Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о культуре речи. Язык и речь. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.
Каждому человеку свойственно стремление общаться целесообразно и эффективно, и в этом смысле правильность речи и есть та «одёжка», по которой, как известно, «встречают», то есть судят об общем культурном уровне человека, его образованности, эрудиции, о воспитании. Культура речи и ее правильность могут стать решающим аргументом в вашу пользу, ведь человек, владеющий правильной речью, свободнее выражает свои мысли, чувствует себя увереннее в общении с любым собеседником, получает больше удовольствия от общения. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности нередко становятся мишенью для насмешек. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности человека. Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, А для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха. речевая культура – это своеобразная характеристики профессиональной пригодности. А как часто нам приходится слышать: уплочено- оплачено, ложить- класть, друшлаг- дуршлаг, дермантин -дерматин, денежные средствА, 3-й квартал этого года; взаимообразно надо заимообразно, надсмехаться- надо насмехаться. Нарушаются грамматические нормы: согласно приказа, тарифа; французская шампунь, скучаем по вам, определиться (разг.) с датой проведения вместо определить дату; Нарушаются лексические нормы: модны стали слова: где-то, порядка, как бы, Свобода и раскрепощенность влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности. Планка языковой культуры с годами опускается все ниже. В чем же причины?
Ученые попытались проанализировать создавшееся за последнее десятилетие положение и выделили ряд факторов. К сожалению, в течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировалось в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. В центре школьной программы находятся лишь орфография и пунктуация, в программу высшего нефилологического образования данный курс даже номинально не включался
В середине 80-х начале 90-х в стране произошли, можно сказать, революционные изменения, страна от тоталитарного общества перешла к демократическому: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. Выступать публично получили возможность тысячи людей с разным уровнем речевой культуры. В СМИ резко ослабляется цензура, в значительной степени определявшая характер речевого поведения; поток жаргонизмов прорвался на страницы периодических изданий, хлынул на трибуны, проник даже на радио и телевидение. На Всесоюзном Радио в эфире звучала безукоризненно грамотная речь. С дикторами проводились специальные занятия, всегда рядом были консультанты по языку. Речь диктора считалась эталонной. После исчезновения Всесоюзного Радио ориентиров не стало. Ваше поколение не слышит литературного русского языка. Диктор сменился на ведущего, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение. К сожалению, люди, для которых речь – неотъемлемая составляющая профессии, плохо владеют языком. В кино разговаривают на бандитском сленге, целыми сутками отовсюду звучит неграмотная реклама: крем а, на вашем счет у, о птовая продажа, побалуйте себя. А опыт показывает, что все ориентируются не на словари (неподготовленному человеку со словарем работать сложно), а на услышанное в эфире, от знакомых, учителей и т.д. Лингвоэкология как новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества отмечает процессы, протекающие в русском языке и сознании его носителей: · оскудение словарного запаса, забвение многих семантически ценных слов и фразеологизмов (бытиё, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес и др.); · реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия); · размытая семантика слов (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы); · " синдром заимствований" (шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус); · утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена); · утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена); · речевые штампы (новое мышление, вхождение в мировой рынок, цивилизованные страны); · эвфемизмы, языковое лукавство (высшая мера наказания, несун, рынок рабочей силы, ночные пансионаты); · языковое насилие в виде навешивания ярлыков (враг народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый); · " канцелярит " (реализация, наработки, на предмет написания, зафиксировано, по вопросу); · взрыв сквернословия " вседозволенность сальностей и хамства" (А.И. Солженицын), вульгаризация речевого общения; · " лингвоцинизмы", свидетельства человеческого разбоя, технократизма (покорение природы, рабсила, человеческий материал, людское сырьё, крестьянские ресурсы, человекоединица); · криминализация языка (тёлки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели).
Получая высшее техническое образование, вы должны усвоить не только специальные знания, но и уметь проявить эти знания в ситуациях устного и письменного общения: ясно и точно формулировать инженерно-технические задачи, обосновывать их, выдвигать и отстаивать свои идеи, грамотно оформлять документацию. Что такое культура речи? С латинского слово «культура» переводится - воспитание, образование, развитие. Уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Три основных компонента речи:
|