Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туристское предприятие —основное звено реализации концепции маркетинга






Важнейшую роль в развитии туризма играют туристские пред­приятия (фирмы). Экспертные оценки свидетельствуют, что в боль­шинстве стран около 40 % всех туристов, выезжающих за границу, организуют свои поездки через турфирмы. Они обеспечивают для туристов международные и внутренние перевозки, необходимый па­кет услуг (проживание, питание, экскурсии), а также другие посред­нические операции (страхование, получение иностранных виз и т.д.).

По содержанию и характеру своей основной деятельности тури­стская фирма является своего рода посредником между потребите­лем (туристом) и производителем (гостиница, транспорт, ресторан) туристских услуг (рис. 2.1).

В деятельности туристских фирм наблюдаются определенные разли­чия, которые обусловлены их отношением к потребителям и производите­лям туристских услуг. В соответствии с данным признаком выделяют фир­мы-туроператоры и фирмы-турагенты.

Рис. 2.1 Туристская фирма как посредник между туристом и производителем туристских услуг

 

В классическом варианте туроператор — это фирма, которая зани­мается деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристского продукта; турагент—это фирма, которая осуществляет про­движение и реализацию туристского продукта. Данные формулировки отличаются только одним — туроператор в отличие от турагента зани­мается деятельностью по формированию туристского продукта. Он осу­ществляет подбор основных и дополнительных туристских услуг, их предварительное комплектование в стандартный пакет услуг по еди­ной цене, что в совокупности образует туристскую поездку.

Функции туроператора на рынке практически совпадают с дея­тельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значитель­ных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т.д.), комплектует из них собственные программы ту­ров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Структура рынка организованного туризма

 

Теоретически турагенты отличаются от туроператоров тем, что осу­ществляют рыночную продажу как сформированных туроператором пакетов (туров), так и услуг отдельных предприятий туристской индус­трии (гостиниц, авиакомпаний и т.п.). Помимо непосредственной про­дажи услуг важнейшими функциями турагентов являются консульти­рование и информирование клиентов, предоставление помощи» орга­низации туристской поездки. Таким образом, турагент является связующим звеном, посредником между производителями и потреби­телями туристских услуг. В то же время турагенты могут (и будут!) зани­маться формированием своих собственных туров в случае появления на рынке необходимого спроса и наличия соответствующих возможно­стей. При этом тураген тства показывают непревзойденную способность четко и надежно работать в качестве туроператоров на отдельных, как правило, узких сегментах рынка, которые в силу ряда причин неприв­лекательны для крупных туроператоров.

С переходом экономики к рыночному механизму хозяйствова­ния в качестве основного регулятора ее функционирования и разви­тия выступает рынок, который в туризме развивается очень дина­мично. Ситуацию на туристском рынке можно охарактеризовать как переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Об этом свиде­тельствуют следующие аспекты:

□ превышение предложения нал спросом;

□ спрос все в большей степени определяет предложение;

□ высокая степень информированности потребителей;

□ возрастание требований к качеству предлагаемых на рынке услуг;

□ высокая степень конкуренции в борьбе за предпочтения по­требителей.

В условиях повышения требований к ассортименту и качеству туристского продукта, усиления конкуренции все большее значение для туристских предприятий приобретает маркетинг.

Глубина проработки отдельных аспектов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности турфирмы, об­щей стратегии ее развития и квалификации персонала.

Усиление конкуренции и повышение требований клиентов к турист­ским услугам приводят к тому что все больше отечественных туристских фирм обращаются к маркетингу, стремясь адаптироваться к изменениям внешней среды. В зависимости от степени вовлеченности предприятий в маркетинг можно выделить три уровня использования этой концепции:

□ применение отдельных элементов маркетинга (реклама, сти­мулирование продаж, участие в выставках);

□ использование отдельных взаимосвязанных методов и средств (например, сегментация рынка и исходя из этого — формирование туристского предложения);

□ использование ориентации на рынок как способа мышления при принятии хозяйственных решений.

Ориентация на концепцию маркетинга предполагает удовлетво­рение выявленных нужд целевых рынков. При этом основное вни­мание туристской фирмы должно быть сосредоточено на постоян­ном наблюдении за состоянием целевого рынка, выявлении потреб­ностей клиентуры и проведении комплекса маркетинговых мероприятий для их удовлетворения. При таком подходе фирма обес­печивает получение прибыли за счет создания максимальной потре­бительской удовлетворенности. Однако очень важно, чтобы концеп­ция маркетинга осуществлялась на практике, а не просто провоз- глашапась. Часто турфирмы заявляют о применении в своей деятель­ности маркетинга, но на самом деле все сводится, скажем, к исполь­зованию рекламы или даже созданию службы маркетинга. Это само по себе еще не решает проблемы реального использования концеп­ции маркетинга в деятельности фирмы.

По мере развития рыночных механизмов будут развиваться воз­можности эффективного применения концепции маркетинга. Ори­ентация на маркетинг как философию бизнеса способствует посте­пенной перестройке психологии сотрудников, пониманию того, что успешная деятельность предприятия в условиях рынка зависит от работы каждого, а не только работников службы маркетинга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал