Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация электроприводов
Электроприводы классифицируются (различаются) по нескольким признакам. Рассмотрим основные признаки.
По области применения различают 2 вида электроприводов: 1. береговые; 2. судовые. По роду тока различают 2 вида электроприводов: 1. постоянного тока; 2. переменного тока. Переход судовых электроприводов на переменный ток завершился в начале 60-х годов 20 столетия. Это стало возможным после начала производства (в б. СССР) элек- трических машин, предназначенных специально для работы на судах. Такие электриче- ские машины называют машинами морского исполнения.
По способу передачи энергии от электродвигателя к механизму различают 3 вида электроприводов: 1. групповой; 2. одиночный; 3. многодвигательный. Групповым называют электропривод, в котором один электродвигатель приводит в движение несколько исполнительных механизмов. Пример: токарный станок, в котором электродвигатель вращает патрон с заготовкой и одновременно перемещает суппорт станка с бабкой, в которой зажат резец. Суппорт при этом движется поступательно (влево – вправо) вдоль станины станка. На судах групповые приводы применяются крайне ред- ко. Одиночным называют электропривод, в котором электродвигатель приводит в движение только один исполнительный механизм. Пример: электропривод насоса или вентилятора, в котором крылатка насажена непосредственно на вал электродвигателя. Многодвигательным называют электропривод, в котором каждый рабочий орган механизма приводится в движение отдельным электродвигателем. Пример: электропри- вод грузового крана, имеющий 3 механизма – подъёма груза, поворота и изменения вылета стрелы. Каждый из этих механизмов имеет «свой» электродвигатель.
По степени автоматизации различают 3 вида электроприводов: 1. неавтоматизированные; 2. автоматизированные; 3. автоматические. В неавтоматизированном электроприводе человек участвует на всех стадиях управления электроприводом. Пример: электропривод вентилятора, управляемый при помощи поста управления с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Оба действия – пуск и остановка, выполняет человек путём нажатия соответствующей кнопки. В автоматизированном электроприводе функции управления разделены между человеком и управляющим устройством. Обычно человек задаёт программу работы электропривода, остальное же выполняет управляющее устройство. Пример: электропривод грузовой лебёдки с 3-мя скоростями. Пусть оператор (лебёдчик) резко перевёл рукоятку командоконтроллера из нулевого положения сразу в 3-е в направлении «Подъём». Двигатель при этом включится не на 3-й скорости, а на 1-й, что позволит избежать поломки редуктора, а далее разгон электродвигателя произойдёт постепенно, с задержкой при переходе с 1-й скорости на 2-й, а затем со 2-й к 3-ю. Эту задержку обеспечивают два реле времени, входящие в состав управляющего устройства. В автоматическом электроприводе роль человека сводится лишь к наблюдению за работой электропривода. Пример: автоматический рулевой. На начальном этапе участие человека заключает ся в подаче питания на рулевой электропривод (электромеханик) и в выведении судна на требуемый курс, например, при помощи штурвала (рулевой матрос или вахтенный помощ ник). После этого на тумбе управления рулевым электроприводом (мостик) переключа- тель видов управления устанавливают в положение «Автомат». В зависимости от условий плавания, такой режим может длиться от нескольких часов до нескольких десятков суток.
По возможности изменения скорости различают 2 вида электроприводов: 1. нерегулируемый, не предусматривающий изменение скорости; 2. регулируемый, имеющий 2 и более скоростей. Пример нерегулируемого электропривода: электропривод вентилятора, управление которым состоит только в пуске и остановке, а скорость не регулируется. Примеры регулируемого электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 3-мя скоростями; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 6-ю скоростями.
По возможности изменения направления вращения различают 2 вида электро приводов: 1. нереверсивный; 2. реверсивный. Пример нереверсивного электропривода: электропривод вентилятора, управление которым состоит только в пуске и остановке, а направление вращения не изменяется. Примеры реверсивного электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 2-мя режимами: «подъём» и «спуск»; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 2-мя режимами: «травить» и «выбирать».
По назначению различают 5 видов судовых электроприводов: 1. рулевые; 2. якорно-швартовные (брашпили и шпили); 3. грузоподъёмные (грузовые лебёдки и краны, лифты); 4. электроприводы судовых нагнетателей (насосы, вентиляторы, компрессоры); 5. механизмов специального назначения. К последней группе относят электроприводы: 1. подруливающих устройств; 2. систем кренования и дифферента; 3. успокоителей качки; 4. систем откренивания судов; 5. автоматические швартовные лебедки. Подруливающиеустройства предназначены для повышения манёвренности су- дов. С их помощью судно может перемещаться лагом (бортом) и даже совершать полный оборот на месте. Такие устройства применяют на обычных транспортных судах, а также на судах – паромах, предназначенных для перевозки колёсной техники. Системы кренования и дифферента применяют на ледокольных судах, для освобо ждения судна, зажатого во льдах и придания корпусу судна необходимой осадки. Системы успокоителей качки применяют, в основном, на пассажирских судах и морских паромах, в условиях, когда качка достигает 35…40º. С помощью успокоителей Удается уменьшить амплитуду качки до 5…7º. Системы откренивания судна применяют на судах с горизонтальным способом погрузки (суда типа ро-ро) для выравнивания крена. Применение этих систем повышает безопасность грузовых операций и обеспечивает надёжность работы въездной аппарели. Автоматические швартовные лебедки применяют на судах с целью поддер- жания постоянного усилия в швартовном канате при стоянке судна в порту или на рейде. При увеличении натяжения каната лебедка включается и потравливает канат до тех пор, пока усилие в канате не уменьшится до заданного. При уменьшении натяжения каната лебедка включается и набивает канат до заранее заданного усилия.
|