Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация культурно-исторических типов
Все КИТы, существовавшие в истории, Данилевский делит на 3 разновидности: 1. Положительные 2. Отрицательные 3. Нейтральные
1. «К положительным КИТ относятся цивилизации, которые развивали самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях внешних условий, так и в особенностях его духовной природы», т.е. те цивилизации, которые внесли существенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Положительные КИТ в порядке хронологии, расположенные в хронологическом порядке: 1. египетский 2. китайский 3. ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический 4. индийский 5. иранский 6. еврейский 7. греческий 8. римский 9. ново-семитический, или аравийский 10. германо-романский, или европейский Кроме этого Данилевский выделил 2 положительных американских КИТ, которые погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития: 11. мексиканский 12. перуанский
13. и самый молодой, только еще формирующийся, – славянский.
2. Отрицательные КИТ – это «временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям, и, разнеся их останки, скрылись в прежнее ничтожество». Видимо, понимая логическую уязвимость подобного определения, Данилевский в другом месте своего трактата дает еще одну интерпретацию отрицательных КИТ. Соответственно ей, их можно уподобить непредсказуемым проявлениям слепого рока, всплескам разрушительной стихии, существующим помимо сознательной воли культурного человечества. Иногда, как указывает Данилевский, положительная и отрицательная роль может принадлежать одному и тому же племени, как это было, например, с племенами германскими и аравийскими.
3. К нейтральным КИТ относятся племена, которым не суждено ни созидательного, ни разрушительного величия, ни положительной, ни отрицательной исторической роли. Они составляют лишь этнографический материал, т.е. как бы неорганическое вещество, входящее в состав исторических организмов. Они могут повышать их разнообразие и богатство, но сами никогда не достигают исторической индивидуальности. «Таковы, например, племена финские и многие другие, имеющие еще меньшее значения». Т.о., на долю любого народа могут выпасть всего 3 роли: 1. Положительная деятельность КИТа. 2. Разрушительная деятельность т.н. «бичей божьих», придающих смерти дряхлые цивилизации. 3. Служение чужим целям в качестве этнографического материала.
|