Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понимание прогресса и регресса в концепции Данилевского. Способы распространения культуры
Положительные КИТ Данилевского в свою очередь разделяет на: 1. Уединенные 2. Преемственные
1. К преемственным КИТ он относит те, «плоды деятельности которых передавались от одного к другому, как материалы для питания или удобрения той почвы, на которой должен будет развиваться последующий тип». Преемственные КИТы: - египетский, - ассирийско-вавилоно-финикийский, - греческий, - римский, - еврейский, - германо-романский, или европейский)
2. Уединенные КИТ – это цивилизации, которые стремятся вести замкнутое существование и не зависеть от окружающего мира.
Уединенными являются следующие КИТы: - китайский, - индийский
По мнению Данилевского, анализируя отличия Запада и Востока нужно говорить именно об уединенности или преемственности этих культур, а не о т.н. западном «прогрессе» и восточном «застое», о которых активно писали его современники. Т.к. настоящие и прогресс, и застой – это всего лишь «характеристические признаки того возраста, в котором находится народ»: «Народу одряхлевшему, отжившему, свое сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе. Всему живущему… дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть». Прогресс и застой – это весьма короткие периоды в жизни любого организма, и не следует относить их лишь к определенным культурам.
Среди способов распространения культуры Данилевский называет:
1. Колонизацию. Это самый простейший способ распространения культуры: колонизируемые культуры лишаются политической самобытности и превращаются в податливый этнографический элемент, мягкий как воск, принимающий без сопротивлений все формы, которые ему заблагорассудят дать. Примеры: финикийцы передали культуру Карфагену; греки – Южной Италии и Сицилии; англичане – Северной Америке и Австралии)
2. «Прививку»: когда «один КИТ приносится в жертву другому». Тот народ, к которому прививают новую культуру – «дичок, превратившийся в средство для чужой цели, для лелеемого привитого черенка или почки». Надо быть глубоко убежденным в негодности самого «дерева», чтобы решиться на подобную операцию. «Прививка не приносит пользы тому, к чему прививается» Примеры: Александрия в египетской культуре; римская культура у кельтов.
3. Воздействие цивилизации на цивилизацию подобно влиянию почвенного удобрения на растительный организм или влиянию улучшенной пищи на организм животного. При таком способе распространения культуры первый тип, «приносимый в жертву», хотя и служит материалом для органического строения нового типа культуры, НО сохраняет свою самобытность. У КИТа остается его специфическая деятельность в сфере политики, быта, нравов, религии. При таком способе результаты культурного взаимодействия выходят великолепные. Только такое, свободное, отношение между КИТами может быть истинно плодотворным. Примеры: воздействие Финикии и Египта на Грецию; Рим и Греция – на германо-романскую Европу.
|