Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпоха ручного трудаСтр 1 из 12Следующая ⇒
Тема 1. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность n Основные понятия, термины и определения.
n Социально-экономические и научно-технические предпосылки инновационной деятельности. Эволюция человеческого труда и кризис образования Липсиц И.В. и Нещадин А.А. выделяют: n Первая волна (1785 – 1835 г.г.) отличается широким использованием энергии воды и новых технологий прежде всего в текстильной промышленности. n Вторая волна (1830 – 1890 г.г.) обусловлена крупномасштабным использованием паровых двигателей вначале на железнодорожном транспорте, а далее, во всех других отраслях промышленности. n Третья волна (1880 – 1940 г.г.) базируется на повсеместном переходе во всех отраслях материального производства к преимущественному и даже господствующему использованию электрической энергии, электромеханических преобразователей энергии и соответствующих технологий. n Четвертая волна (1930 – 1990 г.г.) характеризуется массовым производством автомобилей, тракторов, самолетов, оружия, быстро расширяющейся номенклатуры товаров народного потребления. n Пятая волна (1985 – 2035 г.г.) отличается стремительным прогрессом в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, освоением околоземного космического пространства.
Наш подход: критерием перехода от одного уклада к другому является изменение степени участия человека в материальном производстве.
Эпоха ручного труда
2 Эпоха механизации
Ттенденции эпохи механизации 1. “Гигантомания” – экономически оправданное стремление создавать всё более и более грандиозные, по своим масштабам, машины, сооружения и технические системы. 2. “Микроминиатюризация” – также экономически обоснованное стремление создавать миниатюрные и сверхминиатюрные изделия в информационно-измерительной технике, а, позднее, микроэлектронике, приборостроении, компьютерной технике, технике телекоммуникаций и др. 3. Возрастание скорости и точности протекания технологических процессов, в такой степени, что человек “вручную” оказался уже не в состоянии ими управлять. Именно ограниченные психофизические возможности человеческого организма в фазе ручного управления становятся тормозом в дальнейшем увеличении производительности труда, причиной т.н. “человеческого фактора” в развитии техногенных катастроф.
4. Сферой деятельности людей все в большей степени становятся так называемые «экстремальные среды», в которых физико-химические параметры таковы, что присутствие человека вообще невозможно (глубины океана, земные недра, поверхность планет солнечной системы и т.д.). 5. Номенклатура выпускаемых изделий стремительно возрастала и достигала сейчас многих миллионов наименований, т.ч. в рамках механизированного производства с ручным управлением достичь таких результатов было бы просто невозможно. 6. Жизненный цикл товаров и технических систем стремительно сокращается, что требует радикально новых идей и технических средств, позволяющих быстро переходить к производству все новых и новых изделий путем простого перепрограммирования одной и той же техники, обслуживающей технологические процессы.
2 Эпоха механизации
Развитие высшей школы в эпоху механизации можно охарактеризовать формированием следующих процессов:
|