Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Къазауат - битва
Иш башлай туруп, арт сагъышын эт, Къазауатха кире туруп, ал сагъышын эт. Начиная труд, думай о его завершении, Вступая в битву, думай о ее начале.
Хансыз таурух болмайды, Къансыз уруш болмайды. Элге жау кирген болса, Жан аягъан эрмиди?
Нет легенды без (упоминания) хана, Нет битвы без (пролития) крови. Когда в страну вступает враг, Мужчина ли тот, кто щадит себя?
Жауну хорлагъан — махтаулу иш, Жаугъа хорлатхан — уллу бедиш. Урушда ёлген шейитди, Къачып ёлген а итди. Окъ тиймезин сайлагъан Туугъан элин сакъламаз. Кебин кийген къайтмаз, Кюбе кийген къайтыр. Победить врага — славное дело, Потерпеть поражение — великий позор. Погибший в (правой) битве — мученик, Погибший в бегстве — пес. Кто желает избежать стрелы (пули), Тот на защиту народа не встанет. Надевший саван не возвращается, Надевший латы — вернется.
Воинственная жизнь наших предков оставила глубокие следы в его культуре. Кодекс - не исключение. Из народных изречений о войне, сражениях, битвах и т. п., вероятно, можно составить целую книгу. Но и этого раздела вполне достаточно, чтобы увидеть за ним присутствие огромного опыта. В отличие от труда, в где можно, с большей или меньшей уверенностью говорить о его результатах, в битве тебе и твоим соратникам противостоят такие же люди, ничем не хуже, и расчитывать обойтись без кровопролития нельзя, и чем она закончится, неясно. Поэтому Кодекс советует прежде всего постараться получить преимущество сразу, сломить противника и развить успех. Как уже говорилось, защита родины (или села, общества) признавалась прямой обязанностью и долгом узденей. Разумеется, тот из них, кто будучи здоров, не являлся по сигналу тревоги, рисковал очень многим - прежде всего репутацией. Это стало бы для него гражданской казнью, если не хуже (см. ниже). Присущий карачаево-балкарцам максимализм виден и здесь - «Ёз-ден Адет» рассматривает поражение как позор. Разумеется, это изречение надо рассматривать не отдельно, а в связи с другими, на ту же тему. Выше говорилось, что поражением Кодекс считает нежелание или неумение человека (или воинства) отдать все силы достижению победы. Если ее нет, а есть поражение, значит для победы было сделано мало, не все. Выражая народное презрение к тем, кто, выдавая себя за истинных воинов, вышли на битву, а потом сбежали (следовательно, обманули товарищей, сыграли на руку врагу), «Ёзден Адет» указывает и на необходимость веры в победу. Последнее изречение - слова, с которыми провожали на битву воинов их матери, жены или сестры, веря в их победу и возвращение, утешая себя. Слово къазауат происходит от къажау, къазау (более древняя форма - къажакъ, къазакъ) - «противостоящий, противоборствующий, противник, воин». Отсюда же и другое значение - «раб» (поскольку в рабство обращали пленных воинов). Отсюда же русское казак - «воин». И общеизвестное газават - «священная война». Къазауат - букв, «противоборство». По характеру сражения и количеству противников военные противоборства делились на следующие виды: 1. Атыш - перестрелка. 2. Чабыуул - атака, нападение. 3. Къагъыш - столкновение, схватка. 4. Согъуш - бой. 5. Сермеш - сражение, битва. 6. Къазауат - битва, война. 7. Уруш - война, брань (как и в русском «брань», второе значение слова уруш - «ругань»; вероятно, отзвук обычая словесной перепалки перед поединком и битвой).
|