Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание прогресса и регресса в концепции Данилевского. Способы распространения культуры






 

Положительные КИТ Данилевского в свою очередь разделяет на:

1. Уединенные

2. Преемственные

 

1. К преемственным КИТ он относит те, «плоды деятельности которых передавались от одного к другому, как материалы для питания или удобрения той почвы, на которой должен будет развиваться последующий тип».

Преемственные КИТы:

- египетский,

- ассирийско-вавилоно-финикийский,

- греческий,

- римский,

- еврейский,

- германо-романский, или европейский)

 

2. Уединенные КИТ – это цивилизации, которые стремятся вести замкнутое существование и не зависеть от окружающего мира.

 

Уединенными являются следующие КИТы:

- китайский,

- индийский

 

По мнению Данилевского, анализируя отличия Запада и Востока нужно говорить именно об уединенности или преемственности этих культур, а не о т.н. западном «прогрессе» и восточном «застое», о которых активно писали его современники. Т.к. настоящие и прогресс, и застой – это всего лишь «характеристические признаки того возраста, в котором находится народ»: «Народу одряхлевшему, отжившему, свое сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе. Всему живущему… дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть». Прогресс и застой – это весьма короткие периоды в жизни любого организма, и не следует относить их лишь к определенным культурам.

 

 

Среди способов распространения культуры Данилевский называет:

 

1. Колонизацию. Это самый простейший способ распространения культуры: колонизируемые культуры лишаются политической самобытности и превращаются в податливый этнографический элемент, мягкий как воск, принимающий без сопротивлений все формы, которые ему заблагорассудят дать.

Примеры: финикийцы передали культуру Карфагену; греки – Южной Италии и Сицилии; англичане – Северной Америке и Австралии)

 

2. «Прививку»: когда «один КИТ приносится в жертву другому». Тот народ, к которому прививают новую культуру – «дичок, превратившийся в средство для чужой цели, для лелеемого привитого черенка или почки». Надо быть глубоко убежденным в негодности самого «дерева», чтобы решиться на подобную операцию. «Прививка не приносит пользы тому, к чему прививается»

Примеры: Александрия в египетской культуре; римская культура у кельтов.

 

3. Воздействие цивилизации на цивилизацию подобно влиянию почвенного удобрения на растительный организм или влиянию улучшенной пищи на организм животного. При таком способе распространения культуры первый тип, «приносимый в жертву», хотя и служит материалом для органического строения нового типа культуры, НО сохраняет свою самобытность. У КИТа остается его специфическая деятельность в сфере политики, быта, нравов, религии. При таком способе результаты культурного взаимодействия выходят великолепные. Только такое, свободное, отношение между КИТами может быть истинно плодотворным.

Примеры: воздействие Финикии и Египта на Грецию; Рим и Греция – на германо-романскую Европу.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал