Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Наука конституционного права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о конституционном праве России. Если отрасль права – это всегда совокупность правовых норм, то наука - это отражение норм конституционного права, а также урегулированных ими отношений в трудах ученых. Это отражение имеет объективную форму – форму монографий, научных статей, комментариев к конституциям и иным нормативным актам. По мнению ряда правоведов не имеет смысла выделять российскую науку конституционного права. Так, по мнению В.В. Лазарева, «национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения, и потому не выделяется российская наука конституционного права»[7]. Но большинство конституционалистов с данной точкой зрения не согласны. По мнению Н.А. Богдановой, «отмеченные в развитии конституционно-правового знания тенденции к интернационализации свидетельствуют о назревшей необходимости формирования единой российской науки конституционного права, которая включает в качестве своих составных частей конституционное право Российской Федерации и конституционное (государственное) право зарубежных стран и имеет общую теорию»[8]. Определяя предмет науки конституционного права, как правило, называют прежде всего соответствующую отрасль права, составляющие её нормы и регулируемые ими отношения. В связи с этим предметом науки конституционного права являются правовые отношения, связанные с конституционным строем, устройством системы органов государственной власти, территориально-политическим устройством государства, системой местного самоуправления, отношения, возникающие между человеком и государством и связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти. Данными отношениями предмет конституционно-правовой науки не исчерпывается. В отличие от предмета отрасли конституционного права, который составляют конституционно-правовые отношения, возникающие на основе реализации действующих в настоящий момент источников конституционного права, наука конституционного права особое внимание уделяет истории конституционно-правовых институтов. Соответственно в предмете науки конституционного права выделяются следующие блоки: - теоретические основы конституционного права (история, современное состояние, тенденции дальнейшего развития, понятийный аппарат, нормы, источники, субъекты, принципы конституционного права); - отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами. Практическое значение науки конституционного права заключается в изучении конституционной практики других государств, заимствовании полезного опыта в государственном строительстве. Наука конституционного права России тесно связана с наукой конституционного права зарубежных стран, что позволяет лучше понять принципы деятельности органов других государств, а в дальнейшем - использовать удачные конституционно-правовые конструкции в отечественной правовой системе. На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов знаний и мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но позволяет сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения. Учебная дисциплина «конституционное право» представляет собой определённую совокупность знаний из области науки, которая посредством различных методических приемов доводится до обучаемых. Наука конституционного права включает в себя всю совокупность знаний о конституционном праве, а учебная дисциплина охватывает лишь ту часть, которая необходима для подготовки обучающегося. Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источники; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины заключается в том, чтобы облегчить процесс усвоения студентами знаний по конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли, при широком использовании научных разработок в данной сфере правового регулирования. Ученый курс «Конституционное право» состоит из Общей части и Особенной части. В Общей части изучаются теоретические основы конституционного права: понятие и система конституционного права, источники, основы конституционно-правового статуса личности, основы конституционного строя, российский федерализм. В Особенной части рассматриваются организация и функционирование государственной власти и местного самоуправления. Необходимо отметить, что любое учебное издание по данной учебной дисциплине является только помощником студента в процессе изучения конституционного права, а не сборником непререкаемых истин. Учебник - субъективная переработка его авторов теории конституционного права и конституционных положений. Студенту-юристу надо больше ориентироваться на конституционное законодательство, изменение которого не всегда находит отражение в учебных пособиях и исследованиях правоведов. Необходимо также помнить, что профессионализм юриста заключается не только в знании нормативной базы, но и в фундаментальной теоретической подготовке, в способности сопоставлять свою точку зрения с другим мнением. Подобного профессионализма можно достичь, лишь познакомившись с исследованиями различных ученых.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое конституционное право? Как соотносятся понятия «конституционное право» и «государственное право»? 2. Раскройте роль (назначение) конституционного права в национальной правовой системе. 3. Назовите общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. 4. Назовите особенности метода правового регулирования конституционного права. От чего зависит его содержание в различных странах мира. 5. Что такое источник конституционного права Российской Федерации? 6. Назовите отличия науки конституционного права Российской Федерации от конституционного права Российской Федерации как учебной дисциплины. 7. Представьте, что Вам дали написать статью (очерк) в газету Вашего ВУЗа о роли конституционного права Российской Федерации. Какие вопросы Вы бы обязательной в ней отразили? Напишите статью (очерк). 8. На основе Конституции Российской Федерации выделите отличия Федеральных конституционных законов от обычных Федеральных законов. 9. Назовите основные этапы развития отечественной науки конституционного (государственного) права. 10. Нарисуйте схему источников конституционного права России в зависимости от их юридической силы. 11. Раскройте соотношение Конституции Российской Федерации, закона и международного закона Российской Федерации в случае противоречия друг другу. 12. Приведите примеры региональных, муниципальных источников конституционного права России.
|