Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимоотношения России и Европы. Путь России ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Начинает свою книгу Данилевский с анализа враждебности Европы к России. И причину этой враждебности Данилевский видит в непонимании положения России. Европейцы считают, что Россия принадлежит Европе. И раз она часть Европы, то и культура должна быть соответствующая. Но европейцы вдруг видят совершенно иные обычаи, нравы, законы, которые никак не вписываются в их культурную модель. «С такой точки зрения становится понятным европейское сочувствие и стремление ко всему, что стремится к ослаблению русского начала по окраинам России». Европа считает, что Россия мешает распространению европейской цивилизации. На самом же деле, по мнению Данилевского, Россия Европе принадлежит, но лишь частично, а часть ее культуры восходит своими корнями к азиатским культурным моделям и схемам. Данилевский без устали подчеркивает противоположность интересов России и Европы. Эта противоположность – «самая положительная, самая коренная, ничем не устранимая». Взаимоотношения России и Европы состоят в ожесточенной борьбе между умирающим КИТом романо-германской цивилизации (Европы) и нарождающимся новым славянским КИТом (Россия). Данилевский указывал: в качестве исхода этой борьбы на ближайшие 200 лет может стать образование на месте отдельных европейских государств единого европейского государства и складывание т.н. «Славянского союза» во главе с Россией и вхождением Константинополя в состав этой конфедерации в качестве его культурно-исторического центра. По мнению Данилевского, Россия созрела для государственной жизни в период монголо-татарского ига. Начало российской государственной жизни связано с победой на Куликовском поле, которая дала политическую независимость от татар. Получается, что возраст российского государства примерно 600 лет (на момент публикации работы Данилевского). Но вступить в период своей цивилизации Россия сможет только в том случае, если создаст политическую систему славянских государств. Русские – представители славянства и в качестве таковых должны содействовать освобождению славян из-под гнета других государств, а затем стремиться к политическому объединению всех славян, чтобы составить «достаточную силу сопротивления». Основным субстратом нового славянского типа культуры будет русский народ. Черты русского национального характера, по Данилевскому таковы: русский человек не чужд насильственности, исполнен мягкости, почтительности, покорности, уважения и доверия к власти. Видно по этому ряду, что Данилевский идеализировал русский характер. В панславизме и в русском мессианстве (в апологии русского характера, чаянии, что славянский КИТ станет идеальным четырехосновным, гармоничным КИТом) видно противоречие исходным установкам Данилевского, которые состоят в отстаивании принципа разнообразия культур и неприятия господства одного КИТа над другими.
Но указывал исследователь и на недостатки русской культуры, самым серьезным из которых (Данилевский даже называл его «болезнью России») является «европейничанье»: искажение народного быта, замена его форм иностранными, заимствование чужих учреждений, рассмотрение всех проблем российских под европейским углом зрения. Т.е. в целом – забвение национально-культурного своеобразия России. Если Россия не избавится от этой «болезни», то она погубит свой самобытный тип, не даст ему развиться в полной мере.
[1] Известный российский и американский социолог и культуролог. [2] Некоторые из этих экспедиций продолжались годами. Например, экспедиция на Волгу и Каспийское море длилась 4 года, на Белое море и Северный Ледовитый океан – три года. [3] Работу над ней Данилевский начал в 1868 г., в 1869 г. опубликовал ее в виде серии очерков в журнала «Заря». Первое отдельное издание работы вышло в 1871 г.
|