Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
САУУТ-САБА - ОРУЖИЕ
Атлы — аты бла (кючлю), Жигит - къылычы бла. Всадник силен конем, Молодец — саблей.
Къаманы сабын туталмай эсенг, Къолларынга ышанма. Если не можешь держать рукоять кинжала, На свои руки не надейся.
Атынг-жеринг бар эсе, Сауутунг хазыр болсун. Имея коня и седло, Держи оружие в готовности.
Сауут-саба иесине да жауду. Атынгы сатсанг да, сауутунгу сатма.
Оружие и своему владельцу враг. Можешь продать коня, но не оружие.
Жети кюнню жюрютсенг, Сауут бир кюнюнге жарар. Терслигинги биле эсенг, Къама сапха жабышма.
Если носишь оружие семь дней, В один день оно может пригодиться. Зная о своей неправоте, За кинжал не хватайся.
Къамасыз киши — бутакъсыз быкъы*. Элбер: Бир хорада сегиз чора. Жууабы: ёзден бла аны сауут-са-басы — ушкок, тапанча, гида, къылыч, къама, аркъан (ал-гъын: садакъ, сюнгю, къылыч, гида, къама, аркъан).
Мужчина без кинжала — быкы без сучков. Загадка: На одном чистокровном (коне) — семь воинов. Разгадка: уздень и его оружие — винтовка, пистолет, боевой топор, меч, кинжал, аркан из конского волоса (прежде, вероятно, — лук, пика, меч, боевой топор, кинжал, аркан).
Папаха, верховой конь, личное оружие (включая и пояс) не могли быть подарены кому-либо. Никто, кроме хозяина, не имел и права прикасаться к ним. Оружие мыслилось неотъемлемым атрибутом мужчины, без него он был беззащитен. Поэтому Кодекс допускает продажу коня, но не оружия. В дорогу без оружия никто не отправлялся, дома, в селе, носили только небольшие кинжалы (а не боевые, без всяких украшений - къара къама - «большой кинжал»), позже кинжал и пистолет (тапанча, керох). На свадьбу или иные семейные торжества ходили, имея, в качестве одного из атрибутов выходного костюма, также только небольшие кинжалы в посеребренных ножнах (кюмюш къама). Не мыслился мужской костюм без газырей (хазыр - «заготовка»). Кавказская мужская верхняя одежда (чекмень, черкеска), как это показал в своей книге «Западные тюрки в странах Ближнего Востока» Н. М. Будаев, происходит от одеяния древнетюркских воинов - долгополого тонкого халата с поясом и подвесками, называемыми мет - «ромб». Стоило пририсовать на изображении каменного изваяния газыри (появившиеся после изобретения пороха и огнестрельного оружия) - и это получило наглядное подтверждение. Неслучайно Жан-Шарль де Бесс (в 1829 г.), описывая черкеску, сразу же возвел ее к древнему тюркскому народу - гуннам: «...этот сюртук имеет много сходного с венгерским сюртуком, который называется «одежда а ля Аттила». Из тюркского идет и название этой одежды в грузинском - архалук, и в русском -чекмень (от кар.-балк. чепкен). Газырей было четырнадцать, редко восемнадцать. Внутри них находились порох (от), трут (къуу), кресало (чакъгъыч), тампон (жула), лекарство, бальзам из трав и меда (балхам), крохотный ножичек для обработки ран или бритья волос (жюлгюч), и такой же крохотный напильник (эгеу). У древних тюркских народов пояса служили знаками воинского отличия - сколько врагов было убито воином, столько ромбов (мет) и было подвешено; на них, вероятно, изображалось, несколькими штрихами, лицо (бет). Но это же слово означало еще и «честь» - воинская, в данном случае. * Быкъы - суковатый столб, врытый в углу двора, на котором подвешивались туши скота при разделке. Нож (кезлик) оружием не считался, и настоящий уздень в схватку с ножом никогда не вступал, - в этом усматривали неуважительное отношение к противнику (нож ~ инструмент хозяйственный) и к самому себе - нужно всегда иметь при себе кинжал. Именно поэтому юный чабан Джандар, герой старинной песни, просит у своего старшего напарника, трусливого Юсеина, одолжить ему кинжал, чтобы отбиться от набежников-иноплеменников. Но тот сбежал, не дав ему оружия, и Джандар вынужден был защищаться с одним лишь ножом. Конечно, оружие в разные эпохи было разным. Но по терминам можно судить (оставляя в стороне время господства огнестрельного оружия и указанные в тексте) о снаряжении воинов: панцырь (кюбе), кольчуга (жилян кюбе), шлем (такъыя, темир бёрк), поножи (бур-мабут)у колчан (гепхана), тяжелое копье (гебох), пика (сюнгю), дротик (мужура), праща (дормусхул), боевая сеть из конского волоса (буугъа-лыкъ), железная маска (темирбет), султан из конского хвоста на шлеме (къудас) и т. д.
|