Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Толкование Конституции Российской Федерации
Под толкованием понимается процедура уяснения смысла конституционных норм и разъяснения их смысла и содержания для всех правоприменительных субъектов. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Необходимость в официальном толковании Конституции Российской Федерации обусловливается возникновением на практике неопределенности в понимании конституционной нормы из-за её, как правило, общего характера и абстрактного характера, что может привести и порой приводит к неадекватной реализации этой нормы в процессе правотворчества, судебного и иного применения. Толкование Конституции и состоит в устранении неопределенности понимании её положений, в установлении и разъяснении их подлинного смысла. содержания и целей. А при «жесткости» Конституции Российской Федерации, усложненности процедуры внесения поправок в неё, толкование может раскрыть такие «скрытые» аспекты её содержания, которые позволят «приспособить» её к изменяющимся условием жизни общества без изменения конституционного текста[29]. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Выделяется две формы толкования норм Конституции Российской Федерации: официальное нормативное толкование и официальное казуальное толкование. Официальное нормативное толкование осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации как органом уполномоченным на это Конституцией. Толкование Основного Закона, данное Конституционным Судом Российской Федерации является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Так, В Постановлении от 12 апреля 1995 года № 2-П[30] по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд постановил, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в указанных статьях, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции, - 450 депутатов. Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в связи с данным толкованием не подлежат. Официальное казуальное толкование Конституционный Суд осуществляет только в связи с рассмотрением и разрешением конкретного юридического случая. Эта форма толкования имеет значение только для данного дела и обязательным лишь для участвующих в нем сторон. Оно содержится в мотивировочной части решения Конституционного Суда и обычно сопровождается словами «следовательно», «исходя из этого», «тем самым» и т.п.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте понятие конституции: юридическая конституция, материальная конституция. Назовите возможные причины расхождения между ними. 2. Охарактеризуйте сущность конституции, раскройте её понятие и подходы к ней. 3. Раскройте содержание писанной, неписанной, октроированной и неоктроированной конституций? 4. Охарактеризуйте значение преамбулы в структуре Конституции Российской Федерации. 5. Опишите процедуру внесения поправок в главы с 3-8 Конституции Российской Федерации. Нарисуйте схему её основных этапов. 6. Раскройте процедуру пересмотра Конституции Российской Федерации. 6. Назовите существующие в мире способы принятия конституций. Какой способ принятия конституции, из существующих в мировой политической практике, Вы считаете наиболее демократичным? 7. Назовите основные черты конституции как основополагающего нормативного правового акта в стране. 8. Почему для внесения поправок к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации не подходит форма федерального конституционного закона? 9. Придумайте вопросы для социологического опроса об отношении к Конституции студентов Вашего ВУЗа. Проведите опрос к Дню Конституции Российской Федерации. 10. Назовите формы толкования Конституции Российской Федерации. Какое толкование осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации? 11. Назовите свойства Конституции Российской Федерации. Назовите проблемы их реализации в России.
|