![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент как метод психолого-педагогической диагностики.
Метод эксперимента предпол. сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью спец подобранных эксперимент. методик. Их выбор и колич-во опред. задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психич. процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максим. проявление имеющихся нарушений. Правила при организации эксперимента: - эксперимент должен моделировать психич. деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; - должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; - построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться; - экспериментально-психологические., приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; - результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками. Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенностей обследуемого. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении основное внимание будет уделено изучению расстройств мышления. Для обследования в этом случае будут выбраны методики «Классификация предметов», «Пиктограммы» и т.п. При изучении же больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить исследованиям умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, т. е. выбор методик будет другим. В подборе методик для психологического обследования ребенка выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений. Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования: - простое переспрашивание, одобрение или стимуляция дальнейших действий - вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли); наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; подсказка, совет действовать тем или иным способом; - демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить; - обучение тому, как надо выполнять задание. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем: - сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению; - экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; - каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
|