Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь основных терминов и понятий.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Абсентеизм — неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом (Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 1). Административно-территориальное деление — схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления. Администрация Президента Российской Федерации — федеральный государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ. Действует исключительно в пределах функций и полномочий Президента РФ на основании Положения об Администрации Президента Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 (ред. от 14.01.2011 г).) Активное избирательное право — право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Амнистия — принимаемое в форме постановления решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Акт амнистии объявляется только в отношении индивидуально не определенного круга лиц, что отличает его от акта помилования. Асимметричная федерация — федерация, субъекты которой в значительной степени различаются по их конституционно-правовому статусу и реальному положению в системе федеративных отношений, а равно, возможно, по таким характеристикам, как территория, количество населения, уровень социально-экономического развития. Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Бюджет субъекта Российской Федерации — фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации. Бюджетный федерализм (бюджетно-налоговый федерализм) — совокупность действующих в стране механизмов и методов организации налоговых и бюджетных потоков по уровням ее территориальной иерархии, базирующихся на децентрализации управления финансовыми (бюджетными) ресурсами государства, которая подразумевает распределение бюджетных ресурсов и полномочий между уровнями власти и управления. Ведение Российской Федерации — перечень вопросов общефедерального значения, решение которых находится в сфере исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Верховенство Конституции Российской Федерации — свойство Конституции, заключающееся в ее приоритете по отношению к другим действующим в Российской Федерации правовым актам. Вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию (ст. 3 федерального закона от 31 марта 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г..) «О гражданстве Российской Федерации»). Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (п. 1 ст. 1 федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ 9 (ред. от 28.12.2010 г.) «О военном положении»). Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 указанного закона (ред. от 15.06. 2012 г)). Вотум доверия (недоверия) — выражение парламентом или одной из его палат оценки деятельности правительства или отдельных его членов. Выборы — высшая форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации в целях формирования органов государственной власти и местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (п. 1 ст. 1 закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (ред. от 01.07.2011 г.) «О вынужденных переселенцах»). Гарантии местного самоуправления — совокупность социальных, экономических, политических, правовых, иных мер, направленных на обеспечение прав местного самоуправления. Генеральный прокурор Российской Федерации — руководитель единой централизованной системы прокуратуры Российской Федерации, включая Генеральную прокуратуру РФ. Гипотеза — один из трех элементов правовой нормы — обозначение условий, при которых правовая норма подлежит применению. Голосование — способ принятия коллективного решения (голосование в парламенте, голосование на выборах, голосование на референдуме). Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 федерального закона от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). Государственная власть в Российской Федерации — публичное руководство делами общества, опирающееся в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством на меры убеждения и принуждения. Государственная граница Российской Федерации — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 25.06.2012 г.) «О государственной границе Российской Федерации»). Государственная служба в Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, их государственных органов. Гражданское общество — понятие, охватывающее совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. отношения в сфере экономики, духовной жизни, образа жизни и т. п. (Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 99). Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации»). Действие Конституции Российской Федерации — проявление всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение социальных объектов (Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002. С. 62). Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 г.)«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67 (ред. от ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 1 указанного закона (ред. от 21.11.2011г.)). Диспозитивная конституционно-правовая норма — правило поведения, которое предоставляет субъектам выбор того или иного варианта поведения в конкретном случае. Диспозиция — один из трех элементов правовой нормы — указание на права и обязанности (правило поведения). Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Достоинство личности — качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность (Баглай М. В., Ту-манов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 131). Доступ к правосудию — правовой принцип, направленный на обеспечение каждому права на судебную защиту, заключающийся в возможности лица беспрепятственно прибегнуть к судебной защите в случае нарушения его прав и законных интересов. Единство системы государственной власти — принцип организации государственной власти в Российской Федерации как федеративном государстве, согласно которому федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ всех ветвей власти имеют единый источник (волю многонационального народа России), действуют в рамках единого законодательства, обязаны взаимодействовать между собой в интересах граждан. Единство экономического пространства — конституционный принцип, предусматривающий обеспечение одинаковых условий для осуществления экономической деятельности на всей территории страны, а также отсутствие внутренних таможенных и иных границ, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг и капиталов. Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ(ред. от 27.07.2010 г) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Законодательный процесс — система процедурных действий по созданию закона. В узком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности парламента, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В широком смысле — это строго регламентированный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов создания закона, не ограничивающихся рамками парламента, начиная от внесения законопроекта в парламент, рассмотрения законопроекта, принятия закона и заканчивая его обнародованием и вступлением в силу (Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 405). Законотворчество — действия и отношения, предваряющие законодательный процесс, включающие в себя выявление потребности в принятии закона, научную, экспертную и организационную подготовку законодательной инициативы. Законотворчество может включать и оценку эффективности закона, и возможную его последующую корректировку (Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 405). Защита избирательных прав — принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, обеспечиваемый межгосударственными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, иными организациями, самими гражданами посредством предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права и иными способами (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 89). Защита Конституции Российской Федерации — устранение конкретных нарушений конституционных норм (Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: Учеб. для юрид. вузов (полный курс): В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 175). Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Злоупотребление избирательными правами — превышение управомоченным субъектом избирательного процесса меры возможного поведения, т. е. использование в рамках дозволенного ему общего типа поведения (возможности избирать и быть избранным, участвовать в иных избирательных действиях) таких вариантов поведения, которые препятствуют реализации прав других субъектов избирательного процесса и противоречат интересам избирательного корпуса в целом (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 137). Идеологический и политический плюрализм — такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед законом (Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 443). Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (ст. 2 федерального закона от 12 февраля 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Императивная конституционно-правовая норма — правило поведения, которое подлежит исполнению независимо от усмотрения субъектов. Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации»). Исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (ст. 1 указанного закона (ред. от 21. 11. 2011 г.)). Источник конституционного права России (как отрасли права) — форма установления и выражения действующих конституционно- правовых норм. Источники науки конституционного права России — носители информации, в которых содержатся уже накопленные знания о конституционном праве и изучение которых способно дать исследователю новые научные знания о конституционном праве (Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право Росси: Учеб. для юрид. вузов (полный курс): В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 157). Источники права — исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного характера (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 76). Кворум — установленное законом или регламентом органа государственной власти минимальное количество его членов, необходимое для начала работы и принятия решений. Компетенция — возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, она состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели; б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия; в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение (Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55–56). Конституционная законность — совокупность требований к властным структурам в процессе создания конституционных предписаний, их выполнения, а также система мер, направленная на восстановление нарушенных конституционных норм (Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000. С. 5). Конституционная (основная) обязанность — установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение (Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 141). Конституционное право России (как отрасль права) — совокупность правовых норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности личности, а также основы организации общества и государства. Конституционное Собрание Российской Федерации — предусмотренный Конституцией РФ учредительный орган государственной власти, образуемый для решения вопроса о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Конституционные права и свободы — закрепленные в конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах (Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 135). Конституционный строй Российской Федерации — устройство общества и государства, отраженное в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Кооперативный федерализм — практика федеративных отношений в государстве, основанная на кооперации, сотрудничестве федерального центра и регионов (субъектов федерации) в осуществлении программ социально-экономического развития, в формировании и обеспечении функционирования системы перераспределения ресурсов в рамках федерации в целях сбалансированного развития всех ее территорий. Коренные малочисленные народы Российской Федерации — народы, проживающие в России на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. И осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1 федерального закона от 30 апреля 1999 г.№82 (ред. от 28.12.2010 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31 мая 2002 г.№ 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации»). Местное самоуправление — форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законодательством, решать вопросы местного значения. Метод конституционного права — способ воздействия на общественные отношения. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Народ (Российской Федерации) — согласно Конституции РФ совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовать, является носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В состав народа России входят исторически сложившиеся на ее территории компактно проживающие нации, и поэтому народ России в Конституции РФ (преамбула, ч. 1 ст. 3) именуется как «многонациональный народ» (Краснов М. А., Кряжков В. А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. СПб., 2004. С. 131). Наука конституционного права — способ производства и организации знаний о конституционном праве Российской Федерации (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 98). Непосредственная демократия — совокупность конституционно- правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления (Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 363–364). Нормативный юридический акт — официальный документ, содержащий юридические нормы (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 77). Образование нового субъекта Российской Федерации — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации и не связанная с принятием в федерацию иностранного государства или его части. Общепризнанные принципы и нормы международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а также правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5). Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.07. 2011 г.) «Об общественных объединениях»). Обязывающая конституционно-правовая норма — правило поведения, возлагающее на субъекта обязанность совершения определенных действий. Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Основание конституционно-правовой ответственности — действие или бездействие, которые причинили или могли причинить ущерб обществу или государству, независимо от того, были нарушены нормы конституционного права или нет (Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 57). Основы конституционного строя Российской Федерации — совокупность общественных отношений, составляющих сущность устройства российского общества и государства. Остаточная компетенция субъектов Российской Федерации — полномочия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемые ими в соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Охрана избирательных прав — деятельность государственных и муниципальных органов, правозащитных и международных организаций, физических лиц по обеспечению реализации и защиты прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 88). Охрана Конституции Российской Федерации — комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции Российской Федерации и предотвращению конституционных правонарушений (Шульженко Ю. Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. М., 1997. С. 4). Парламентские слушания — форма обсуждения в парламенте (палатах парламента) актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности. Вопросы, выносимые на парламентские слушания, могут быть посвящены концепции законопроекта, международному договору, подлежащему ратификации, иным вопросам государственной жизни. По результатам парламентских слушаний участниками могут быть приняты решения, носящие рекомендательный характер (Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 408). Пассивное избирательное право — право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.04. 2012 г.) «О политических партиях»). Помилование — принимаемое в форме указа решение Президента РФ об освобождении конкретного лица от дальнейшего отбывания им наказания, сокращения ему наказания, замене ему наказания более мягким видом наказания. Право отлагательного вето Президента Российской Федерации — конституционно предусмотренная возможность Президента Российской Федерации отклонить (не подписать) федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Правосудие — вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение или разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права (Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 57). Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (ст. 4 федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Предмет конституционного права России — общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Прекращение гражданства — такое изменение статуса физического лица, в результате которого утрачивается его правовая связь с данным государством (Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 560). Принципы реализации избирательных прав — обусловленные суверенитетом народа, мировыми тенденциями и потребностями развития демократии руководящие начала, на основе которых реализуются право индивида избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также обязанность государства по признанию, соблюдению и защите данного права (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 41). Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Реализация избирательных прав — коллективное либо индивидуальное использование индивидами имеющихся у них юридических возможностей избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти, участвовать в осуществлении иных избирательных действий, результатом которого является свободная, демократическая, честная передача представителям народа полномочий по осуществлению государственной власти или решению вопросов местного значения на строго определенный срок (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 82–83). Реализация Конституции Российской Федерации — определенный процесс, система средств и мер, направленных на претворение в жизнь действующей Конституции, достижение предусмотренных в ней социальных целей (Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002. С. 62). Регион — территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства. Религиозное объединение — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст. 6 федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07. 2011 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Санкция — один из элементов нормы права — указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 2 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов — перечень вопросов, решение которых одновременно находится в сфере компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Субъект федерации — политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра). Субъективная обязанность — предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 68). Субъективное право — принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 68). Субъективные конституционные права человека и гражданина — закрепленные общепризнанными нормами международного права и конституцией страны, принадлежащие каждому человеку либо каждому гражданину неотчуждаемые возможности для выбора варианта поведения как в сфере индивидуальной частной жизни, так и в жизнедеятельности государства, гражданского общества в целом (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 35). Суверенитет — верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа (Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 442). Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов (Петрушин И. Л. Проблема судебной власти в современной России // Гос-во и право. 2000. № 7. С. 15). Судебная система — определенным образом структурированная совокупность судебных органов, действующих в государстве (Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 449). Судья — лицо, наделенное в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе (ст. 11 указанного закона (ред. от 8.06. 2012г.)). Укрупнение субъектов Российской Федерации — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов федерации путем объединения территорий и систем управления двух и более граничащих между собой субъектов федерации, влекущая за собой создание нового субъекта федерации и прекращение существования вошедших в него субъектов. Умаление избирательных прав — не соответствующее нормам международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов ограничение объема правомочий лица избирать и самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, а также создание неправомерных препятствий реализации избирательных прав посредством наложения на субъекта неправомерных обязанностей или привлечения его к ответственности (Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003. С. 136– 137). Управомочивающая конституционно-правовая норма — правило поведения, предоставляющее субъекту возможность совершения тех или иных действий. Федерализм — совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов, а также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации. (включая бюджетно-налоговый) федерализм; 2) федерализм как правовое явление; 3) федерализм как политический институт. Федеративное государство (федерация) — форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 1 указанного закона (ред. от 21. 11.2011 г.)). Чрезвычайное положение — вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (п. 1 ст. 1 федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7.03.2005 г.) «О чрезвычайном положении»). Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Юридическая ответственность — применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 74). Юридические свойства конституции — признаки конституции как основного закона государства (Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 165). Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.75).
[1] В основу разработки учебно-методических рекомендаций по Общей части курса были положены идеи, предложенные и апробированные в преподавании курса Конституционное право на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ доктором юридических наук, профессором Н.А. Богдановой (Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: учебное пособие. М.: МГУ, 2010), прежде всего, в определении содержательной части того или иного занятия, но с авторским подходом ведущих преподавателей кафедры конституционного, административного и финансового права Ивановского государственного университета, составителей данных методических рекомендаций, а также подбора литературы с учетом законодательных новелл и новейших научных исследований.
[2] Предлагаемый список специальной литературы не является полной библиографией, но достаточно подробный. Он включает интересные труды авторов досоветского периода, в том числе некоторые переводные произведения, современные учебники, учебные пособия, монографии, статьи, по тематике затрагивающие все составляющие единой науки конституционного права, поскольку в них присутствуют вопросы теории этой отрасли юридического знания. [3] В качестве нормативных источников могут быть использованы любые издания официальных текстов конституций различных государств. Кроме того, для усвоения материала по конкретным темам курса полезно ознакомиться с рядом законов – источников конституционного права, которые можно найти в российских официальных изданиях, а так же в опубликованных издательством «Прогресс» в 70-х – начале 90-х гг. сборниках конституций и законодательных актов отдельных государств. Например: Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1986.
|