![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи психолого-педагогической диагностики.
Психодиагностика нарушенного развития должна осущ.в 3 этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное псих.-пед. изучение ребенка с целью разраб. индив.-коррекц. программы. Задачи: скрининг-диагностике 1) своеврем. выявл. детей с различн. отклонен. и нарушениями психич. развития в популяции, в т. ч. и в условиях массов. образовательных учреждений (ОУ) 2) примерное определение спектра психол.-пед. проблем развития ребенка.3) задачи, связан. с оценкой кач-ва обучения и воспитания детей в ОУ: выявлять недостатки восп.-образов. процесса в конкретном ОУ, недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей. Могут педагоги обратиться с запросом к психологу ОУ дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком. Или родители обращ. с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам спец. организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование м.б. индив. или групп.. Задачи: в дифференциальной диагностике 1) разгранич. степени и хар-ра нарушений умств., реч. и эмоц. развития ребенка; 2) выявл. первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения; 3) оценка особенностей нарушений психич.развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 4) определение и обоснование пед. прогноза. На основании этих данных определяются тип ОУ, программа обучения, организация коррекц.-пед. процесса. Осущ. ПМПК группой специалистов. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Задачи Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с наруш. развития: 1)выявление инд. Псих.-пед. особенностей ребенка; 2)разработка инд.коррекц. программ развития и обучения; 3)определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; 4)помощь в ситуациях с затруднениями в учебе; 5)профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; 6)решение проблем социально-эмоционального плана. При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со спец. Организован. наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются: 1) раннее выявление нарушений развития у детей; 2)определение причин и характера нарушений; 3) определение оптимального педагогического маршрута ребенка; 4)выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; 5)разработка индивидуальных программ развития и обучения. 5. Психолого-педагогическая характеристика ( ППХ ). ППХ — документ, отраж. поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельн. видам занятий, физ. и умств. развитие, дисциплинированность, личностные черты. В ППХ отраж положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В ППХ отмеч. динамич. изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. Для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях ОУ, разработанная С.Д.Забрамной ТАБЛИЦА В некоторых случаях бывает необходимо отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой). Рекомендации: 1. Сведения о составе класса: - количество учащихся; возраст, состав; - характеристика групп учащихся по уровню познавательных (речевых, двигательных) возможностей; - количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (фамилии, предметы); - краткая характеристика актива класса, содержание выполняемых поручений. 2. Коллективистские отношения внутри класса: - характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность); - наличие лидеров; чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив; - общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельное, под контролем, с помощью учителя или воспитателя); - отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными или выраженными недостатками физического развития; - характер связей между учащимися (авторитарные, равноправные, по подражанию, неустойчивые); - роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки); - организованность коллектива (умение подчиняться требованиям актива класса и взрослых). 3. Характер связи классного коллектива с общешкольным: - участие класса в работе детских организаций по интересам; - содержание общешкольного поручения и характер его выполнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое); - характер связей с другими классами (помощь, совместные дела, соревнование); - участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др. В тех случаях, когда выявляются трудности обучения, необходимо тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог должен сделать вывод об уровне знаний ребенка, понять, чем обусловлены трудности в овладении навыками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продуктивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоенный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необходимо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленностью деятельности. отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание. перед началом обследования педагог должен обсудить успеваемость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, характере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процессе усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, интересов. Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированности произвольной деятельности. При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующих лет обучения. При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание. При педагогическом обследовании определяются элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.
|