![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа как метод психолого-педагогической диагностики.
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Требования: 1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы четкие, краткие, конкретные, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл. 2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость. 3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, не должна превышать 10-15 мин. 4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. 5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Ответы и поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе. Плюсы; • возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка; • возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей; •. применения разнообразного материала; • возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так, узнают, изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали, насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения. Минусы: • проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя; • возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
|