Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха ручного труда






Тема 1. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность

n Основные понятия, термины и определения.

 

n Социально-экономические и научно-технические предпосылки инновационной деятельности.

Эволюция человеческого труда и кризис образования

Липсиц И.В. и Нещадин А.А. выделяют:

n Первая волна (1785 – 1835 г.г.) отличается широким использованием энергии воды и новых технологий прежде всего в текстильной промышленности.

n Вторая волна (1830 – 1890 г.г.) обусловлена крупномасштабным использованием паровых двигателей вначале на железнодорожном транспорте, а далее, во всех других отраслях промышленности.

n Третья волна (1880 – 1940 г.г.) базируется на повсеместном переходе во всех отраслях материального производства к преимущественному и даже господствующему использованию электрической энергии, электромеханических преобразователей энергии и соответствующих технологий.

n Четвертая волна (1930 – 1990 г.г.) характеризуется массовым производством автомобилей, тракторов, самолетов, оружия, быстро расширяющейся номенклатуры товаров народного потребления.

n Пятая волна (1985 – 2035 г.г.) отличается стремительным прогрессом в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, освоением околоземного космического пространства.

 

Наш подход:

критерием перехода от одного уклада к другому является изменение степени участия человека в материальном производстве.

 

Эпоха ручного труда

 

2 Эпоха механизации
2-1 Фаза ручного управления

 

Ттенденции эпохи механизации

1. “Гигантомания” – экономически оправданное стремление создавать всё более и более грандиозные, по своим масштабам, машины, сооружения и технические системы.

2. “Микроминиатюризация” – также экономически обоснованное стремление создавать миниатюрные и сверхминиатюрные изделия в информационно-измерительной технике, а, позднее, микроэлектронике, приборостроении, компьютерной технике, технике телекоммуникаций и др.

3. Возрастание скорости и точности протекания технологических процессов, в такой степени, что человек “вручную” оказался уже не в состоянии ими управлять. Именно ограниченные психофизические возможности человеческого организма в фазе ручного управления становятся тормозом в дальнейшем увеличении производительности труда, причиной т.н. “человеческого фактора” в развитии техногенных катастроф.

 

4. Сферой деятельности людей все в большей степени становятся так называемые «экстремальные среды», в которых физико-химические параметры таковы, что присутствие человека вообще невозможно (глубины океана, земные недра, поверхность планет солнечной системы и т.д.).

5. Номенклатура выпускаемых изделий стремительно возрастала и достигала сейчас многих миллионов наименований, т.ч. в рамках механизированного производства с ручным управлением достичь таких результатов было бы просто невозможно.

6. Жизненный цикл товаров и технических систем стремительно сокращается, что требует радикально новых идей и технических средств, позволяющих быстро переходить к производству все новых и новых изделий путем простого перепрограммирования одной и той же техники, обслуживающей технологические процессы.

 

2 Эпоха механизации
2-2 Фаза дистанционного управления

 

Развитие высшей школы в эпоху механизации можно охарактеризовать формированием следующих процессов:

  1. Возрастание масштабности в массовой подготовке, прежде всего, инженерных кадров, связанное с общим резким увеличением доли интеллектуального труда в системе трудовой деятельности населения особенно индустриально развитых стран.
  2. Лавинообразное увеличение научной информации, или так называемый “информационный взрыв”, и одновременное ее, все более интенсивное, старение.
  3. Возрастание требований к мобильности высшей школы, обусловленное мобильностью науки, как составной части системы производительных сил общества.
  4. Формирование качественно новых требований к подготовке специалистов-творцов все более усложняющейся техники.
  5. Появление компьютерной техники, которое по праву считают очередной (третьей, после изобретения письменности и книгопечатания) революцией в области образовательных технологий.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал