного театра, составляли пьесы, написанные прозой и лишенные аллегорических образов. Во всех театрах петровского времени антракты между действиями занимались интермедиями. Так назывались короткие пьесы, исполнявшиеся перед закрытым занавесом в промежутках между действиями тремя-четырьмя актерами. Содержание интермедий отличалось комическим и даже сатирическим характером. Объектом осмеяния часто служили корыстолюбивые судьи, пьяницы-монахи, алчные священнослужители и т.п. Им противостояли остроумные Гаер или Арлекин – предшественники ярмарочного Петрушки, - награждавшие своих противников побоями. Сатирические интермедии являлись злободневным откликом на негативные явления петровской эпохи. Так в пьесе «Дьячок и сыновья» высмеивается дьячок, который не хочет отдать своих детей в обучение. Герой собирается подкупить подъячих, а те взятку берут, но сыновей уводят. Язык героев воспроизводит народную, часто грубоватую речь.
|