Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения. Вопросам электробезопасности на современных судах, имеющих широкую сеть электрифицированных механизмов
Вопросам электробезопасности на современных судах, имеющих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помещений и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение. Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп- лекс работ по вахтенному и техническому обслуживанию, которые требуют от обслужива ющего персонала глубоких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конечном итоге является самым главным по предупреждению травматизма на судах. В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож- ность повреждения изоляции электроустановок, заземляющих устройств, нарушения раз- личного вида блокировок и других технических неисправностей, в результате которых об- служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения. ёК обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова ние и навыки самостоятельной работы на данных электротехнических установках. Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс се текущей эксплуатации, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи- ты на три категории: при полном снятии напряжения, при частичном снятии напряжения и без снятия напряжения. Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен- ных участках или электроустановках, на которые исключается подача напряжения от дру- гого электрооборудования, находящегося под напряжением. К работам этой категории от- носятся все профилактические мероприятия, необходимый ремонт кнопок, магнитных пу- скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов. Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, проводятся на обесто- ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри- косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техниче- ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, наложение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь». Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара- тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предохранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помощи кото рой может быть подано напряжение к месту работы, вывешивается табличка «Не вклю- чать - работают люди». Вывешивание плакатов производится лицом, занимающимся отключением установ ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения. Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект- ротехническим персоналом под непосредственным руководством электромеханика. Допускается под напряжением установка перемычек для шунтирования неисправ- ных приборов, рубильников, выключателей, шунтирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выводах распределительных устройств. Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде с рука- вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди- электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон- тажным инструментом с изолированными рукоятками, при этом не касаться других токове дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палубе, а также не применять для работы ножовки, напильники и металлические мерительные инструменты. В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на- пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегоревших плавких вставок на вели чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую- щем коврике в защитных очках. Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро техническом формуляре с указанием содержания и места их проведения и фамилии испол нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик. Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью палубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро- механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово- дят специальный инструктаж, выдают ему испытанный монтерский предохранительный пояс и страхующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче- редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохранительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты. Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон ному распоряжению командного состава судна с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале. Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожарной безопасности счи тается промывка электрических машин и оборудования специальными моющими средства ми. Для этого используются тампоны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир- ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л. При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0, 25 л, а при промывке - 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками. Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери- ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой. Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова- ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за- земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 мм вклю чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм . Однако применение защитного заземляющего провода сечением свыше 70 мм считается нецелесообразным. Минимально допустимое сечение заземляющего медного провода устанавливается не менее 4 мм для силовых установок и не менее 2, 5 мм для установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля ющего провода выбирается не менее 1, 5 мм . Установка предохранителей в проводах за- земления не допускается. Для создания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной зачистке и лужении соприкасающих ся поверхностей.
|