![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устройство щелочных аккумуляторов
Если кислотные аккумуляторы используют в качестве стартерных, то для питания прочих низковольтных устройств применяют щелочные кадмиево-никелевые и железони- келевые аккумуляторы (они одинаковы по конструкции и составу электролита). Корпус 9 щелочного аккумулятора (рис. 5.9) изготовляют сварным из листовой ста ли, покрытой никелем. Технология изготовления положительных 4 и отрицательных 11 пластин одинакова: их выполняют из тонких перфорированных листов стали в виде ламелей-футляров 3, в которые помещается активная масса 1. Гидрат окиси никеля Ni(ОН)3 служит активной массой положительных пластин ще лочных аккумуляторов обоих типов. Активная масса отрицательных пластин у кадмиево-никелевых аккумуляторов со- стоит из смеси губчатого кадмия с железом, а у железо-никелевых - из смеси химически активного железа (губчатого железа) с его окислами и небольшого количества окиси ртути. В электрохимических процессах участвуют кадмий Cd или железо Fe, а присадки улучшают электрохимические свойства масс.
Рис. 5.9. Устройство щелочного аккумулятора: 1 – активная масса; 2 – палочки распорные эбонитовые; 3 – ламель-футляр; 4 – положительные пластины; 5 – вывод; 6 – пробка; 7 – вывод; 8 – крышка стальная; 9 – корпус аккумулятора; 10 – баретки (соединительные мостики); 11 – отрицательные пластины; 12 – контакт- ные пластины; 13 – эбонитовые пластины; 14 – стойки.
С помощью контактных пластин 12 и соединительных бареток 10 пластины собира ют в блоки и через выводы 5, 7 соединяют с внешней цепью. В стальной крышке 8 расположены пробки 6, в которых устроены небольшие отвер стия для вентиляции. Изоляция пластин одна от другой и от корпуса достигается установкой распорных эбонитовых палочек 2 и эбонитовых пластин 13 со стойками 14. Укадмиево-никелевых аккумуляторов крайние пластины всегда положительные, у железоникелевых отрицательные. При сборе в батарею аккумуляторы монтируют на изоляционных прокладках в об- щем деревянном или пластмассовом ящике и надежно изолируют от корпуса судна. Электролитом служит раствор едкого кали КОН или натра NaOН в дистиллирован- ной воде плотностью 1, 19-1, 21 г/см3 с небольшой добавкой едкого лития с небольшой до- бавкой едкого лития КОН, который увеличивает срок службы аккумуляторов в 2-2, 5 раза. Реакции разряда-заряда (на примере кадмиево-никелевого аккумулятора) следую щие: у положительных пластин Ni (ОН3) + К ↔ Ni (ОН)2 + КОН; у отрицательных пластин Cd + 2OН ↔ Сd(ОН)2.
Образовавшиеся при разряде гидроокиси Ni(ОН)2 и Сd(ОН)2 не обладают какими- либо отрицательными свойствами, поэтому щелочные аккумуляторы могут длительное время находиться в разряженном состоянии, следовательно, их обслуживание упрощается. Так как ионы К+ и ОН- или целые молекулы КОН присутствуют в левых и правых частях уравнений реакций, плотность электролита в процессе разряда-заряда почти не изменяется. ЭДС заряженного аккумулятора составляет 1, 35 В, при разряде уменьшается до 1 В (это зависит от состояния активных масс пластин и в меньшей степени от плотности элек тролита и температуры эксплуатации). Напряжение заряженного аккумулятора составляет 1, 25 В, разряжают его до напря жения не ниже 1, 1 В. Например, батарея 10 КН-100 (кадмиево-никелевая батарея, собранная из 10 банок, общей емкостью 100 А-ч) имеет номинальное напряжение U = 12, 5 В. Номинальным зарядным током считается ток Iз = С / 4= 25 А продолжительно- стью 6 час. Номинальным разрядным током считается ток Iр = С / 8 = 12, 5 А продолжительно- стью 8 час. Допускается 1-часовой режим разряда током Iр = 100 А. Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов Rвн = 0, 03—0, 05 Ом, т.е. в десятки раз больше внутреннего сопротивления кислотных аккумуляторов, у которых Rвн = 0, 005 Ом. Поэтому щелочные аккумуляторы нельзя использовать в стартерном режиме.
|