Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






At сайлагъан - выбор коня






Тай асырамагъан атха минмез.

Тай ат болгъунчу, Иеси къарт болур.

Тай излесенг,

Уллу атны къатында жатхан

тайны сайла.

Юч жылы жетгинчи, Ат кезиуюне келмез.

Чагъыдыйны махтап ал, Алашагъа сылтау сал.

Атны туягъы иги болса, Къалгъаны аман болмаз.

Басар таугъа ёрлеме, Арыкъ атны жерлеме.

Бий атындан белгили.

 

Кто жеребенка не растит, на

коня не сядет.

Пока жеребенок станет конем, Его хозяин станет собакой

(измучается).

Когда выбираешь жеребенка, Выбери лежащего рядом с

крупной лошадью.

Пока коню не исполнится три

года, Он своей поры не достигнет.

Чагдыя (порода коней) купи,

расхвалив,

В мерине найди изъян (чтобы

не купить),

Если копыта коня хороши, И все остальное не будет хуже.

Не влезай на гору, готовую

рухнуть, Не седлай истощенного коня.

Князя видно по его коню.

 

Конечно, настоящего боевого коня вырастить было трудно, он требовал особой выучки. Жеребенка, предназначенного для такой роли, холил сам владелец, он был любимцем всей семьи. Примет, по которым выбирали жеребенка или коня, очень много, но нет смысла помещать их здесь, это относится к другой области народного опыта. Высоко ценились кони, судя по названию (чагъдый, чагъдап), среднеазиатского происхождения (чагатайские, т.е. ахалтекинские). Ездить на тощей лошади было зазорно, это говорило о недопустимо небрежном отношении к ней.

АТХА КЪАРАУ - УХОД ЗА КОНЕМ

Ат азгъын болса, жюйрюк болур.

Адамны суусап этген — бир понях, Атны суусап этген - минг понях.

Аман ёзденни аты жауур болур

(сырты).

Ат аялса — мингкюнлюк, Аялмаса — биркюнлюк.

Чабыры тешилмей, эр тынчаймаз, Жери тешилмей, ат тынчаймаз.

Сыгын отха уф деме, Арыгъан атха чух деме.

Тарпанны чапдырлыкъ

къурмачды.

 

Похудевший конь становится

резвым.

Не напоить человека водой —

один грех, Не напоить коня - тысяча

грехов.

У плохого узденя лошадь в язвах

(спина).

Береженый конь — на тысячу

дней, Небереженый — на один.

Мужчина не отдохнет, не сняв

обуви,

Конь не отдохнет, пока не снимут седло.

Не дуй на горящий кизяк, Не понукай утомленного коня.

Скакуна резвым делает жареное

зерно.

 

Князья выделялись среди подвластных не только одеждой и обувью, но и тем, что ездили на белых скакунах, разумеется, резвых и выхоленных. Перекармливать боевых коней было нельзя, они всегда должны были находиться в форме. Недопустимо было надолго оставлять коня у коновязи или отпустить его пастись, не сняв седло, не напоить вовремя, тем более допустить, чтобы седло натерло ему спину, понукать уставшую лошадь и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал