Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики.
Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в естественной для ребенка ситуации (занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе или в классе, в совместной деятельности с родителями). Выявляются и оцениваются составляющие деятельности ребенка(навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности). выясняется, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигат. развития. Это становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Наблюдение не требует специального оборудования и исключает доп. психоэмоц. нагрузку ребенка. Психолог д.б. высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с разл.нарушениями развития. Наблюдение начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. цель наблюдения: изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Психолог может играть с детьми (активное наблюдение), а может быть в позиции наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Недостатки 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов. Выход: сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов полученных фактов. Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюдения рационально использовать включенным в метод эксперимента посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их количественной оценки.
|