Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.5 Анализ результатов производства, выпуска и реализации продукции.






1. Содержание, задачи и информационная база анализа результатов производства, выпуска и реализации продукции

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

3. Анализ качества продукции

4. Анализ ассортимента

5. Анализ ритмичности производства продукции

Содержание, задачи и информационная база анализа результатов производства, выпуска и реализации продукции

 

Объем производства и объем реализа­ции продукции являются взаимозависи­мыми показателями. В условиях ограни­ченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое мес­то выдвигается объем производства про­дукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции н производство определяет объем продаж, а, наоборот, воз­можный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно мо­жет реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее ка­чества непосредственно влияют на вели­чину издержек, прибыль и рентабель­ность предприятия. Поэтому анализ дан­ных показателей имеет важное значе­ние. Его основные задачи:

− оценка степени выполнения плана и ди­намики производства и реализации про­дукции;

− определение влияния факторов на из­менение величины этих показателей;

− выявление внутрихозяйственных ре­зервов увеличения выпуска и реализа­ции продукции;

− разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) " Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) " Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) " Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 о прибылях и убытках", ведомость № 16 " Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

 

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудо­вых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стои­мостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное про­изводство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри-хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов про-13водства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах использовать такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонт -предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на коэффициентов их трудоемкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются также для оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представ возможным использовать натуральные или натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются пла­новые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим ито­гом с начала месяца, а также отклонение от плана Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли и, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных ну, Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и вырабатываются кор­ректирующие меры по выполнению договорных обязательств Процент выполнения договорных обязательств рассчитыва­ется делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением на плановый объем

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следу­ет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал