Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прямой пуск короткозамкнутых асинхронных двигателей специального исполнения
К короткозамкнутым асинхронным двигателям специального исполнения относят ся: 1. двигатели с повышенным скольжением; 2. глубокопазные; 3. двухклеточные. По сравнению с асинхронными двигателями нормального исполнения эти двигате ли имеют улучшенные пусковые свойства, а именно: 1. пониженные пусковые токи; 2. увеличенные пусковые моменты. Объясним, каким образом получены эти свойства. Из теории электрических машин известно, что электромагнитный момент асинхрон ных электродвигателей определяется выражением М = сI' cosψ Ф, где с – конструктивный коэффициент (величина постоянная); I' - т.н. приведенный (к обмотке статора) ток ротора; ψ - угол сдвига по фазе между векторами ЭДС обмотки ротора Е' и приведенным током I' ; I' cosψ - активная составляющая тока ротора; Ф – значение вращающегося магнитного потока обмотки статора. Если сказать проще, то электромагнитный момент двигателя тем больше, чем боль- ше активная составляющая тока ротора, а для ее увеличения надо увеличивать актив- ное сопротивление проводников обмотки ротора. Увеличение активного сопротивления обмотки ротора, помимо увеличения пусково- го момента двигателя, дает и второе преимущество: уменьшение пусковых токов. Таким образом, увеличивая активное сопротивление обмотки ротора, можно убить сразу двух зайцев: 1. увеличить пусковой момент двигателя, 2. уменьшить пусковой ток двигателя. Такими положительными свойствами обладают т.н. двигатели с улучшенными пус- ковыми свойствами. К последним относятся асинхронные двигатели: 1. с повышенным скольжением; 2. с глубокими пазами на роторе; 3. с двойной беличьей клеткой на роторе; 4. с фазной обмоткой на роторе (с фазным ротором). Асинхронные двигатели с повышенным скольжением по сравнению с обычными асинхронными двигателями имеют увеличенный пусковой момент (рис. 9.14). Для этого искусственно уменьшают сечение проводников обмотки ротора, вследствие чего увеличива ется их активное сопротивление, а значит, активная составляющая тока ротора и электро магнитный момент двигателя, прямо пропорциональный этой составляющей (см. выше). Рис. 9.14. Механические характеристики асинхронных двигателей обычного исполнения (1) и с повышенным скольжением (2)
Недостатком этих двигателей является пониженная (по сравнению с двигателями обычного исполнения) скорость вращения ротора. У двигателей с глубоким пазом обмотка на роторе выполнена в виде стержней прямоугольного профиля с высотой h, превосходящей ширину b в 15…20 раз (рис. 9.15) Увеличение активного сопротивления обмотки ротора при пуске объясняется по- верхностным эффектом. Рис. 9.15. Глубокопазная обмотка ротора (а) и кривая распределения тока по высоте паза (б)
Суть этого явления состоит в том, что на переменном токе основная часть тока про водника вытесняется на его поверхность. Это объясняется тем, что индуктивное сопротив ление центральной части проводника гораздо больше по сравнению с сопротивлением по- верхностного слоя. При пуске частота тока в роторе f = 50 Гц, нижняя часть проводника обмотки ро- тора имеет увеличенное индуктивное сопротивление, поэтому пусковой ток вытесняется в верхнюю часть, Это равнозначно уменьшению площади его поперечного сечения, т.е. уве- личению активного сопротивления. В результате уменьшается пусковой ток и одновремен но увеличивается пусковой момент. При номинальной скорости и небольшой частоте тока ротора (1...3 Гц) поверхност- ный эффект пропадает, ток распределяется равномерно по высоте проводника. В двухклеточных асинхронных двигателях (рис. 9.16) использованы оба способа повышения активного сопротивления. Рис. 9.16. Двухклеточная обмотка ротора асинхронного двигателя (а) и его механические характеристики: пусковой обмотки (1), рабочей обмотки (2) и 1- механическая характерис
Эти двигатели имеют пусковую обмотку П, которая работает как обмотка ротора двигателя с повышенным скольжением, и рабочую Р, которая работает как глубокопазная. Эксплуатационные показатели перечисленных выше двигателей специального ис- полнения хуже, чем у двигателей нормального исполнения, в частности, у них ниже коэф- фициент полезного действия, коэффициент мощности cosφ, а стоимость выше. На судах из перечисленных выше трех типов двигателей специального исполнения используется только один – двигатель с двумя клетками. Такие двигатели установлены в электроприводах грузовых лебедок на судах польской постройки (типа «Муром»).
|