![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип действия руля
При установившемся прямолинейном движении судна руль, находящийся в диамет ральной плоскости, испытывает с обеих сторон одинаковое давление набегающих струй воды. Рис. 10.1. Силы, действующие на судно при отклонении руля
При отклонении руля на угол α (рис. 10.1) равновесие нарушается. На поверхно- сти пера руля, обращенной к набегающему потоку, силы давления увеличиваются. Поле давления может быть представлено равнодействующей силой R, приложен- ной в центре давления. Направление действия силы R в первом приближении удобно считать нормальным относительно плоскости пера руля. Равнодействующая сила R может быть разложена на дне составляющие х и y по взаимно перпендикулярным осям, одна из которых располагается по линии курса судна, а другая - нормально к ней. Поместим в центр тяжести судна - в точку О - две взаимно уравновешивающиеся силы у1 и у 2, равные и параллельные боковой силе у. Силы у1 и у составляют пару сил, плечо которой примерно можно считать равным половине длины судна L. Они образуют момент, поворачивающий судно в сторону перекладки руля Мпов = у
Этот момент и определяет поворот судна при отклонении руля. Сила у 2, называемая силой дрейфа, сносит судно боком во внешнюю сторону описываемой им дуги и создает из-за наличия метацентрической высоты крен судна. Сила х создает дополнительное сопротивление движению судна (тормозит его). Таким образом, задача поворота судна сводится к перекладке пера руля в необходимую сторону на угол, определяющий нужную эффективность управляющего воздействия. Обобщенная сила R одновременно создает противодействующий момент на баллере руля, который является нагрузкой для электропривода.
|