Дата.
| Название народного праздника, народные приметы, содержание работы.
| Задачи.
| Формы работы.
| Возраст детей.
|
Сентябрь (хмурень, ревун, зоревник)
|
14 сентября.
| Семёнов день. Начало бабьего лета. Ранее было начало года. С бабьим летом начинались и бабьи работы. Впрочем, не только работой занимались крестьянки. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Для этого времени существовало много обрядов. Накануне вечером тушили любой огонь в избе, кроме лампадного. А как только занималась утренняя заря, зажигали новый - но не самостоятельно, а с помощью специально приглашенного знахаря. Он добывал огонь трением из сухого дерева, а молодая невестка или девица поджигала первым пламенем спицу.
| 1.Развивать наблюдательность, умение рассказать, что видит вокруг в доме.
2. Учить ориентироваться в пространстве помещения.
3. Знать первые действия при пожаре.
| 1.Рассматривать иллюстрации в книге Даниловой «У нас дома», игра «Назови, что видишь».
2. Экскурсия по д/с, с целью запоминания разных выходов из здания д/с.
3.Игра «Позвони в пожарную часть- 01». Знакомство с планом эвакуации из группы.
4.Рассматривание устройства русской печи.
5.Знакомство со способами добычи огня.
| Старшая и подготовительная группы.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
21 сентября.
| Рождество Богородицы. Вторая встреча Осени. Осенины. Праздник урожая.
| Закреплять знания о сезонных работах в огороде и саду, познакомить с происхождением знакомых овощей и фруктов. Развивать театрализованные качества, желание в сказке показать полученные знания. Поучить детей правилам эвакуации из музыкального зала детскогосада.
| Праздник «Витаминная семья».
Праздник «Её величество, Картошка!»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
27 сентября.
| Воздвиженье. Рассказывание о зимовке в животном мире и мире насекомых.
| Закреплять знания о жизни животных и насекомых в осенней период. Воспитывать умение вести в лесу, закреплять правила безопасности в природе.
| Спортивное развлечение «В гостях у Лесовика».
Викторина по правилам пожарной безопасности в лесу.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
Октябрь (полузимник, листопадник, грязник, свадебник). Осенние посиделки.
|
14 октября.
| Покров. Первое зазимье. К Покрову крестьяне старались завершить все сельскохозяйственные дела — убрать весь урожай, сделать заготовки на зиму. К этому времени заканчивалась пора хороводов и уличных игр, начинались посиделки: девушки по вечерам собирались в одной избе и занимались рукоделием, сопровождая работу пением.
| 1. Учить видеть источник опасности в доме. Знать назначение этих предметов.
2. Формировать интерес к труду пожарных.
3. Закреплять умение действовать в чрезвычайных ситуациях.
4. Знакомство со свечой, лучиной. Источник света в старые времена и в современной квартире.
| 1. Занятие «Опасные предметы», д/и «Подбери игрушку», «Убери на место». Аппликация «Не забудьте отключить».
2. Экскурсия в пожарную часть. Чтение стихов о пожарных: С.Маршак «Пожар», Е.Харинского «Спичка-невиличка».
3. Игра-эвакуация из здания д/с.
Спортивный праздник с включением в него эстафеты «Кто быстрее потушит пожар», подвижной игры «Огонь», вода и едкий дым».
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
18 октября.
| Харитины – первые холстины. На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты. «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Ткаческое мастерство ценилось прежде не меньше, чем земледельческое. Беседы о свойствах тканей. Рисование. Аппликация народных узоров. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды. Огонь и Солнце, конечно, в родстве: оба они сыны неба. «Что на свете красивее всего?» — спрашивает загадка. «Огонь». «А каков огонь ярче всех горит?» — «Солнце». Огонь, образ которого воплощался в узорах ткачества. В русских народных сказках, упоминается, как брошенное на землю полотенце превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие узоры похожи на нее — столь щедро украшены жарко-красными орнаментами.
| Познакомить со свойствами современных тканей. Показать, как опасен продукт горения синтетических тканей.
Как при пожаре помогает мокрый платочек.
Рассказ воспитателя о русских узорах на тканях. Связь огня и народных поверий, отражение в народных орнаментах.
| Просмотр обучающих программ по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста.
Рисование элементов народных узоров на полотенце.
Создание своего узора на ткани.
| Старшая и подготовительная группа.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
Ноябрь (листогной, полузимник, грудень). Ворота зимы.
|
4 ноября.
| Зимняя казанская. Беседа и чтение пословиц, поговорок о приметах поздней осени.
| Дать сведения о празднике – Дне воинской славы России – День народного единства.
| Беседа о празднике. Отметить разрушительную роль огня во время военных действий.
| Старшая и подготовительная группы.
|
|
| 1. Дать понятие детям об электроприборах, где живет электричество.
2. Знать причины пожаров.
3. Дать представление о работе пожарной техники.
| 1. Занятие «Электроприборы в доме», игры-лабиринты «Какой прибор включен», беседа «Где живет электричество».
2. Опыты с огнем. Познавательное занятие «Осторожно с огнем». Беседа на плакатах о пожарной безопасности.
3. Беседа по серии картин «Транспорт». 4.Рисование «Пожарные машины». 5.Занятие: «Какие бывают машины». Чтение В.Гальченко «Первая тревога».
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
Старшая группа.
Подготовительная группа.
Старшая подготовительная группа.
|
14 ноября.
| Кузьминки. Встреча зимы. Покровитель кузнечного ремесла и женского рукоделия. Знакомство с народным прикладным искусством.
| Познакомить с кузнечным ремеслом на Руси. Показать значение огня в работе кузнеца. Как соблюдали правила пожарной безопасности в старые времена. Как может упавшая искра уничтожить всё вокруг.
| Рассказ воспитателя о кузнечном ремесле. Игра – инсценировка «Эй, кузнец, молодец».
| Подготовительная группа.
|
Декабрь (студень, студный, стужайло). Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.
|
4 декабря
| Введеньё. Введеньё пришло, зиму привело. Верили, что в этот день по улицам проезжает сама Зима — в белоснежной шубе, на тройке лошадей. С этого дня начинались зимние торги — Введенские ярмарки. Главным товаром на них традиционно были сани.
| Подготовка домашнего жилища к зиме. На примере художественных произведений объяснить, почему нельзя захламлять балконы, кладовки, подсобные помещения.
| Сюжетно –ролевая игра «Семья», «Служба спасения – 01».
| Старшая и подготовительная группы.
|
5 декабря
| Прокоп. Пришёл прокоп – разрыл сугроб. Дети на Прокопа обычно собирались на улице, устраивали шумные гуляния — играли в снежки, катались с гор. Нередко к ребятне присоединялась и деревенская молодежь. Вечером, нагулявшись, загадывали загадки про зимние забавы: про катание с гор («Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка»); про детские санки («Два волка бежат, оба в небо глядят»); про лошадей и сани («Побегушки бегут, поползушки ползут»).
| Расширять знания детей о работе пожарного расчета.
| Беседа «Что необходимо пожарному» (с привлечением сотрудников пожарной части). Игра «Одень пожарного» с использованием мультимедийного оборудования.
Чтение сказок «Кузнец и Пётр Первый»,
«Забытой»
| Подготовительная группа.
Старшая группа.
|
9 декабря
| Юрьев день. Победа над змеем – драконом.
Юрьеву дню старались обить все двери войлоком или рогожей, законопатить окна и погреба, чтобы мороз не проникал в избу. Егория считали повелителем волков и охранителем скота. Именно ему молились о том, чтобы хищники не нападали на домашних животных. Говорили, что в Юрьев день волки начинают ходить за добычей. «Что у волка в зубах — то Егорий дал», — говорили люди. Медведи же, напротив, с этого времени засыпали самым крепким сном в своих берлогах.
| Знать свойства огня, познакомить детей со средствами тушения огня.
| Занятие «Спичка-не игрушка, огонь не забава». Опыты «Чем можно тушить огонь».
Чтение сказок и былин о богатырях.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
19 декабря
| Никола – зимний, второй после бога заступник. Покровитель земледелия и скотоводства, его называют покровителем моряков, купцов и детей. Ему молились и земледельцы — о хорошей погоде, о добром урожае. Зимние посиделки.
| Быть внимательными при подготовке и проведении Новогодних праздников.
| Беседа, «Какую опасность хранят в себе петарды». Д/и «Наряди елочку». Развлечение «Осторожно елка».
| Подготовительная группа.
Старшая группа.
|
Январь (просинец, перелом зимы, перезимье).
Январь – весне – дедушка, году – начало, зиме – серёдка.
|
1 января
| Новый год. Традиционная встреча Нового года. В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киеваот татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества.
В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев — защитников Отечества. В наши дни Илья Муромец считается покровителем Российского ракетного войска стратегического назначения и Пограничной службы России.
| Ознакомление с правилами пожарной безопасности во время зимних каникул.
Объяснение детям появление сказочных персонажей обусловлена незнанием человека того времени, как объяснить разные природные явления: пожар, наводнение, засуха, эпидемии болезней.
| Зимние каникулы.
Чтение русских былин о богатырях.
|
|
6 января
| Рождественский сочельник (кутейник) В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Еще одна примета действовала для всех. Считалось, что если в этот день попариться в жаркой бане — здоровья стократ прибавится.
| 1. Закреплять правила пожарной безопасности.
Рассказ воспитателя о русской бане. Свойства дерева.
| Д/и «Слушай внимательно», игра «Нарисуй выход из здания». Показ диафильмов: «За отвагу на пожаре», «Опасная игрушка или новые приключения Хрюши».
| Подготовительная группа.
Старшая группа.
|
7 января
| Рождество. На Руси празднование Рождества слилось с древним обрядом — Святками. Так и по сей день называются 12 дней между Рождеством и Крещением. Святочные традиции имеют дохристианское происхождение и связаны с основным занятием христиан — земледелием. Изначально они посвящались началу нового года и возрождению солнца. Молодежь наряжалась в старую одежду, надевала маски и устраивала игрища. И сегодня в Святки принято развлекаться.
| Дать понятие о противопожарном уголке в д/с.
Знакомство с народными играми зимой.
Воспитывать в детях здоровый образ жизни, необходимость быть сильным и выносливым в любых непредвиденных обстоятельствах.
| Занятие «Уголок пожарной безопасности в д/с».
Развлечение «Рождественские колядки»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
18 января
| Крещенский сочельник. Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину. Верили также, что снег, собранный в крещенский сочельник, может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту.
| Расширить знания детей о свойствах воды. Огонь и вода всегда ходят рука об руку.
| Опыты с водой.
Чтение сказок о воде и огне.
| Старшая и подготовительная группа.
|
19 января.
| Крещение. Считается, что в крещенскую ночь вода приобретает чудесные свойства и становится целебной. А если набрать воды из речки или запастись освященной в церкви водой, то она сохранит свои свойства весь год.
| Расширить знания о способах тушения пожара.
| Чтение сказки из журнала «Спасайкин «Сидя на пожарном щите».
Рисование «Кто живет на пожарном щите».
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
Февраль (снежень, бокогрей, широкие дороги).
Январю – батюшке – морозы, февралю – метели.
|
10 февраля.
| Ефим Сирин. Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Но самое главное событие этого дня — именины домового. Чтобы его задобрить, на ночь на кухне оставляли кашу. Домовой в народе считался не столько добрым, столько справедливым; он не любил ссор, сварливых людей и плохих хозяев. Зато добрые, старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь. Известно, что в каждой крестьянской семье держали кошку — но, что интересно, не только для охоты на мышей. Говорили, что кошка – это хозяйка дома, и она может поладить с домовым. На Ефрема весь вечер на посиделках посвящали рассказам о домовом, его повадках и проделках. Рассказывали байки, пели частушки и прибаутки.
| Знакомство с народными русскими сказками о нечистой силе. Русская печь в жизни крестьянина. Учить правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях.
| Рассказывание сказок о домовом.
Беседа «Чтобы не было беды». Чтение: П.Голосков «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
15 февраля.
| Сретенье. Зима с летом встречаются.Этот день был одним из самых больших праздников весны, был известен под названием Громниц. В этот день было принято приносить в церковь для освещения свечи. Потом во время грозы (и, соответственно, грома) их зажигали, чтобы отогнать беду. Также в этот день иногда поджигали друг другу волосы — это считалось верным средством от головной боли.
| Расширить знания детей о признаках конца зимы и уточнить знания весенних примет. Рассказать детям о народных суевериях о влиянии свечи на грозу. О мерах пожарной ной безопасности во время природных явлений. О поведении человека.
Продолжать знакомить с работой пожарных.
| Разучивание танца при свечах, рассматривание картин, иллюстраций, где свечи были основным источником света. Побеседовать о современных средствах освещения.
Оформление альбома о труде пожарных.
Беседа «Когда пожаров нет», спортивное развлечение «Пожарные на учениях».
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
Е.Новичихин «Ноль-один».
| Подготовительная группа.
Старшая группа.
|
18 февраля.
| Агафья – коровница. В народе святая почиталась как покровительница домашнего скота.
| Познакомить с народным поверьем. Дать детям понять, что в древние времена человек не всегда мог объяснить возникновение пожара, поэтому были разные приметы. Агафья считалась также заступницей от пожара. В день ее памяти освящали хлеб, который хранили в доме как надежное средство от «красного петуха». В случае пожара этот хлеб нужно было бросать либо в огонь, либо, наоборот, в чистое поле, в сторону от избы. Продолжать знакомить с работой пожарных.
| Чтение русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».
Игровой тренинг: «Мы вызываем службу спасения». Аппликация «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом».
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
Март (зимобор.Проталинник, сухий, берёзозол)
|
1 марта.
| Новый год. Отмечался в средневековой Руси. Этот обычай сохранялся до 9 века и считался выходным днём. Ярило — бог солнца древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями. От солнца земля нагревается — «ярится», к нему тянется все живое, чтобы набраться сил и окрепнуть.
| Знакомство с народным поверьем. Провести связь огня и солнце. Отметить в них жизнеутверждающее начало.
Воспитывать уважительное отношение к огню.
Напомнить о правилах эвакуации во время праздника
| Подготовка к проведению праздника весны – 8 марта.
«Весенний круиз для мамы», «Семейный альбом».
Составление творческих рассказов. Игра- тренинг «Эвакуация из детского сада».
|
Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
9 марта.
| День обретения главы Иоанна Предтечи. На обретение птица гнездо обретает. Крестьяне помогают им в этом: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Многолетние наблюдения показывали, что своевременный прилет птиц сулит хороший урожай. Если вдруг в Иванов день запоет синица — это к теплу; однако если поет она протяжно и жалобно — значит, голодна. В этом случае пичужке старились помочь, устраивали кормушки. Увидеть жаворонка или аиста в этот день считалось хорошей приметой.
| Беседа о перелётных птицах. Показать как во все времена люди заботились о птицах. Вспомнить правила поведения в лесу. Соблюдения элементарных мер безопасности, чтобы не навредить природе.
| Лепка.
Рисование.
Игры в спасателей «Пёрышко»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
14 марта.
| Евдокия. Этот праздник наши предки праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!». Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в ее праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.
| Рассказ о весенних приметах.
Уточнять представление об особенностях профессий службы спасения во время народных гуляний.
Поговорить о ветре. Какое значение имеет ветер во время пожара.
| Беседа по плакатам «Детям о пожарной безопасности»
Народные игры на спортивном досуге.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
22 марта.
| Сороки. Сорок мучеников. В этот день из разных стран прилетает 40 разных птиц, первый – жаворонок. Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
| Продолжить беседы о перелётных птицах. Рассказать, как страдают птицы во время лесных пожаров, как человеческая беспечность может стать гибелью всего живого в лесу.
| Лепка жаворонков. Заучивание потешек.
Конкурс рисунков и подделок «Я и огонь».
Сюжетно – ролевая игра «Служба спасения «Пёрышко»
Познавательное занятие «Пожар в лесу» (с последующей изобразительной деятельностью).
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
Апрель (снегогон, зажги снега, заиграй овражки).
Апрель всех напоит.
|
7 апреля.
| Благовещенье. Выпускают птиц на волю. Наши предки считали большим грехом браться в этот день за любое, даже самое малое дело. Более того, считалось, что даже неразумные твари чествуют великий праздник. Люди так и говорили: «В этот день девки кос не плетут, птицы гнезда не вьют». По народному верованию, в день Благовещенья сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет.Также под Благовещение ночью сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали платья. Все это делалось, чтобы истребить болезни и уберечь себя от колдовства.
| Познакомить с приметами весны в начале апреля, а так же с народными поверьями и суеверьями, которыми народ объяснял свои беды. Как в сейчас борются с болезнями, и какие опасности для человека представляли прыжки через огонь и окуривание одежды. Беседа о легковоспламеняющихся свойствах ткани.
| Заучивание потешек. Чтение стихотворения «Птички – сенички»
Игры в «Больницу», «Служба спасения».
Народные игры, связанные с прыжками через «костёр». Игры – эстафеты по пожарной безопасности.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
Старшая и подготовительная группы.
|
9 апреля.
| У Матрены просили также урожая репы — одного из главных ингредиентов в крестьянской кухне. В некоторых местах этот день называли Полурепицей, так как было принято делить все запасы овощей на две части: лучшие репки откладывали для будущего разведения семян, а из оставшихся готовили еду. На Руси знали множество блюд из репы: ее фаршировали, варили, парили, делали из нее пюре и запеканки. О том, насколько они были распространены, говорит сохранившаяся до нашего времени поговорка: «Проще пареной репы».
| Вспомнить героев осенних сказок «Витаминная семья»,
«Её величество, картошка!»
Отметить значение витаминов для организма людей. Поговорить о народной медицине при лечении ожогов. Какие овощи помогают. Воспитывать у детей чувство самосохранения.
| Сюжетные и дидактические игры по мотивам русской народной
сказки «Репка»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
16 апреля.
| Никита - Паводок мог принести много бед: если река выйдет из берегов, то сметет все, что попадется ей на пути. Поэтому важно было заранее понимать, насколько разольется вода. Считалось, что в этот день просыпается от зимней спячки водяной. Крестьяне пытались его задобрить — угощали кто хлебом, кто кашей.
| Рассказать о службе спасения на воде. Подготовка к проведению праздника «В огненном царстве, тридесятом государстве», где спасатели на воде морские рыбки,
А также праздника «Суд над огнём»
| Чтение сказки про водяного. Просмотр зимнего праздника «Водяной и волшебная звезда»
Разыгрывание сценок.
Игры на заданную тему. Заучивание пословиц по пожарной безопасности.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
17 апреля.
| Иосиф песнопевец. Прилёт журавлей. Начинают петь сверчки. Песнопевцем же Иосифа прозвали в народе, потому что в его день начинал петь сверчок и подавал голос журавль. Люди выходили из дома, чтобы поклониться прекрасным птицам, которых считали борцами со злом и защитниками от нечисти. Весной заготавливали и кору ольхи, которая благодаря дубильным веществам способна останавливать кровотечение и лечить воспаления.
| Обобщение знаний и умений по пожарной безопасности. Воспитывать у детей желание показывать свои знания в игровой и сказочной форме.
| Праздник «В огненном царстве, тридесятом государстве»
Праздник – диспут «Суд над огнём»
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
27 апреля.
| Мартын – лисагон.В южных регионах с Мартынова дня начиналась пахота и сев ранних хлебов. Поэтому на погоду обращали особое внимание. Если день выдавался теплым и ярким, можно было надеяться на добрый урожай. На Мартына принято было работать от зари до зари, чтобы подготовить под посев как можно большую площадь.
| О поведении людей с незнакомыми животными. Воспитывать в детях умение адекватно оценивать обстановку.
Рассказать детям об основах безопасности во время работы с техникой, из-за небрежности часто приводит к пожарам.
| Рассказывание сказок о лисе. Заучивание пословиц и поговорок.
Чтение И.Хомин «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела».
| Старшая группа
Подготовительная группа.
|
30 апреля
| Зосима – пчельник. Пчеловоды внимательно наблюдали за насекомыми, облетающими первоцветы.
| Рассказ о пчёлах.
День пожарной охраны. Экскурсия в пожарный музей и пожарную часть. Сравнить труд пожарных трудолюбием пчелы. Большом значении для человека.
| Рисование пчелы, разучивание стихотворения о пчёлах.
Поздравление с праздником работников пожарной охраны.
| Старшая и подготовительная группы.
|
Май (травник, травень).
|
5 мая.
| Лука. Лука считается первым иконописцем и покровителем врачей и живописцев. Имя святого нашло отражение и в земледелии. На Луку высаживали на грядки лук: это растение считали на Руси целебным — и не зря, впоследствии его свойства подтвердили и медики. О луке говорили: «Лук от семи недуг»; «Кто есть лук — избавлен от вечных мук»; «Лук да баня все исправят». Лук входил в состав многих народных лекарств.
| Рассказ о пользе природных витаминов.
Воспитание в детях здорового образа жизни – часть программы по ОБЖ. Народные традиции живут и сегодня.
| Высадка с детьми лука.
Загадки о луке.
| Старшая и подготовительная группы.
|
6 мая
| Юрьев день. Покровитель домашнего скота. Выгоняли скотину вербой, сорванной в вербное воскресенье.
Прилёт ласточек. В этот день прислушивались к голосу кукушки. Начинается сезон хороводов.
| Рассказывание о домашних животных.
О доблести русского воина, образ Георгия Победоносца в нашей истории. Вспомнить о подвигах пожарных дружин в годы Великой отечественной войны.
| Лепка печенья в форме домашних животных.
Праздник ко Дню Победы.
| Старшая группа.
Старшая и подготовительная группы.
|
8 мая
| Марк – ключник. В народе Марка именовали Ключником, потому что существовало поверье: именно у этого святого хранятся ключи, которыми он может отомкнуть небо и выпустить дожди. Поэтому ему в этот день молились о том, чтобы не случилось засухи. Для вызывания дождя существовали специальные заклинания. Например, такое: «Дождь, дождь! На бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен — поливай ведром!».
| Значение воды в тушении пожаров. Закреплять порядок действия при пожаре. Вода – источник жизни. Бережное отношение к воде – основное направление в экологическом воспитании.
| Заучивание потешек о дожде и радуге. Чтение загадок. Народные подвижные игры. Чтение: «Сказка про пожар», Цыферов «Жил- был слоненок». Встреча с инспектором госпожнадзора. Д/и «Чего не должно быть», «Отыщи верный путь», «Можно-нельзя». Беседа «Не играй с огнем с использованием плакатов по пожарной безопасности.
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
18 мая
| Ирина – рассадница.Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?». Проводили в этот день и другие сельскохозяйственные работы — например, выжигали покосы, чтобы избавиться от старой, высохшей травы. По этому поводу существовала поговорка: «На Ирину худая трава из поля вон». «Капусткой» также называли один из видов хоровода, распространенный в северных регионах. Он образуется так: парень заводит песню и образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого.
| Знакомство с народными приметами при посадке овощей. Воспитывать желание трудиться, любовь к земле.
Ознакомление с правилами безопасности при работе с землёй.
| Разучивание русской народной игры «Капуста».
Труд на огороде детского сада.
| Старшая и подготовительная группа.
|
19 мая.
| Иов – огуречник, горошник. На Руси горох и бобы были доступны всем — даже беднякам. Не зря существовала присказка «остаться на бобах». Еще одна поговорка, связанная с бобовыми, свидетельствует о том, что их разводят уже очень давно: «Это было во времена царя Гороха». В этот день крестьяне утром выходили во двор и наблюдают: если роса обильная, то уродятся огурцы. Кроме того, эта роса считается очень полезной для огородных растений. По этому поводу сказывали: «Иов росы распустил».
| Знакомство с народной приметой. Воспитывать чувство гордости за свой народ, его наблюдательности и предприимчивости.
| Загадывание загадок о горохе, чтение сказки о «Горошинке»
Работа в огороде детского сада.
| Старшая и подготовительная группа
|
|
| Формировать интерес к труду пожарных.
| Чтение книги А.Самойлова «Пожарная команда», Л.Толстой «Пожарные собаки». С/р игра «Пожарные». Д/и «Что необходимо пожарному». Спортивное развлечение «Готовимся стать юными пожарными».
| Старшая группа.
Подготовительная группа.
|
22 мая
| Никола – весенний.
Покровитель лошадей. Травы с этого дня действительно начинали хорошо расти («Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались наНиколин день травой»), поэтому лошадей уже выгоняли в ночное.
| История пожарных дружин. Лошади при пожаре. Когда на каланче вывешивали красный флаг — сигнал тревоги, соседние части высылали на помощь свои команды. Большую часть дня они проводили, как солдаты, на учениях и тренировках, дежурили на каланче и ухаживали за лошадьми. Лошади действительно проходили специальное обучение: они не боялись огня, грохота падающих бревен и... умели надевать на себя сбрую. Хомуты в пожарных конюшнях висели на цепях у дышел, кони сами вдевали головы в хомуты — достаточно было небольшого усилия лошади, и хомут снимался с пружинного крючка. Мгновенно закладывались постромки, и обоз был готов к выезду.
| Рисование и лепка лошадей.
| Старшая и подготовительная группа.
|