Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации образовательной работы.
Прежде чем начать свою работу, я изучила основные принципы воспитательно- образовательной работы и построила свою деятельность в соответствии с этими принципами. Принцип полноты. Содержание программы я реализовавыла по всем разделам. Принцип системности. Так как собственно образовательную деятельность целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы осуществляла как до обеда, так и во второй половине дня. Однако независимо от выбранного ритма учитывала такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы не давала, только лишь закрепляла пройденный материал. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивала последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для старшего. Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Прежде всего это касается образовательной деятельности, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Все это я отразила в комплексно –тематическом планирование для старшего дошкольного возраста. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы стали достоянием родителей, которые не только продолжали беседы с ребенком на предложенные мною темы, но и выступали активными участниками педагогического процесса. Средства ознакомления детей с основами безопасности. Главной задачей для меня было показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста. Поэтому важными задачами являлись анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Я продумывала, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет для данного ребенка – станет средством познания мира. Художественная литература. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже стали средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. Деятельность. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность. Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Труд. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. Наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Образовательная деятельность. Это получение ребенком знаний под руководстком взрослого, с помощью чтения художественной литературы, бесед, экспериментирования, опытов, изобразительной и констуктивной деятельности. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами. Методы и приемы по формированию представлений и навыков жизнесберегающего поведения у дошкольников. В своей работе использовала комплекс методов и приемов, адекватных возрасту дошкольников 1. Метод сравнения. 2. Метод моделирования ситуаций. 3. Метод повторения. 4. Экспериментальная деятельность и опыт. 5. Игровые приемы. 6. Придумывание мини сказок (рассказов) на разные темы. 7. Игровой тренинг (уговоры, обещания, ласковый голос). 8. Индивидуальные и коллективные беседы с детьми. 9. Использование видеоносителей.
Все эти методы и приемы я применяла во всех основных разделах программы. Практическая значимость внедрение в практику всей работы по пожарной безопасности за учебный год в театральную постановку, где дети показывают все полученные знания и умения. С помощью, представленных в педагогическом опыте сказочных сюжетов, автор стремится помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к человеческим ценностям. Младшая группа. Служба спасения «Теремок – 01». Средняя группа. Сказка у камина. Старшая группа. В огненном царстве, тридесятом государстве. Подготовительная к школе группа. Суд над огнём.
Материал, раскрывающийся в этих темах, показывает динамику роста знаний и умений детей по пожарной безопасности в течение всего пребывания в детском саду. Герои сказок не появляются из ничего, они переходят из ранее поставленных сказок детьми, они как – бы живут вместе с детьми и учат их умению сделать свою жизнь безопасной. Это и герои народных сказок, и литературных произведений, и исторические события. Если в младшем дошкольном возрасте – это герои - фольклорные персонажи. То в старших группах – это исторические и современные события, экологические проблемы. Данный практический материал был апробирован в работе с детьми нашего учреждения. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами, работающими с детьми (воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом – психологом). Воспитание положительных черт личности у детей дошкольного возраста, через ознакомление с событиями и традициями своего народа.
План
|