Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По содержанию
Материальное - обмен продуктами деятельности и предметами. Когнитивное - обмен информацией, знаниями. Деятельностное - обмен навыками, умениями, операциям. Мотивационное - обмен побуждениями, мотивами, целями, потребностями. Деловое общение можно разделить на виды еще по очень многим принципам и показателям. К примеру, корпоративное общение предполагает глубокий процесс взаимодействия, в ходе которого вырабатывается общая корпоративная культура. В свою очередь, корпоративное общение можно разделить на вербальное и невербальное. Вербальное (от лат. verbalis - словесный) осуществляется при помощи слов, невербальное - с помощью жестов, взглядов, мимики. К видам корпоративного общения так же относятся деловая беседа, публичное выступление, переговоры, дискуссии, обсуждения, прием. Все эти виды делового общения выполняют определенные цели: организация совместной деятельности; познание друг друга; достижение определённого результата; развитие и формирование межличностных отношений. Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. Самые главные правила таковы - в любой форме общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия. В каждом виде делового общения одной из главных составляющих является культура речи - устной и письменной. Показателями культуры речи в любой стране и в любой сфере делового общения являются: богатый словарный запас, чем он шире, тем образнее речь, тем легче воспринимается собеседниками; культурный словарный состав - категорически неприемлемы в деловой речи жаргоны и нецензурная брань; грамматика, принятая в данный момент в культуре народа; изящная стилистика - отсутствие слов-наполнителей, правильное построение предложения. У каждого вида делового общения есть свои особенности, хотя все они подчинены одной цели - решение какой-то производственной или корпоративной задачи. Любая форма общения в деловой сфере подразумевает предварительную подготовку и уважение собеседников. Корректное деловое общение - это искусство и наука, два в одном. Любые виды деловой активности предполагают грамотное общение с партнерами, руководством, подчиненными, поставщиками. От умелого ведения общения во многом зависит успешность всего дела в целом. Один и тот же диалог можно построить по-разному и, соответственно, добиться абсолютно разных результатов. У делового общения есть определенная стратегия и тактика. Если тактикой можно назвать ожидаемый результат, то стратегия подразумевает выстраивание долгосрочных прочных отношений в ходе делового общения. Конечная цель любого общения - определенная совместная деятельность. Методы и средства для достижения этой цели в каждом виде делового общения будут абсолютно разными. Главное - взаимопонимание и желание услышать собеседника. Деловая беседа – это форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленная на решение той или иной проблемы. Успех беседы во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники знают друг друга, правильно ли уяснили особенности характера своего патрнера и выбрали верный тон разговора с ним. Структура деловой беседы: 1. Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»). 2. Изложение своей позиции и обоснование ее. 3. Выяснение позиции собеседника. 4. Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.д.). 5. Принятие решений. Наиболее типичные ошибки, совершаемые собеседниками, при проведении беседы: - проявляют авторитарность, не считаясь с мнениями других; - игнорируют состояние собеседника; - не учитывают мотивы поведения собеседника; - перебивают говорящих; - говорят, не будучи уверенными, слушают ли их; - говорят долго; - ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей). Деловые переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. Переговоры - эффективное средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества. Однако следует иметь в виду, что переговоры это не спор, не поле битвы, не театр военных действий, поэтому садиться за стол переговоров с настроением одержать верх над противником недопустимо. Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной Выигрывает тот игрок, у которого больше информации, лучше план и выше мастерство. В этой лаконичной формуле названы важнейшие слагаемые успеха деловых переговоров. Структура деловых переговоров: 1. Приветствие участников, представление сторон друг другу. 2. Изложение проблем и целей переговоров. 3. Диалог участников, включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов. 3. Подведение итогов и принятие решений. 4. Завершение переговоров. После проведения переговоров целесообразно проанализировать их результаты. А также к деловому общению относятся
1.3. Этикет речевого общения Под речевым этикетом понимаются разнообразные правила речевого поведения, система речевых формул обращения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, менеджерам, предпринимателям, журналистам,, то есть тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия и т.д. создает благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. Факторы, определяющие формирование речевого этикета.: - учет особенностей партнеров (социальный статус, место в служебной иерархии, профессия, национальность, возраст, пол и др.); - характер ситуации общения (презентация, конференция, симпозиум, деловая беседа, юбилейное торжество и т.п.); - национальные традиции. В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ты, перейти на вы. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на три основные группы: 1. Начало общения. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы: - Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться. - Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. - Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться. - Давай (те) познакомимся. При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы: - Позвольте (разрешите) представиться. - Моя фамилия Решетников. Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Наряду с этой формулой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (Очень) рад вас видеть1 Добро пожаловать! Мое почтение! 2. Конец общения. Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания! Выражают надежду на новую встречу: До вечера. До завтра. Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. При выражении сомнения еще раз встретиться: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом. 3. После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) применяются различные клише. Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас…; Будем рады вас видеть; Поздравления: Примите (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления… Соболезнования: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубоки (искренние) соболезнования; разделяю (понимаю) вашу печаль (горе, несчастье). Выражение благодарности: Позвольте выразить (большую, огромную) благодарность… Замечания, предупреждение: Фирма (дирекция, правление, редакция,) вынуждена сделать серьезное предупреждение (замечание)…; К большому сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)… При отказе используются выражения: Я не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие); Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу; Я вынужден запретить (отказать, не разрешить). Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Важный и необходимый компонент речевого этикета – обращение. Норма употребления обращения и его форма окончательно пока не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета. В настоящее время обращения господин, госпожа воспринимаются как норма на заседаниях Думы, в передачах по телевидению, на различных симпозиумах, конференциях. В среде государственных служащих, бизнесменов, предпринимателей обращение господин, госпожа в сочетании с фамилией, названием должности, звания. Обращение товарищ продолжают использовать военные, члены партий коммунистического направления, а также во многих заводских коллективах. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. Слова женщина, мужчина, получившие распространение в роли обращения нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны…, будьте добры…, извините…, простите…
1.4. Невербальные средства общения Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесными) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства. Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
|