Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи ДОУ компенсирующего вида.
Тема: «Пожарные отважные стараются для каждого».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Профессия «пожарный».
Задачи: а) Коррекционно - образовательные. Пополнение и актуализация словаря по теме «Профессии. Профессия «пожарный». Расширение представлений о деятельности пожарных и значении этой профессии для всех людей. Активизация словаря по теме «Транспорт. Специальный транспорт» (изучаемой ранее), активизация использования его в рамках новой лексической темы (интеграция новых и полученных ранее знаний). Расширение словаря признаков. Формирование умения образовывать логичные (по одному основанию) антонимические пары слов–прилагательных. Закреплять умение согласовывать существительное с количественным числительным (два, три, пять). Создание условий для активной речевой практики (максимальное использование имеющихся коммуникативных возможностей детей). б). Коррекционно - развивающие. Развитие умений и навыков связной речи. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия. Совершенствование умения слушать, анализировать и отгадывать загадки (по данной теме). Развитие общей и мелкой моторики и конструктивного праксиса, умения согласовывать речь с движением. в). Коррекционно - воспитательные. Формирование устойчивого интереса квопросам безопасности жизни, стремления знать и выполнять правила пожарной безопасности. Воспитание чувства уважения к силе, смелости и отваге пожарных. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди детей.
Оборудование: Мультимедийное оборудование для демонстрации слайд - программы «Пожарные. Рабочие будни». Оборудование для прослушивания фонограммы фрагмента музыкального произведения, принадлежности для выполнения графического задания, электронные носители с аудиоинформацией (один из вариантов по выбору логопеда): - Моцарт В.А. «Симфония «Соль минор» 1 часть»; - Чайковский П.И. «Первый концерт для фортепиано с оркестром 1 часть». - Петров А. «Укрощение огня» - музыка из одноименного фильма. Картинные материалы для иллюстрации темы, карточки для графического задания, картинки – изображения специального транспорта (скорая помощь, трактор-бульдозер, цистерна с водой, машина службы МЧС), набор прищепок для проведения модульной пальчиковой гимнастики. Предварительная работа: - Коллективный просмотр мультфильма «Кошкин дом». - Коллективное слушание произведения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Анализ содержания. - Повторение ранее выученных стихов о профессиях. - Уточнение словаря группы «Специальный транспорт». - Разучивание с воспитателем тематической физминутки. - Семейные мини-экскурсии к месту размещения противопожарной службы г. Геленджика (по возможности) и организация наблюдений за их работой. - Разучивание стихотворных правил пожарной безопасности «Секреты безопасности» для детей (авт. Тарасенко С.А.) – приложение № 1.
Словарь (лексический минимум): - Профессия, работа, пожарный, машина, лестница, огнетушитель, огонь, пламя, дым, пожар, шланг, брандспойт, рукав (пожарный), струя, форма, шлем, опасность, безответственность, неосторожность. -Нужный, полезный, важный, необходимый, тяжелый, опасный, храбрый, надежный, сильный, легкий, отважный, бесстрашный, сложный, простой, умелый, быстрый, рискованный. - Мчаться, тушить, заливать, разворачивать, выносить, выводить, рисковать, спешить, торопиться, выполнять, знать, беречь, соблюдать. - Умело, быстро, надежно, бесстрашно, дружно.
Прогнозируемые результаты изучения темы: - Умение называть свой родной город. - Знание особенностей работы пожарного: назначение профессии, ее основные характеристики (2-4 прилагательных, характеризующих работу пожарного). - Знание правил пожарной безопасности «Секреты безопасности». - Умение разгадывать загадки по данной теме. - Умение анализировать предъявляемый логопедом учебный материал, находить адекватное решение поставленной учебной задачи. - Максимально активное использование вербальных средств общения в соответствии с имеющимся уровнем овладения связной речью. - Наличие положительного эмоционального отклика на материал занятия (позитивное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, стремления беречь свою жизнь, жизнь своих близких и свой родной город в целом.
Возможные риски: высокий уровень сложности произнесения специальных терминов, связанных с профессией пожарного, для детей, имеющих общее недоразвитие речи. Ход занятия: Вводно- организационный этап. Создание психологического настроя на предстоящую деятельность (1-2мин.) Организация приветствия. Приглашение к началу занятия. Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации (4-6 мин.) Логопед: сегодня я решила не сообщать вам тему занятия. Скажу только, что она очень важная и интересная. Давайте попробуем вместе узнать ее. Для этого вы должны внимательно слушать и постараться отгадать мои загадки. За каждую правильную отгадку вы получите фрагмент картинки. Если все загадки будут отгаданы правильно, мы сможем соединить кусочки (сложить пазл) и узнаем, какая тема нас ждет, и почему она важна для каждого. Логопед предлагает загадки, обозначающие предметы и явления, связанные с работой пожарного: вода, шланг, машина /пожарная/, ведро, огонь, лестница, и. т. д. (см. Приложение 2.) Фрагменты разрезной картинки кладутся в центр стола обратной стороной (дети не видят изображения). После того, как все загадки отгаданы, проводится обобщение: Логопед: давайте еще раз назовем все отгадки. Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. А теперь скажите, что связывает их вместе? Я подскажу вам, что это какая-то профессия. Дети формулируют варианты ответа. После этого фрагменты разрезной картинки переворачиваются, складываются коллективно. На столе появляется целостное изображение пожарного. Логопед: вот какие вы дружные и сообразительные, не только узнали профессию по загадкам, но и быстро сложили картинку и проверили наше предположение. Вывод: сегодня мы будем знакомиться с профессией «пожарный». 3. Работа по теме занятия (10 мин): а) Просмотр слайд – программы «Пожарные. Рабочие будни » (см.Приложение3). Логопед: конечно, вы знаете, кто такие пожарные, и какая у них работа. А сами вы когда-нибудь видели, как работают пожарные? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми моментами их работы. Во время просмотра, подумайте над первым вопросом: «Какая у пожарных работа? Подбирайте слова, отвечающие точно на мой вопрос: «КАКАЯ?» -Сейчас я попробую предложить вам варианты ответов на вопрос, какая у пожарных работа. б) Поиск и составление логических антонимических пар слов признаков): - У пожарных работа легкая. Дети дают антонимическую пару трудная - простая – сложная, бесполезная - нужная, безопасная – опасная, неважная – важная. - Чтобы выполнять такую работу, каким должен быть пожарный? Слабым? Дети дают антонимическую пару: сильным, трусливым,
|