Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послесловие. К концу XVIII века карачаево-балкарцы начали принимать ислам






К концу XVIII века карачаево-балкарцы начали принимать ислам. Поскольку его, как прежде и христианство, народу никто не навязывал силой, здесь не случилось того, что происходило в некоторых землях и других народах, где монотеизм был принят под давлением мощных империй, извращавших религию до государственно-национальных идеологий, где заодно с благом творилось и зло: пытаясь искоренить язычество, одновременно уничтожали и древние самобытные культуры. Но ни в Италии, ни в Византии, ни в других крупнейших христианских центрах не отказались от древней литературы, искусства, философии, науки, несмотря на все усилия фанатиков. Реликты культуры активно уничтожались в других землях, куда приходили миссионеры и армии византийцев или крестоносцев, - в Болгарии, Галлии, Польше, Руси и т. д. Населению внушалось, что у них раньше ничего и не было, что они потомки диких пришельцев, и потому нужно учиться чужой культуре и усваивать чужие идеи: государственные, философские, опыт и историю чужого искусства и т. д. (см. нашу работу «Другая повесть о походе Игоря». Нальчик, 2004). Слава Богу, эти веяния нас миновали.

Уже к концу XIX столетия в карачаево-балкарской культуре наметились три взаимосвязанных течения. Многие представители аристократии, учившиеся в русских школах и институтах, занялись просветительством, приобщением своих соплеменников к европейской и русской культурам. Представители средних сословий, ученики духовных школ, также занялись просвещением, но не светским, а религиозным (духовные стихи и поэмы на коранические сюжеты). Мощным оставалось и устное народное творчество - именно к этому периоду относится создание основного фонда народной лирики. Народ хранил в памяти громадный объем фольклорных произведений, музыку, хореографию, традиции и пр. И есть что-то глубоко символическое в том, что через много веков после Дебета у нас явились две великие личности, соединившие времена, - поэт и кузнец Кязим Мечиев, поэт и певец Исмаил Семенов.

Итак, несмотря на огромные потери (особенно в период нашествия войск Тамерлана), карачаево-балкарцы сумели сохранить мощный пласт духовной культуры, созданной в период до христианства и ислама, обогатившись еще и их достижениями. Казалось бы, созданы были все предпосылки для блестящего расцвета.

Но произошло иное. История карачаево-балкарцев в XX веке -сплошной нескончаемый мартиролог: тысячи погибших во время гражданской войны, репрессированные в 20-30-ые годы аристократы, зажиточные крестьяне, духовенство, многие из молодой (советской) интеллигенции, простые крестьяне, осмелившиеся протестовать; погибшие в годы Великой Отечественной войны. Такое не прошло бесследно даже для народов, в десятки и сотни раз больших по численности. (Ныне в Российской Федерации проживает 320 тыс. карачаево-балкарцев, за рубежом - около 50 тыс.) И это было только начало. В самый разгар войны произошла национальная катастрофа - геноцид и выселение в Среднюю Азию и Казахстан, 14 страшных лет, когда народ как бы вычеркнули из жизни. Но народное творчество развивалось, даже там было сложено немало песен - лирических, шуточных и др.

После возвращения на родину наиболее сознательная часть малочисленной и плохо обеспеченной интеллигенции прилагала титанические усилия, стремясь наверстать упущенное, - училась, творила, собирала, спасая, что можно. Но погибло слишком много людей, и с ними безвозвратно ушло то, что они любили, знали, помнили, ценили.

Мы, как и другие народы, пережившие геноцид и выселение, начали собирать и издавать свой древний фольклор тогда, когда остальные почти завершали эту работу. Традиционная культура оказалась гораздо более сложным явлением, чем принято было думать недавно. И для его освоения нынешними темпами потребуется немалое время, как и на восстановление истории народа, - той базы, которая позволит ему не чувствовать прошлое, как пустоту, видеть в нем только тьму неведения. Наша культура уже несколько десятилетий развивается, питаясь соками чужой почвы, перенимая, и весьма поверхностно, чужие идеи и формы, пусть интересные и глубокие, не зная, что ей оставлена в наследство сокровищница оригинальных идей и форм. Мы имели великое учение, пронизывающее всю нашу традиционную культуру, в разной степени оно так или иначе питало - через пословицы, песни, язык, музыку и т. д. - весь народ (пусть это и происходило во многом бессознательно).

Ныне мы снова стоим перед угрозой утраты национального достояния. На современную молодежь со всех сторон обрушивается шквал информации и дезинформации, пошлости, продуктов криминально-массовой культуры, в котором нетрудно потерять идейные и нравственные ориентиры. Многие не знают или знают плохо даже свой родной язык, не чувствуют мощную музыку карачаево-балкарской речи, в глубине которой живет мудрость предков.

Конечно, знать культуру других народов надо. Чем глубже и шире, тем лучше. Но прежде всего - свою. Хотя бы для того, чтобы не уподобиться бедняку, который, не ведая, что под его убогой лачугой находятся огромные сокровища, оставленные его предком, жил впроголодь. И обязательно следовало бы ввести в школах изучение не каких-то отдельных фольклорных произведений, а всех его пластов, от самых простых (в начальных классах) до самых сложных (в старших). Ныне же дети тратят больше времени на изучение письменной литературы (и зачастую - не лучших ее образцов), чем на постижение того, что создавалось и передавалось веками и что неизмеримо глубже и выше любой литературы.

И последнее. У нас нет времени для тихого, неспешного возвращения к истокам, мы в цейтноте, пусть и не по своей вине. Я хочу спросить тех, кто может услышать: если у вас есть хоть какая-то возможность что-то сделать для восстановления храма древней народной культуры и истории, хотя бы записать у соседа песню или сказку, или составить сборник, или написать исследование, или попытаться создать образы эпических богатырей на полотне (удалось же это В. В. Васнецову), спеть старинную песню, почему бы не сделать это? Так или иначе, поставить нерукотворный памятник нашим великим предкам надо. Если мы люди. Если мы - народ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал