Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и средства обеспечения национальной безопасности
Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности; По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей. Система обеспечения национальной безопасности включает в себя две взаимодействующие подсистемы: государственную СОНБ и общественную СОНБ. Государственная СОНБ — совокупность госорганов: · защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников; · обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей. Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции: 1. предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений. 2. отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества: 3. формирование общественного мнения и воздействие на него: 4. привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности: 1. выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению; 2. поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности: 3. управление силами и средствами обеспечения безопасности; 4. осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций. Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности. 1. Силы обеспечения безопасности — это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касается средств, то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д. Основным критерием деления сил и средств обеспечения безопасности выступает их место в механизме обеспечения безопасности, а конкретно — объект обеспечения безопасности. Так, политика обеспечения военной безопасности или военная политика реализуется военной организацией государства. В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности: 1. обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства); 2. обеспечение государственной безопасности — противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами); 3. обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации). Военная организация включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию также входит часть экономических субъектов и научного комплекса страны (так называемый оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс). Для выполнения отдельных задач военной безопасности привлекаются специальные службы России. Спецслужбы — особый вид государственных органов, основными задачами которых являются конспиративная защита государства как формы организации политической власти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил, средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством. Правоохранительные органы — государственные органы, основным назначением которых является охрана норм права (в основном уголовного и административного) от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом. Другими словами, если правоохранительные органы обеспечивают главным образом безопасность личности и общества, то основное назначение спецслужб — безопасность государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую связана с ограничением прав и свобод граждан. Подобное ограничение согласно Конституции возможно только на основании судебного решения. В то же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих этих органов.
21. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие, основания и особенности административной ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы: 1) объект административного правонарушения; 2)объективная сторона административного правонарушения; 3)субъект административного правонарушения; 4) субъективная сторона административного правонарушения. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами. Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем). Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты. Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет. Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния. Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. ПРИМЕР: за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности. Юридическое основание административной ответственности – это наличие правовых норм, предусматривающих данную ответственность за совершение конкретного правонарушения. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.
|