Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность конституции






Термин «конституция» происходит от латинского «constitution», что означает «устанавливаю», «учреждаю». Появление первых конституций в ХVIII в. явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма. Наряду с термином «Конституция» во многих странах используется понятие «основной закон». Идею считать конституцию основным законом выдвинул немецкий политический деятель Ф. Лассаль в своей работе «О сущности конституции». По его мнению, это является главным свойством конституции, которое одновременно, с одной стороны, сближает ее с любым обычным законом, а с другой - отличает от него, так как в каждом государстве существует лишь один основной закон, тогда как обычных законов - множество: «И конституция и закон, по видимому по существу однородны. Конституция должна иметь силу закона, следовательно, она должна быть также законом, но она не должна быть только законом, она должна быть более нежели закон»[9].

Идея Ф. Лассаля имела не только теоретическое, но и практическое значение. В Конституции РСФСР 1918 г. рядом с названием этого политического и правового документа в скобках стояли слова: «основной закон». Наибольшее распространение данный подход получил в конституциях социалистических стран, название и одна из статей которых посвящались соотнесению понятий «Конституция» и «Основной закон». В настоящее время в ныне действующей Конституции Китая 1982 г. в преамбуле отмечается, что этот документ является Основным законом КНР. В Конституции Вьетнама 1992 г. устанавливается, что она является Основным законом государства и обладает высшей юридической силой. В Монголии главный акт конституционного значения 1992 г. именуется «Основной закон», при этом далее в скобках поставлено слово «Конституция». Основополагающий акт конституционного значения в Германии, принятый 23 мая 1949 г., называется Основной закон.

В соответствии с теорией государства и права конституцией является единый нормативно-правовой акт или совокупность нормативно-правовых актов, конституционных обычаев, судебных прецедентов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные отношения в государстве и обществе.

Начиная со времени буржуазно-демократических революций сложилось два подхода к понятию конституция: формальный подход (юридическая конституция) и фактический (материальная конституция). Под юридической конституцией понимается нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы экономической, политической и общественной системы в государстве. В соответствии с данным подходом конституция должна закреплять форму правления, политический режим, форму территориально-политического устройства, методы взаимоотношения человека и государства. Материальной конституцией является реально существующая в обществе система общественных отношений, определяющих фактический порядок реализации полномочий органов государственной власти и правовой статус человека и гражданина.

Материальная конституция может совпадать с юридической, а может отличаться от неё. В демократическом государстве юридическая и фактическая конституции обычно совпадают. В странах с авторитарным и тоталитарным политическими режимами существуют расхождения между ними. Вследствие этого конституции носят номинальный характер. Расхождения между этими конституциями могут иметь и иные основания, не связанные с политическим режимом. Так, это может происходить вследствие неразвитости конституционного законодательства, отсутствия механизма реализации конституционных норм. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Но федеральный закон, регулирующий порядок прохождения альтернативной гражданской службы, был принят только в 2002 г.[10] То есть с 1993 г. по 2002 г. данное право у российских граждан существовало, но механизмы его реализации российским законодательством не предусматривались.

Под сущностью конституции понимается способ отражения в конституции социальных и политических процессов, происходящих в общественно-государственной жизни на момент её принятия. Выделяется несколько подходов к сущности конституции.

Наибольшее распространение получил либерально-демократический подход или подход общественного договора. В соответствии с ним представители всех слоёв общества заключают договор, отражающийся в конституции и закладывающий основы наиболее важных общественных отношений. Теоретические основы доктрины «общественного договора» излагались в работах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, Т. Гобса, Дж. Локка. Практическое применение теория общественного договора нашла в процессе принятия Конституции США.

В соответствии с теологическим подходом к сущности конституции высшей юридической силой обладает божественное писание, данное богом или его слугами. Конституционные нормы должны соответствовать божественному писанию. Наибольшее распространение данный подход получил в мусульманских странах. Примером конституции, созданной согласно данному подходу, является конституционное законодательство Ирана. Специфика Конституции Исламской Республики Иран заключается в том, что она строится на исламских традициях. В Конституции говорится, что «основной особенностью этой революции по сравнению с остальными движениями за возрождение, имевшее место в Иране на протяжении последнего столетия, является её религиозный исламский характер».

Представители школы естественного права связывают сущность конституции с итогами многовекового опыта развития народа, нашедшими отражение в нормах основного закона. При реализации этого подхода невозможно заимствование конституционных норм, так как у каждого народа должна быть своя конституция, содержание которой определяется его историей, менталитетом.

Марксистко-ленинский (классовый) подход к сущности конституции предполагает отражение в основном законе воли не всего общества, а экономически господствующего класса. Теоретическая разработка классового подхода нашла отражение в работах Ф. Лассаля, К. Маркса, В. Ленина, И.В. Сталина. Именно согласно данному подходу создавались советские конституции, первой из которых была Конституция РСФСР 1918 г. Классовое представление о сущности основного закона в конце ХХ в. доказало свою несостоятельность, так как связывалось с нарушением прав и свобод представителей многих социальных слоев, полным огосударствлением общества.

Подход к сущности конституций, принятых во второй половине ХХ в. (Российская Федерация, ФРГ, Испания, Япония и др.), характеризуется как общедемократический. Из него следует, что полноправными гражданами являются все члены общества, которым предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, а также признаётся идеологическое и политическое многообразие. Общедемократическая сущность конституции означает принятие основного закона страны при участии большинства избирателей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал