Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов психодиагностики.
Б. Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу. Р. С. Немов выделяет: 1)методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное); 2) опросные методы — анкеты, опросники, интервью; 3) объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; 4)экспериментальные методы психодиагностики. А. Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие: 1) приборные психофизиологические методики; 2) аппаратурные поведенческие методики; 3) объективные тесты с выбором ответа; 4) тесты-опросники; 5) методики субъективного шкалирования; 6)проективные методики; 7) стандартизированное аналитическое наблюдение; 8) контент-анализ; 9) включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием; 10) психологическую беседу (интервью); 11) ролевую игру; 12) активный обучающий эксперимент; 13) качественный анализ деятельности. Наблюдение— научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности Эксперимент(латин. experimentum — проба, опыт) — единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины. Тест— это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения. Опроскак психодиагностический метод подразделяется на устный иписьменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления. Наиболее распространенный вариант письменного опроса — анкета. В Устный опрос может быть определен как беседа или интервью. Моделированиекак метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и т.д. Анализ продуктов деятельностиосновывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.
6. Виды диагностики (скриннинг – диагностика, психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика). Скрининг-диагностики - своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка. Могут обратиться педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обуч. и воспит. ребенка, кот. вызваны какими-то его особенностями, обращ. с запросом к психологу ОУ дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком. Или родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. таких обращений больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, т. к. ближе к школе родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана. Выявление детей с проблемами в развитии может осущ. по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование м.б. индивидуальным или групповым. Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Проблемы: 1. недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.2. сложность разработки системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.3. Эмоц. состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию. Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Проблемы: 1. сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки реч. развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Закономерности аномального развития связаны с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики. 2. Др. проблема связана с практич. деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем. Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики. Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-пед. процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индив. психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.
|