Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание1: изучение терминов и определений в области качестваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Методы оценки качества и управление качеством продукции
Практическая работа№1 КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Цель работы: изучение понятий качество и многоаспектность качества. Задание1: изучение терминов и определений в области качества Используя ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества, основные положения и словарь (Аристов О.В. Управление качеством) изучите, определения терминов. Результаты работы оформите в табл.1.
Таблица 1 – Термины и определения в области качества
Задание 2. Анализ определений понятия «качество»
Для выполнения задания следует использовать информацию, представленную в Приложении. Результаты анализа представить в таблице 2. По завершении работы выделите наиболее ёмкое определение.
Наиболее емким, на мой взгляд, является последнее определение, т.к. оно обобщает все вышесказанные определения и при этом относится не только к продукции но и к услугам.
Задание3. Рассмотреть «качество», как социально-экономическую категорию, отметить следующие аспекты: 1.Национальный аспект. Он связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых к качеству компонентов инпотребностей и аутпотребностей. С другой стороны, национальный аспект качества проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Так, если «американский практицизм» ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли рынка, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.
2.Политический аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособностью фирм, а в конечном счете и стран, он, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д., а следовательно, и на политическую ситуацию внутри страны, а также на международный политический статус государств. В то же время и политическая ориентация страны влияет на национальную систему планирования и распределения продукции и услуг. Система централизованного планирования, доминирующая при социалистической ориентации страны и система локального планирования при преобладании частной собственности на средства производства влияет на мотивы улучшения и обеспечения качества и соответствующие рычаги управления качеством.
3.Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов — взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создаст мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.
4.Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество, как компонент инпотребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособные высококачественные продукты труда и высоким среднестатистическим социальным уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда — это творения высокой культуры. Так, например, японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, — своего рода произведение искусства.
5.Экономический аспект. Качество от начала и до конца напрямую связано с экономикой. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.
6.Моральный аспект. Достаточно вспомнить такие компоненты качества жизнедеятельности, как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда, чтобы сделать вывод о наличии морального аспекта качества. Американский ученый Дж. Джуран считает, что любое предприятие состоит из двух: первое — полезное, которое выпускает высококачественную продукцию, приобретаемую потребителями и второе — впустую расходующее все виды ресурсов и выпускающее брак («второй завод Джурана»). Если учитывать то, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать вывод о том, что такой труд аморален.
7.Экологический аспект. По мере повсеместного ухудшения экологической обстановки стратегия управления качеством, основанная на попытке удовлетворить краткосрочные потребности клиентов за счет их долгосрочных интересов и благосостояния, с течением времени все в большей степени утрачивает свои позиции. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, безопасные для жизни и здоровья, адаптированные к их долгосрочным запросам, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по экологической защите потребителей. В обществе появляются новые потребности, обусловливающие необходимость в экологически чистых продуктах. Только ориентация на высокое качество процессов, материалов, сырья, комплектующих изделий и готовой продукции позволяет в наибольшей степени удовлетворять требованиям экологической безопасности. Понятия «высококачественный продукт» и «экологически чистый продукт» потребителями во всех странах отождествляются.
8. Поясните в чём сущность каждого аспекта. Национальный аспект - определяет стандарты, предъявляемые к качеству в зависимости от менталитета. Политический аспект - определяет влияние на улучшение качества внутренней и международный политической ситуации. Технический аспект – обуславливает развитие научно-технического прогресса. Социальный аспект - определяет влияние на качество инпотребностей и аутпотребностей человека. Экономический аспект - рассматривает качество как экономическую категорию, т.е. с точки зрения экономических затрат. Моральный аспект – рассматривает некачественный труд с точки зрения морали. Экологический аспект уравнивает понятия «экологически чистый продукт» и «высококачественный продукт».
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы. 1.Поясните, что такое инпотребности человека и какова их суть? Инпотребности, связанные с объектами, которые он потребляет или использует, включают такие жизненно важные компоненты как качество созданной государством и частными организациями системы обучения, самообучения и интеллектуального развития личности.
2.Поясните, что такое аутпотребности человека и какова их суть? Аутпотребности (условно-исходящие потребности) человека включают в себя два компонента, без которых не может быть полной характеристики качества жизнедеятельности человека. Качество их трудовой деятельности. Оно связано со степенью удовлетворения своим трудом. И качества отдыха человека. Он может быть производительным, когда, например, человек занимается видами деятельности, связанными с его хобби. Развлекательный и условно-пассивный отдых также важны для человека и определяет качество его жизнедеятельности.
3.Что означает термин «техническое качество» продукции? Качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи.
4Что означает термин «функциональное качество» продукции? Для обеспечения конкурентоспособности необходимо не только создать сам продукт нужного потребителю качества, но и реализовать высокое качество системы того, как фирма предлагает клиенту свой продукт — системы поддержки продукции. Качество, обеспечиваемое данной системой, и называют функциональным качеством
5.Приведите примеры технического и функционального качества продукции. Если, например, техническое качество — качество автомобиля, то функциональное качество при этом может определяться доступностью информирования об особенностях его эксплуатации, скоростью обслуживания, вниманием и дружелюбностью персонала фирмы при обслуживании, качеством сервиса и утилизации и т.д. Таким образом, функциональное качество как бы придает дополнительную ценность техническому качеству.
6.В чём разница подходов к качеству с позиций «вещь в себе» и «вещь для нас»? Качество с позиции «вещь в себе», т.е. качество определяется конструктивными внутренними отличиями объекта. На фирмах, ориентированных на данный подход, применяют при оценке качества объектов понятия «низшее качество» и «высшее качество». Основное направление прогресса на подобных предприятиях связано, в первую очередь, с экономией материальных средств. Стоимость продукта здесь отождествляется со стоимостью труда. Цена при этом — в основном субъективный показатель, определяемый зависимостью: Ц = С + NС где: С — себестоимость; N— определенный норматив прибыли.
Подход раскрывающий качество с позиции «вещь для нас», т.е. качество определяется внешним проявлением внутренних отличий. Тут на фирмах применяют понятие «нужное качество», отражающее взгляд на качество объектов, создаваемых фирмой, клиентов — потребителей данного качества. Прогресс на таких предприятиях направлен на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта отождествляется с потребительной стоимостью, т.е. с его полезностью для потребителя. Следовательно, можно сделать вывод, что при этом подходе цена рассматривается как мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. Цена здесь в основном объективный показатель, т.е. основа ценообразования объективна, и прогнозы цен строятся на базе изучения рыночной конъюнктуры. Субъективная сторона ценообразования на таких фирмах связана с их целями и стратегией маркетинга. Таким образом, альтернативные подходы к качеству по существу определяются теми концепциями на которых основываетсяпроизводственно-ком-мерческая деятельность предприятия. При сбытовой концепции — это подход с позиции «вещь в себе», а при маркетинговой — «вещь для нас».
Практическая работа №2 ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА
Цель работы: изучение основных понятий квалиметрии; методологии оценки уровня качества и измерения качества.
|