Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные виды преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. ст. 2851, 2852 УК). Основным непосредственным объектом указанных преступлений являются общественные отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использованием по целевому назначению. Отвлечение бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, наносит прямой ущерб государственным и общественным интересам, поскольку затрудняет достижение тех результатов, которые государство хотело иметь за счет расхода своих финансовых ресурсов. В качестве факультативных объектов указанных преступлений могут выступать имущественные интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами бюджетных средств. Применительно к нецелевому расходованию средств внебюджетных фондов факультативным объектом выступает исполнение обязательств государства перед определенными слоями населения, для обеспечения которых создаются указанные внебюджетные фонды. Предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (в дальнейшем – БК РФ) под бюджетной росписью понимается документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета). Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Смета доходов и расходов – документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Обязательным признаком предмета преступлений, предусмотренных ст.ст. 2851 и 2852 УК, являются бюджетные средства и средства внебюджетных фондов в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 2851 УК крупным размером в этих статьях признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Предметом преступления, предусмотренного ст. 2852 УК, являются средства государственных внебюджетных фондов. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2851 УК, характеризуется действием – расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнациях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований БК РФ. Исполнение бюджета по расходам представляет собой процесс предусматривающий четыре этапа: 1) принятие бюджетных обязательств; 2) подтверждение денежных обязательств; 3) санкционирование оплаты денежных обязательств; 4) подтверждение исполнения денежных обязательств. В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденном бюджете соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомлении о бюджетных ассигнованиях; г) смете доходов и расходов; д) ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, например уведомлении о лимитах бюджетных обязательств. Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается: а) в использовании средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год; б) использовании средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год; в) использовании средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд; г) использовании средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления; д) ином нецелевом использовании средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством. Примерами нецелевого расходования бюджетных средств являются: финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме, большем запланированного, за счет недофинансирования других расходов (финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и т. п.). Состав рассматриваемого преступления формальный, оно окончено в момент нецелевого израсходования бюджетных средств в крупном размере, т. е. фактического списание их со счета. Иными словами, объективная сторона преступления заключается не только в принятии должностным лицом незаконного решения, но и в реальном его выполнении, т. е. в израсходовании средств на цели, не предусмотренные бюджетом или иными актами о целевом выделении бюджетных средств. Само по себе принятие незаконного решения без его реализации состава оконченного преступления не образует. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2852 УК, характеризуется действиями, состоящими в реальном расходовании (направлении и использовании) денежных средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах и их бюджетами. Расходование средств означает процедуру финансирования плановых проектов соответствующего фонда, состоящую в направлении в банк платежного документа и последующем списании денежных средств с банковского счета. Пример нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов: средства Пенсионного фонда РФ, предназначенные для выплаты пенсионерам, расходуются сверх утвержденных бюджетом фонда сумм на собственную деятельность фонда путем приобретения транспорта, офисной мебели, оргтехники. Преступление признается оконченным с момента фактического израсходования средств соответствующего фонда на цели, не предусмотренные законодательством об этом фонде и его бюджетом, т. е. списание денежных средств с банковского счета. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ст.ст. 2851 и 2852 УК, совершаются с прямым умыслом: лицо осознает, что совершает нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и желает этого. Если нецелевой расход бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов совершается для предотвращения причинения вреда государственным, общественным и личным интересам, то может ставиться вопрос о наличии в действиях должностного лица признаков крайней необходимости (ст. 39 УК). Субъект нецелевого расходование бюджетных средств специальный – должностное лицо получателя бюджетных средств и уполномоченное принимать решения о расходовании бюджетных средств. В соответствии со ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Субъектом данного преступления могут быть, например, руководитель организации, его заместители, начальники финансовых служб, главный бухгалтер. Субъектом нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов являются должностные лица внебюджетного фонда и его региональных отделений, уполномоченные принимать решения о расходовании средств фонда. Квалифицирующие признаки нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов содержатся в частях вторых ст.ст. 2851 и 2852 УК. Этими признаками являются нецелевые расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, совершенные: группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК особо крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 2852 УК признается сумма бюджетных средств превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК). Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок регистрации экономических объектов и субъектов. Предметом преступления выступают: 1) единые государственные реестры; 2) документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры. Единый государственный реестр представляет собой информационную базу данных актов государственного органа вместе с подтверждающими правильность принятия этих актов документами. В качестве примера можно привести Единый государственный реестр юридических лиц, который является единой по всей территории РФ полной официальной база данных о правоспособности юридических лиц в РФ. В России созданы и другие единые реестры: Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр земель, Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, Единый государственный реестр налогоплательщиков и т. д. Документами, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, являются, например, заявление о государственной регистрации, устав юридического лица, решение учредителя или протокол собрания учредителей о создании юридического лица и т. п. Первая форма совершения преступления, предусмотренного ст. 2853 УК, заключается во внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверных сведений. Внесение недостоверных сведений состоит в совершении действий по фальсификации единых государственных реестров, т. е. в искажении истинных учетных данных о регистрируемых в реестрах объектах. Вторая форма объективной стороны состоит в уничтожении или подлоге документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ. Подлог выражается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию, или другую контролирующую организацию документов, содержащих заведомо ложные данные об объектах регистрации. Уничтожение предполагает полную физическую ликвидацию документов, входящих в предмет преступления, после чего их восстановление невозможно. Состав преступления формальный, в связи с чем преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно вносит в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверные сведения, осознает несоответствие действительности этих сведений и желает совершить указанные действия либо осознает общественную опасность действий по уничтожению или подлогу документов, на основании которых были внесены запись или изменение в вышеуказанные реестры, и желает их совершить. Субъектом уничтожения или подлога документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, может быть любое лицо, достигшее 16 лет, а субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в такие реестры – должностное лицо. Квалифицирующим обстоятельством (ч. 2 ст. 2853 УК) является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления – участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления. Однако организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста. Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного состава внесения в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ч. 3 ст. 2853 УК). Эти тяжкие последствия должны быть связаны с внесением в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. Определение тяжких последствий является вопросом факта и оценивается с учетом всех обстоятельств дела. К таким последствиям, в частности, рекомендуется относить: дезорганизацию работы юридического лица; нанесение материального ущерба в особо крупном размере. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 2861 УК). Непосредственным объектом указанного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие строгое соблюдение установленного в органах внутренних дел порядка подчиненности. Дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. С объективной стороны преступление выражается в неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства. Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципом соблюдения служебной дисциплины. Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления имеющихся у них правомочий. Одной из форм соблюдения служебной дисциплины является строгое и неукоснительное соблюдение приказов начальника. Неисполнение приказа – одно из опасных посягательств на установленный в органах внутренних дел порядок подчиненности. Приказ, отдаваемый начальником, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. Приказ может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия. Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. Приказ, за неисполнение которого установлена ответственность в настоящей статье, представляет собой служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения. Начальник – это лицо, которому постоянно или временно подчинены другие сотрудники органа внутренних дел. Подчиненный – сотрудник органа внутренних дел, обязанный выполнять приказы своего руководителя, либо сотрудник органа внутренних дел, имеющий специальное звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого сотрудника органа внутренних дел, обладающего соответствующим специальным званием начальника. Неисполнение приказа – это несовершение действий, предписанных приказом, либо совершение действий, запрещенных приказом, или ненадлежащее исполнение приказа. При этом уголовная ответственность возможна лишь при условии, когда неисполнение приказа привело к причинению существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния неисполнения приказа на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею либо другими организациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т. п. Преступление, предусмотренное ст. 2861 УК, окончено с момента наступления общественно опасных последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Виновный осознает общественную опасность неисполнения приказа начальника, осознает, что приказ законен, отдан в установленном порядке, и желает его не выполнить, хотя имеет такую возможность. В отношении последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства могут быть как умысел, так и неосторожность. Субъект преступления специальный – сотрудник органа внутренних дел, неисполнивший приказ начальника. Согласно Положению о службе в органах внутренних дел сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане России, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД РФ, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел. Квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 2861 УК, является неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия. Тяжкими последствиями признается, например, причинение тяжкого вреда здоровью, смерти или ущерба в крупных размерах или значительному числу потерпевших. Эти последствия должны находиться в причинно-следственной связи с неисполнением приказа, и к ним должно проявиться психическое отношение виновного в форме неосторожности. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК). Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность Федерального собрания РФ или Счетной палаты РФ, в частности сфера информационного обеспечения функционирования этих органов государственной власти. Предметом указанного преступления является информация, запрашиваемая Федеральным собранием РФ или Счетной палатой РФ. Законодателем не определены признаки информации, подлежащей предоставлению в указанные органы государственной власти должностным лицом. Таким образом, истребованная информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа. Объективная сторона преступления может выражаться в следующих альтернативных деяниях: 1) неправомерном отказе от предоставления информации; 2) уклонении от предоставления информации; 3) предоставлении неполной информации; 4) предоставлении ложной информации. Отказ от предоставления информации представляет собой активное поведение должностного лица, выражающееся в письменном либо устном заявлении виновного, обязанного представить такие данные, о непредоставлении требуемой информации. Уклонение от предоставления информации – пассивное поведение должностного лица, выражающееся в оставлении официального запроса без ответа, либо активное поведение виновного, заключающееся в направлении в государственный орган ответов с надуманными причинами невозможности предоставить такую информацию. Предоставление неполной информации – активное поведение должностного лица, заключающееся в сообщении не всех затребованных государственными органами сведений, при условии наличия возможности предоставить полные сведения виновным. Предоставление ложной информации – активное поведение должностного лица, выразившееся в предоставлении полностью недостоверной информации либо сведений, часть которых не соответствует действительности. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 287 УК деяний независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла: при отказе в предоставлении информации лицо осознает, что отказывается, уклоняется от предоставления информации либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает совершения этих действий. Субъект преступления – должностное лицо, в обязанности которого входит предоставлять информацию указанным в диспозиции ч. 1 ст. 287 УК органам государственной власти. Квалифицированный состав данного преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 286 УК, повышает ответственность лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Особо квалифицированный состав данного преступления будет, если деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 287 УК: сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (п. «а» ч. 3 ст. 287 УК); совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б» ч. 3 ст. 287 УК); повлекли наступление тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 287 УК). Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, состоит в утаивании фактов совершения не только преступлений, но и иных правонарушений, а также лиц, их совершивших, из числа должностных лиц органов государственной власти. Совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору или организованной группой означает, что в совершенном деянии имеются все признаки соучастия (ч.ч. 2 и 3 ст. 35 УК), а также то, что все лица, вступившие в преступный сговор, являются должностными лицами, обязанными предоставлять информацию в Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ и Счетную палату РФ. Под тяжкими последствиями могут пониматься разные по характеру и степени общественной опасности последствия, например, нарушение нормального функционирования Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ или Счетной палаты РФ, выразившееся в принятии ими на основании отсутствия или наличия неполной либо искаженной информации решений, существенно нарушивших права и свободы значительного числа граждан. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК). Непосредственный объект преступления – нормальная в соответствии с законом деятельность органов государственной власти и управления, а равно органов местного самоуправления. Дополнительным объектом являются права и законные интересы граждан или организаций. Объективная сторона преступления включает три обязательных признака: 1) деяние – присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, входящих в полномочия последнего; 2) последствия в виде существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о том, является ли нарушение существенным, решается с учетом конкретных обстоятельств дела: тяжести причиненного материального или физического вреда, числа потерпевших, характера нарушения работы учреждения или организации и т. п. Нарушение прав и законных интересов граждан может выразиться, например, в причинении имущественного ущерба, а также в нарушении конституционных прав и свобод граждан; 3) причинно-следственную связь между деянием виновного и наступившими последствиями. Присвоение полномочий должностного лица состоит в том, что государственный или муниципальный служащий незаконно выдает себя за представителя власти либо за лицо, обладающее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочиями в государственных или муниципальных органах либо учреждениях, т. е. за конкретное должностное лицо, которым он не является. Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: использование поддельного удостоверения или форменной одежды; устное заявление о занятии должности; подписание приказа, затрагивающие права и законные интересы граждан или организаций; незаконное распоряжение товарно-материальными ценностями и т. д. Рассматриваемый состав преступления сконструирован по типу материальных, в связи с чем преступление окончено с момента нарушения прав и законных интересов граждан или организаций при условии, что это нарушение было существенным. С субъективной стороны преступление совершается только умышленно. Присваивая должностные полномочия и совершая с их использованием определенные действия, виновный сознает, что нарушает права и законные интересы граждан или организаций, предвидит возможность или неизбежность существенного их нарушения и желает наступления этого последствия (прямой умысел) либо относится к нему безразлично, или сознательно допускает его наступление (косвенный умысел). Субъектом преступления может быть только государственный служащий или служащий органов местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, полномочия которого он незаконно присвоил и использовал. Государственный служащий – лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов. К служащим органов местного самоуправления относятся граждане, исполняющие в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК). Непосредственным объектом преступления является нормальная в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 289 УК, может быть совершено путем следующих альтернативных действий: 1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность (заключение учредительного договора, утверждение устава, регистрацию юридического лица в установленном законом порядке и т. п.); 2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, что означает вхождение должностного лица (в т. ч. через доверенное лицо) в управленческие органы организации и оказание воздействия на управленческую деятельность этой организации. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 289 УК необходимо, чтобы вышеуказанные действия были соединены с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Льготы и преимущества могут заключаться в первоочередном получении сырья или товара, льготном налогообложении, беспрепятственной выдаче лицензии, предоставлении внеочередных беспроцентных или льготных государственных кредитов и т. п. К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от других форм государственного или ведомственного контроля, содействие сбыту производимой продукции, установлению на нее завышенных цен. Состав преступления формальный, преступление признается оконченным с момента осуществления действий, указанных в диспозиции ст. 289 УК. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния и желает его совершить. Субъект преступления специальный – должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо и использует свои полномочия вопреки запретам. В качестве посредника может выступать любое лицо. Взяточничество (ст.ст. 290, 291, 2911 УК). Под термином «взяточничество» в теории уголовного права понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки за законные или незаконные действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также дачу взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение таких действий (бездействия)[304]. Получение взятки (ст. 290 УК). Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное, правильное функционирование государственного аппарата. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. Деньги – это бумажные и металлические денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении на момент совершения преступления. Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг перечислены в ст. 143 ГК РФ: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Иное имущество – различного рода движимое и недвижимое имущество: квартиры, дачи, мебель, автомашины, антикварные изделия, бытовая техника, драгоценные металлы и камни и т. д. Относительно выгод имущественного характера в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорится, что таковыми могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. В случаях, когда предметом взятки являются предметы, изъятые из гражданского оборота, то получение взятки квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов. С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Под получением взятки лично следует понимать получение ее должностным лицом непосредственно или близкими виновному лицами с его согласия. Так, согласно п. 9 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не от взяткодателя лично, а использует передаточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Делается это, как правило, для того, чтобы затруднить выявление факта взяточничества. Взятка должна быть получена: 1) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в служебные полномочия должностного лица. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что в данном случае имеются в виду такие действия должностного лица, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; 2) совершение действий (бездействие), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя; 3) общее покровительство, которое заключается, например, в действиях, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности; 4) попустительство по службе, которое состоит, например, в непринятии должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, должны привлекаться к ответственности за покушение на дачу взятки. Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли должностного лица, которому она предназначалась, такое должностное лицо будет отвечать за покушение на получение взятки. Немаловажен тот факт, что состав получения взятки сконструирован по типу формальных, поэтому совершение или несовершение должностным лицом обусловленных взяткой действий (бездействия) находится за пределами рассматриваемого состава преступления. Преступление будет окончено вне зависимости от того, совершил или не совершил взяткополучатель обусловленные вознаграждением действия. С субъективной стороны получение взятки предполагает наличие прямого умысла: должностное лицо осознает общественную опасность получения взятки и желает ее получить. Субъектом получения взятки может быть российское должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Признаки должностного лица были рассмотрены выше. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (п. 2 примечаний к ст. 290 УК). Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 290 УК, является получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Значительным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. рублей (п. 1 примечаний к ст. 290 УК). Частью 3 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Под незаконными действиями, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6, подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, к незаконным действиям должностного лица, совершаемым в целях получения взятки или за уже полученную взятку, относятся преступные и непреступные (правомерные) действия (бездействие), выполненные в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, выходящие за пределы служебных полномочий должностного лица и находящиеся вне его должностной компетенции. Особо квалифицирующим признаком получения взятки является совершение деяния, предусмотренного частями первой-третьей ст. 290 УК, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК). В ч. 5 ст. 290 УК содержится перечень особо квалифицирующих признаков получения взятки: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) путем вымогательства; г) в крупном размере. Согласно разъяснению, содержащемся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6, взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. В соответствии с законом (ст. 35 УК) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст.ст. 290 и 291 УК. Вымогательство взятки означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 290 УК крупный размер взятки означает, что сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышают 150 тыс. рублей. В тех случаях, когда взятка в крупном размере получена частями, но все действия являются эпизодами одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. Деяния, предусмотренные ч.ч. 1, 3, 4 и п.п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК, совершенные в особо крупном размере, квалифицируются по ч. 6 настоящей статьи. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 290 УК особо крупным размером признается размер взятки, превышающий 1 млн рублей. Получение взятки является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями. Однако это не является препятствием для квалификации содеянного по совокупности ст.ст. 285 и 290 УК в тех случаях, когда получившее взятку должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, существенно нарушает права и законные интересы граждан и организаций либо государственные и общественные интересы, охраняемые законом. Дача взятки (ст. 291 УК). Непосредственный объект и предмет дачи взятки совпадают с объектом и предметом получения взятки. С объективной стороны дача взятки заключается во вручении должностному лицу (иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации) лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, в оказании ему услуг имущественного характера или предоставлении ему иных имущественных прав за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо когда оно в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе, а также за незаконные действия по службе. Дача взятки будет окончена с момента принятием взяткополучателем хотя бы части взятки. Если взятка не была принята должностным лицом, то содеянное образует покушение на дачу взятки. Одно лишь предложение дать взятку не считается покушением на ее дачу. В последние годы правоприменительные органы все чаще сталкиваются со взятками в интересах организации (государственной, общественной, частной). В этих случаях в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки. С субъективной стороны дача взятки характеризуется виной в виде прямого умысла. Взяткодатель осознает общественную опасность дачи взятки должностному лицу и желает передать ему взятку. Субъектом дачи взятки является лицо, достигшее 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 291 УК указан квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере. Данный признак рассмотрен при анализе состава получения взятки. В ч. 3 ст. 291 УК предусмотрен особо квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). По ч. 4 ст. 290 УК квалифицируются деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере. Если деяния, предусмотренные частями первой-четвертой ст. 291 УК, совершены в особо крупном размере, то они квалифицируются по ч. 5 этой статьи. Названные особо квалифицирующие признаки были рассмотрены при анализе состава получения взятки (ст. 290 УК). Дачу взятки следует отличать от провокации взятки, предусмотренной ст. 304 УК. Провокация взятки, в отличие от ее дачи, характеризуется наличием цели искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. В примечании к ст. 291 УК указывается, что взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если: 1) он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 3) он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Освобождение взяткодателя от ответственности по вышеуказанном обстоятельствам является не правом, а обязанностью органа, имеющего право возбудить уголовное дело о даче взятки. Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК). Непосредственный объект и предмет посредничества во взяточничестве аналогичны объектуи предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 и 291 УК. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Посредник выступает в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем. Он, как правило, лично передает предмет взятки, однако возможны случаи использования третьих лиц, при условии их неосведомленности о фактическом характере совершаемых действий. Под иным способствованием взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки понимаются случаи передачи условий соглашения, предоставления помещений для их встречи или устранения препятствий к достижению соглашения. Значительный размер взятки понимается так же, как и в ст.ст. 290 и 291 УК. Для признания посредничество оконченным преступлением необходима фактическая передача хотя бы части предмета взятки. Если должностное лицо отказалось принять взятку, то действия посредника необходимо квалифицировать как покушение на посредничество во взяточничестве. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что по поручению взяткодателя или взяткополучателя передает взятку и желает этого. Субъект преступления– лицо, достигшее 16 лет. В законе (ч. 2 ст. 2911 УК) предусмотрены два квалифицирующих признака: 1) посредничество во взяточничестве за совершение заведомонезаконных действий (бездействие); 2) лицом с использованием своегослужебного положения. Уголовно-правовая характеристика незаконности действий (бездействия) при взяточничестве давалась при юридическом анализе состава получения взятки (ст. 290 УК). Посредничество во взяточничестве с использованием служебного положения имеет место в случаях, когда виновный осуществляет посреднические действия, используя полномочия должностного лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. В качестве особо квалифицирующих признаков закон предусматривает: а) посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (ч. 3 ст. 2911 УК) либо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 2911 УК). Крупный и особо крупный размер взятки при посредничестве во взяточничестве характеризуется теми же признаками, что и при получении взятки (ст. 290 УК). Часть 5 ст. 2911 УК предусматривает отдельный состав преступления – обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Смысл этих действий заключается в том, что виновное лицо предлагает свои услуги или обязуется выступить в качестве связующего звена между взяткодателем или взяткополучателем по передаче взятки или иным образом способствовать указанным лицам в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Согласно примечанию к ст. 2911 УК освобождение от уголовной ответственности за данное преступление возможно, если виновный после совершения преступления активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. Посредничество во взяточничестве следует отграничивать от дачи взятки: отличие заключается в том, что посредник, передавая взятку взяткополучателю, действует не по своей инициативе, а в интересах и по поручению либо взяткодателя либо взяткополучателя. Отличие посредничества во взяточничестве от соучастия заключается в том, что посредник помогает взяткодателю и взяткополучателю реализовать уже созревший у них умысел на совершения преступления, в то время как подстрекатель или организатор содействуют формированию умысла на совершения преступления, создавая условия для его осуществления. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК). Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обеспечения порядка выдачи паспорта гражданина России. Предметами указанного состава преступления являются паспорт гражданина РФ и заграничный паспорт. Нормативными актами, регулирующими порядок выдачи паспорта гражданина России, являются: Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»[305], постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[306]. В соответствии с вышеуказанными актами паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории России. По достижении 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами РФ введен в действие паспорт гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию – заграничный паспорт. «Правовой статус» заграничного паспорта регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[307], Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»[308], Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»[309]. Не могут быть предметом рассматриваемого преступления все остальные документы, удостоверяющие личность гражданина России. Объективная сторона указанного преступления состоит: 1) в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2) во внесении ответственным лицом ложных сведений в документы, повлекшем незаконное приобретение гражданства РФ. Понятие и правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ регулируется Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[310]. Согласно вышеуказанному закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основания приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентированы Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[311]. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, могут приобрести гражданство РФ одним из следующих способов: прием в гражданство РФ в общем порядке; прием в гражданство РФ в упрощенном порядке; восстановления в гражданстве; на основании международных договоров Российской Федерации. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, указанном выше. Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом. Незаконная его выдача гражданину РФ не образует состава рассматриваемого преступления. При наличии определенных обстоятельств данные действия следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, и желает совершить данное действие Субъект преступления специальный – должностное лицо или государственный служащий Федеральной миграционной службы России. Следующее действие, предусмотренное ч. 1 ст. 2921 УК, – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации Непосредственным объектом выступают интересы государственной и муниципальной службы в обеспечении порядка составления и оборота официальных документов в сфере приобретения гражданства РФ. Дополнительным объектом преступления выступает установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства России, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства России, регулируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1352[312]. Видами документов в зависимости от основания приобретения гражданства могут быть: вид на жительство; один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию; документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя; документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды; иные документы в зависимости от основания приобретения гражданства. Объективная сторона преступления включает в себя: деяние, выразившееся во внесении в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ, ложных сведений; последствие, выражающееся в незаконном приобретении гражданства; причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившим последствием. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, решения о приобретении гражданства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ приобретается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве России, соответствующего решения. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что вносит в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства, ложные сведения, предвидит последствие в виде незаконного приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства в результате своих действий гражданства РФ и желает этого. Субъект преступления специальный – наряду с должностным лицом, таковым признается государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. В ч. 2 ст. 2921 УК предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина России иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; причинно-следственная связь между деянием и последствием. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, в полномочия которых входит выдача, прием и проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.
|