Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционное развитие России
В истории России насчитывается пять конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 г.г. Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу социалистическими, и несмотря на некоторые особенности каждой из них, они носили классовый характер, в их основе лежало учение марксизма-ленинизма о диктатуре пролетариата, преследовали цель дальнейшего развития социалистической государственности. Необходимо отметить, что вхождение России (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) в состав СССР определило сроки принятия и содержание её основных законов, которые обычно принимались вслед за принятием союзной конституции, и в общих положениях, как конституции субъекта, полностью ему соответствовали. Вследствие этого, считает С.А. Авакьян, при изучении развития советской конституции нельзя писать об РСФСР так, как будто она была сама по себе. Это невольно даёт превратное представление о конституционных реформах в России. Россия, в составе советской федерации была одной из союзных республик, что сказалось как на характере её развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени[11]. К концу 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, в которых закреплялось верховенство республиканских законов над союзными. В августе 1991 г. планировалось подписание Договора между полномочными представителя Республик, менявшего систему взаимоотношений Союза и его субъектов: союзные республики получали всю полноту государственной власти, а СССР передавал большую часть своих полномочий. Завершение кризиса союзных отношений произошло 8 декабря 1991 г., когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали Договор об образовании Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о прекращении действий Договора об образовании СССР 1922 г. До 1993 г. российский законодатель шел по пути внесения поправок в Конституцию 1978 г. Но как бы она ни обновлялась, ни по структуре, ни по содержанию она не могла служить полноценной юридической базой для коренных преобразований государства и общества. Экономические реформы вступили в противоречие с политической системой. Появилась необходимость принятия нового основного закона. Различными общественными силами и научными организациями было создано много проектов Конституции. Но главными являлись проекты, подготовленные Конституционной комиссией и Конституционным Совещанием. Последний проект был создан по инициативе Президента Российской Федерации. Он предусматривал ликвидацию системы Советов, образование двухпалатного парламента России - Федерального Собрания, наделение Президента широкими полномочиями. Подобная система органов государственной власти не могла вызвать одобрение со стороны Съезда народных депутатов. В связи с этим обострились взаимоотношения исполнительной власти и парламента. 21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении выборов нового парламента, который были признан Конституционным Судом РФ неконституционным[12]. Верховный Совет посчитал Постановление Конституционного Суда основанием для отрешения Президента от должности и, приняв решение о прекращении его полномочий, назначил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Пиком противостояния Президента и Верховного Совета и последним его этапом были трагические события 3-4 октября 1993 г., в ходе которых погибли люди. Необходимо отметить, что «расстрел Белого дома» не был переходом к установлению в нашей стране диктатуры. Более того, данный процесс завершился проведением демократических выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Участники событий октября 1993 г. были амнистированы, многие из них затем были избраны депутатами нового российского парламента. Демократические принципы новой России получили дальнейшее развитие. Проект новой Конституции, выносимый на всенародное голосование, был опубликован 10 ноября 1993 г. последний месяц перед этим проект интенсивно дорабатывался. Ведь многие конституционные начала новой организации власти вводились уже актами Президента, и прежде всего Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. первоначально был определен лишь срок полномочий Государственной Думы – четыре года, поскольку для Совета Федерации предусматривалось не избрание, а формирование по должностному принципу. Затем было установлено, что Совет Федерации тоже выбирается. В период до публикации проекта, обрабатывались модели и иных органов. В частности, обсуждалась перспектива упразднения Конституционного Суда с заменой его коллегией (палатой) Верховного Суда Российской Федерации с аналогичными функциями[13]. Всенародное голосование по проекту Конституции, созданным Конституционным Совещанием, проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утверждённого Указом Президента от 15 октября 1993 г.[14] В референдуме приняло участие 54, 8% избирателей, из них 58, 4% проголосовало за принятие новой Конституции Российской Федерации. Новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 г. Как уже было отмечено, одновременно с голосованием по проекту Конституции Российской Федерации были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Начинался новый этап развития отечественного конституционного права, заключающийся в формировании новых государственных институтов.
|